Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка».


" Обобщение педагогического опыта работы"
1. Введение
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка».
Иностранный язык как учебный предмет владеет богатыми возможностями для формирования конструктивно думающей, свободной и динамичной в своих поступках личности. Владение иностранным языком создает предпосылки для деятельности, не ограниченной собственным языковым пространством.
Я работаю в МОУ Столбищенская СОШ с 2011 года. Учебное учреждение обладает хорошей материально-технической базой: компьютерным классом, оборудованными кабинетами с автоматизированным рабочим местом учителя. Иностранный язык изучается по общеобразовательной программе.
В начале моей трудовой деятельности в данной школе, 2011-2012 учебном году была проведена предварительная диагностика заинтересованности школьников 2 класса в изучении английского языка (метод незаконченных предложений). Подобные исследования проводились в данном классе также в 2012-2013 и в 2013-2014 учебных годах.
Рост мотивации к изучению английского языка
69723014541500
2011-2012 2012-2013 2013-2014
В 2011 – 2012 учебном году при анкетировании школьников было установлено, что из 7 обучающихся в классе 3 человека проявили заинтересованность в изучении английского языка, в 2012- 2013 учебном году – 4 человека, при подведении итогов в 2013- 2014 учебном году 5 школьников из класса положительно отозвались о занятиях английским языком в школе. Актуальность опыта
заключается в системе разрешения противоречий, которые были обнаружены в ходе анализа моей педагогической деятельности:
1.Между высокими требованиями к уровню подготовки учащихся, предъявляемыми современным обществом, и низкой потребностью школьников в изучении иностранного языка.
2.Между недостаточной коммуникативной подготовленностью большинства школьников и высоким уровнем общения на иностранном языке в современном обществе.
3.Между отсутствием языковой среды и пассивным запасом знаний учеников и учителя.
Статус иностранного языка как школьного учебного предмета изменился. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество испытывают реальную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Иностранный язык в полной мере осознаётся как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии коммуникативных умений и навыков у каждого обучающегося на основе совершенствования оценочных и рефлексивных свойств мышления на уроках английского языка.
Теоретическая интерпретация опыта
В своей работе опираюсь на теоретические разработки основоположников структуры технологии развития критического мышления Чарльза Темпла, Джинни Стилл, Курт Мередит, а также – идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления.Согласно исследованиям, технология развития критического мышления является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В исследовательских работах по данному вопросу справедливо подчёркивается, что критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Таким образом, подобный подход предполагает определение цели занятий на уроке иностранного языка с позиции школьника, при этом не только в плане приобретения им знаний, но и с точки зрения прогрессивных изменений в личности обучающегося.
В условиях совместной творческой деятельности, как на занятии, так и вне его, между учителем и школьником складываются отношения партнёрства; оно проявляется в согласованности их речевых поступков и имеет для каждого из них личностный смысл.
По мнению Ж. Пиаже, Л.С. Выготского описываемая технология позволяет учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного, творческого сотрудничества, дает возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, став практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.
Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек определяют критическое мышление как «способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Таким образом, технология развития критического мышления дает
ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Развивая коммуникативные умения и навыки у обучающихся, важно помнить о психологических особенностях устной речи. Б.В. Беляев утверждает, что говорение, как активный процесс речевого общения, характеризуется следующими основными и взаимно обусловленными психологическими особенностями.
Во-первых, как и всякий другой речевой процесс, говорение есть не навык, а умение, которое лишь предполагает навык, но к нему не сводится. Автоматизированными являются только навыки, а умениями называются такие действия, которые совершаются человеком впервые и с пониманием.
Второй психологической особенностью речевого процесса является продуктивный характер говорения. Если говорение учащихся всецело сводится только к репродукции заученного, если школьники не приучаются к продуктивному, творческому построению речи для выражения собственных мыслей, то говорение перестаёт быть средством общения, коммуникации.
Третьей психологической особенностью активного говорения на иностранном языке нужно считать тот факт, что сознание говорящего человека обычно сосредотачивается лишь на смысловом содержании речи, т. е. на выражаемых словами мыслях. Что же касается языковой оболочки, то она, как правило, создаётся интуитивно, т.е. не путём сознательного применения правил изучаемого языка, а на основе чувства этого языка, которое и развивается только в условиях соответствующей языковой или речевой практики.
Четвёртой психологической особенностью говорения на иностранном языке нужно считать то обстоятельство, что говорение находится в самой тесной взаимной зависимости со всеми другими процессами речи, в том числе и с рецептивными. С этой точки зрения любой программный языковой материал в целях его наиболее прочного усвоения должен проходить через все речевые процессы: любое иноязычное слово и любая грамматическая конструкция должны как восприниматься школьниками на слух и зрительно, так воспроизводиться ими при говорении и письме. Особо важную роль при этом играет говорение, т.е. использование лексических и грамматических средств изучаемого языка в целях выражения собственных мыслей учащегося.
Из данных психологических и методических исследований следует, что использование теории развития критического мышления на уроках иностранного языка даёт возможность создавать условия для активного, творческого процесса познания, предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приёмов, которые создают атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем, учитывая интересы школьников, а обучающимся помогает определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, предполагает принятие собственной ответственности за сделанный выбор.
Работа над опытом длилась в течение 3 лет.
1 этап (аналитико-диагностический, 2011-2012 гг.) – проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе; определены цель, объект, предмет и задачи деятельности, сформулирована ведущая педагогическая идея, определена методика проведения исследования.
2 этап (исследовательский, 2012-2013 гг.) – сконструирована и апробирована
методическая система изучения материала, проведена работа по диагностике
уровня заинтересованности изучения иностранного языка.
3 этап (аналитико-обобщающий, 2013-2014 гг.) – сформулированы основные
выводы, отработаны и систематизированы результаты исследований, подведены итоги.
Диапазон опыта: выработана «система уроков» по формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
Новизна опыта
заключается в комбинации элементов технологий коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения в процессе преподавания иностранного языка и культуры.
Технология опыта
Цель исследования: научить каждого школьника мыслить критически, уметь самореализоваться, адаптироваться к различным жизненным ситуациям, культурно общаться в процессе изучения иностранного языка.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создание необходимых условий для наиболее полного всестороннего ознакомления обучающихся с национально-культурными особенностями стран изучаемого языка, с правилами речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях.
2. Совершенствование педагогической компетенции учителя
3. Совершенствование методов и форм организации коммуникативной деятельности школьников при овладении ими иноязычной речью.
6. Организация учебно-воспитательного процесса.
В своей работе я стремлюсь творчески реализовать принципы, позволяющие развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, а именно:
1. Обучение иностранному языку ориентировано на личность ученика, то есть обучение предмету имеет личностно-деятельностную направленность. Каждый школьник индивидуален, имеет свою особую структуру способностей, свои предпочтения в выборе тем, проблем, видов деятельности.
2. Обучение иностранному языку направлено на развитие межкультурной компетенции учащихся.
3. Многогранность содержания обучения, наличие в нем различных точек зрения, мнений, свободы выбора развивают у школьников способность к самостоятельному мышлению, к самовыражению, а также интерес к родному языку и культуре.
В соответствии с программой общеобразовательных учреждений к содержанию образования по английскому языку относятся темы общения, страноведческая информация, коммуникативные умения, языковые средства общения, а также общеучебные умения.
В школе есть необходимый учебно-методический комплект для изучения иностранных языков. Ни один учебник или УМК не могут полностью соответствовать реальным потребностям учебного процесса. Поэтому мне приходится в зависимости от предпочтений и возможностей учащихся творчески переосмысливать содержание учебного материала, заменять имеющиеся тексты, задания. Новые материалы я беру из различных источников: систематически читаю научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», поддерживаю связь с ведущим издательством «ТИТУЛ», использую Интернет-ресурсы (www.englishteachers.ru; www. http://in-yaz.3dn.ru; http://www.teachers.tv/).
Большую помощь в обновлении знаний содержания обучения и технологий в преподавании английского языка оказывают курсы повышения квалификации.
По окончании обучения школьник должен решать различные задачи в области практического владения иностранным языком. Этому способствует использование на уроках английского языка технологии развития критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:
I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысления содержания ( получение новой информации)
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
ВЫЗОВ. В процессе реализации стадии вызова я применяю различные приёмы и методы, способствующие актуализации имеющихся у обучающихся знаний и представлений о предмете изучения:
Кластер («гроздь») (Приложение 1,2) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Правила очень простые. В центре – это наша тема, ключевое понятие, а вокруг него крупные смысловые единицы. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Кластер позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
«Концептуальное колесо» (Приложение 3)
Предлагаю обучающимся подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать их в секторы колеса, таким образом происходит активизация лексического материала по теме.
Верные и неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки
Проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы (Приложение 4)
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.
Рассказ-предположение по ключевым словам («дерево предсказаний»)
Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения обучающихся моделируют дальнейший финал текста. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием был эффективно использован при изучении темы «Защита окружающей среды» в 8 классе, когда обучающиеся выступили в роли экспертов экологической организации и пытались спрогнозировать возможные изменения окружающей среды на ближайшие 100 лет. Некоторые дети предположили, что, «вероятно», через 100 лет на Земле не останется многих видов растений и животных, в морях и реках невозможно будет купаться, а некоторые посчитали, что, «возможно», люди изобретут уникальную машину, которая очистит воду, воздух и почву.
Мозговая атака
Загадка / фантастическая добавка
Таким образом, на стадии вызова полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Для последующего введения, отработки и закрепления новых знаний я использую следующие формы и методы работы.
1. Методы активного чтения:
Инсерт (маркировка текста) (Приложение 5)
Данный прием используется для развития аналитического мышления, для отслеживания понимания материала при чтении научно-популярных текстов с большим количеством фактов и сведений.
Во время чтения текста прошу обучающихся делать на полях пометки, а после прочтения заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Чтение с остановками (Приложение 6)
Подготовительная работа:
1. Выбирается текст для чтения. Текст должен быть абсолютно неизвестным для аудитории, сюжет – динамичным, событийным, с неожиданной развязкой, проблемным финалом.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т.д.
3. Заранее продумываю вопросы к каждой части текста (описанная технология может применяться как для чтения, так и для восприятия «на слух»)
Работая над текстом в таком режиме, добиваюсь того, что обучающиеся одновременно читают и понимают текст, а также развивают коммуникативные навыки.
”Fish bone”(рыбий скелет) (Приложение 7)
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть.
Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Зигзаг
Данный прием используется при организации работы учащихся в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.
Данный прием позволяет отработать большой по объему и содержанию материал, развивая одновременно навыки поискового чтения и коммуникативную компетенцию.
2. Ведение различных записей:
Бортовой журнал
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
«Бортовой журнал» применяется в самом простейшем варианте: перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.
Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
Двухчастный дневник
Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом.
Конструктивная таблица «Знаем – Узнали – Хотим узнать» (Приложение 8)
Данные приемы и методы направлены не только на совершенствование и развитие навыков чтения с различной стратегией, но и на формирование и совершенствование навыков говорения и письма.
РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. На данном этапе снова возвращаемся к заполнению кластеров, таблиц, установлению причинно-следственных связей между блоками информации, ответам на поставленные в начале урока проблемным вопросам, а также активно использует такие методы и приемы, как:
Устные и письменные круглые столы
Дискуссии
Исследования по отдельным вопросам; стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» ( Приложение 9)
И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How) и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).
Е – Есть варианты решения.
А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.
Л – Логические выводы.
Например, на уроке домашнего чтения в 8 классе обучающиеся разбирали текст «Благотворительность в нашей жизни», искали информацию о благотворительных фондах, о проблемах вымирающих видов животных, пытались выработать способы решения проблем и заносили ответы в «лист для решения проблем».
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Для этого прошу детей в течение 5-10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.
Ролевой проект
Синквейн (Приложение 10) – это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме в строго заданной форме.
1 строка – любое существительное
2 строка – два прилагательных – эпитета
3 строка – три глагола движения
4 строка – крылатое выражение, смысловая фраза
5 строка – усиливающее содержание слово
Итак, в процессе реализации трех стадий теории развития критического мышления на уроках английского языка я стремлюсь добиться систематизации обучающимися новой информации по отношению к уже имеющимся у них представлениям, производить отбор информации, наиболее значимой как для понимания сути изучаемой темы, так и наиболее значимой для ее последующей реализации.
7. Результативность опыта
Анализируя проделанную работу, можно отметить ряд положительных результатов. Наблюдается достаточно высокий уровень усвоения школьникам программного материала, что видно из данных диаграммы

-31597605638802011-2012 2012-2013 2013-2014
002011-2012 2012-2013 2013-2014

В 2011 - 2012 учебных годах качество знаний в 2 классе составляло 62%, применяя методы и приёмы критического мышления, я добилась повышения качества знаний школьников на 2% (2011 - 2012 учебный год), при подведении итогов опыта качество знаний в 5 классе составило 69%.
В ходе применения теории критического мышления на уроках английского языка удалось активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы и добиться стабильного повышения мотивации.