Конспект мастер-класса Технология проблемного обучения в начальной школе


Мастер-класс
Технология проблемного обучения в начальной школе
Дулишкович Светлана Николаевна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2
г. Нефтекумск
Ставропольский край
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И всё же они ухитряются как – то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
Слайд 2
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?  Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. Слайд 3
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. 
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. 
Слайд 4
- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
- Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением»
Слайд 5
Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Математика, 2 класс. Учитель делает на доске запись:
2 + 5 ∙ 3 = 17
2 + 5 ∙ 3 = 21
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 
Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?
Ученики: Поставить скобки (2 + 5) ∙ 3 = 21
Учитель: Где вы поставите скобки?
- Ещё один пример использования этого приёма:
Слайд 6
Русский язык, 3 класс
Учитель: Разберите по составу слово проходил
Какие орфограммы встретились в этом слове? (безударная гласная)
В каких частях слова безударная гласная? Можно ли проверить?
Ученики: В корне можно – проверочное слово (ход) , а приставку нужно запомнить, приставки пра – не бывает.
Возникновение слов (прабабушка, прадедушка, правнук)
Учитель : Давайте разберём эти слова по составу. Что заметили?
Чем является пра- в этих словах?
Приставка пра- используется в словах со значением «самый первый, самый древний», их немного, но они встречаются в русском языке.
Слайд 7
Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.
Слайд 8
Окружающий мир, 2 класс. Учитель: Лена, Катя и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи.
(Приложение)
(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды , 2 чемодана и карточки с названием вещей)Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)
Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Почему так вышло?
Чего мы не знаем?
(Побуждение к формулированию проблемы.)
Слайд 9
- Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)
 Слайд 10Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.  Русский язык, 3 класс. Учитель:  На доске слова: редкий редко
Сравните эту пару слов? Что общего? Ученики: Корень.
Учитель: Тогда чем они отличаются?Ученики: Окончаниями. 
(Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)
Учитель: Измените форму слова редкий.
(Дети убедились, что - ий окончание)
Аналогично попытаемся изменить слово редко. Не получилось?Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?
Ученики:  Что это окончание.
Учитель: А что оказалось потом?
(Побуждение к осознанию противоречия.)
Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Что же такое "о" в слове редко? (Проблема как вопрос.)
 Ученики: Суффикс.
Слайд 11II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 
- Теперь рассмотрим ситуации, возникшие с «затруднением».
Прием 4. В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.Математика, 2 класс. Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 250 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.  (9+9+9+9+9+9+9+9+………………………) Знакомство с умножением.
Слайд 12
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.  Математика, 2 класс. Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)
Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Какова же будет тема нашего урока? Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.  Слайд 13
Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. 
Русский язык, 3 класс. Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от...утюжить.
Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Слайд14
Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка. На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса". На каникулах мы побывали в Пятигорске в музыкальном театре, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был яркий, красочный, дети вернулись в хорошем настроении. По приезде домой они предложили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль для родителей.Учитель: А любую сказку можно поставить на сцене?
Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса. А что значит "как пьеса"? Ребята! Давайте разберёмся, что такое пьеса. 
Слайд 15
Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 
Я считаю. что именно за проблемным обучением будущее современной школы.
Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Слайд 16
Рефлексия
Уважаемые коллеги! А вы, исходя из своего опыта, согласны с важностью создания проблемной ситуации на уроке или считаете, что это дань моде?
Какой приём создания проблемной ситуации показался вам интересным?
Каковы ваши пожелания?
Слайд 17
- Спасибо за внимание!