Рабочая программа к факультативу 7 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Тогучинского района
«Тогучинская средняя школа № 5»
РАССМОТРЕНО
на методическом
объединение учителей
гуманитарного цикла
Протокол № от « »_____ 20 __
Рук –ль:
___________ Ю.А. Медведева
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_______И. А. Гемпель
« »________20__
Программа факультативного курса по английскому языку
« Счастливый английский»
для обучающихся 7 классов
Составитель: Малышева Наталья Геннадьевна
учитель английского языка
Тогучин
2016 -2017
Пояснительная записка
Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России требуют расширения функций иностранного языка как учебного предмета. У школьников все чаще появляется необходимость использовать иностранный язык как инструмент общения. Следовательно, учителя иностранного языка должны, прежде всего, развивать коммуникативные умения учащихся для подготовки их к межкультурному общению.
Однако очевидно, что полноценная коммуникация не может происходить вне или при отсутствии грамматики. Поэтому грамматический компонент является неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность и необходимость разработки данного курса определяется тем, что грамматический аспект наиболее труден при обучении иностранному языку, прежде всего, с точки зрения психологии, так как в коре головного мозга действует система стереотипов родного языка, диктующая ученику правила организации слов в связное целое. Эта система стереотипов определяет существование интуитивной, неосознаваемой грамматики, которую каждый из нас носит в себе на родном языке. Следовательно, нашей первичной задачей является создание интуитивной грамматики, которая способствовала бы организации речи в соответствии с нормами грамматики, присущими иностранному языку, так как овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение, не задумываясь, реализовывать их в процессе общения.
Одним из наиболее оптимальных путей решения поставленной задачи является применение нетрадиционных приемов обучения иноязычной грамматике с использованием игровой деятельности, изучение ее на примерах фабульных рассказов, шуток, анекдотов, что не просто дает учащимся возможность применения полученных грамматических знаний на практике, но и способствует повышению мотивации к усвоению данного аспекта в изучении английского языка, а также создает условия для знакомства со своеобразным английским юмором на языке оригинала, использования правил грамматики в личностно-значимых для учащихся ситуациях.
Основные цели курса - углубить и систематизировать знания обучащихся по грамматике английского языка, а также научить учащихся употреблять речевые клише, правильные грамматические формы в устной и письменной речи.
Цели данного курса определяют следующие задачи:
Расширить объём и глубину грамматических явлений, систематизировать и обобщить знания учащимися грамматического материала по разделам «Морфология» «Синтаксис».
Обеспечить овладение обучащимися англоязычной терминологией при формулировании правил грамматики на английском языке.
Развивать навыки анализа и самоанализа при выполнении грамматических упражнений.
Обучать школьников грамматическому и лексическому варьированию английской речи в условиях формального и неформального общения в ситуациях повседневно-бытового и учебного общения.
Формировать навыки и умения устной (диалог, монолог) и письменной речи на базе изученных грамматических явлений.
Способствовать приобретению обучащимися опыта самостоятельного изучения иностранного языка для пополнения активного лексического запаса и совершенствования грамматических и речевых навыков.
Ознакомить обучащихся с формой проведения ЕГЭ по английскому языку, способствовать ликвидации психологических трудностей при прохождении государственной итоговой аттестации.
Содержание обучения курса «Счастливый английский. Практикум по говорению и грамматике английского языка»
В результате прохождения курса обучащиеся курса должны:
иметь преставление о грамматических особенностях построения устных и письменных высказываний;
уметь опознавать и корректировать грамматические ошибки в устной письменной речи;
уметь определять соотношение между конкретным коммуникативным назначением высказывания говорящего/пишущего и грамматическим наполнением речевого произведения;
уметь раскрывать различие в коммуникативном назначении высказываний, сходных по лексическому наполнению, но отличающихся по грамматическому оформлению (e.g. He is writing an essay. He has been writing an essay for three hours. He wrote an essay yesterday, etc.);
уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении его коммуникативного назначения;
уметь грамматически правильно оформлять иноязычную речь(диалог, монолог) в изучаемых сферах общения, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению на английском языке;
уметь делать исправления в грамматических диктантах, содержащих грамматические ошибки;
уметь сформулировать грамматическое правило на английском языке и представить его в виде схемы;
уметь выполнять коммуникативно-ориентированные задания.
Свободно оперировать выученным языковым материалом применительно к ситуации;
Знать ключевые слова в устойчивых выражениях, выполняющих соответствующую функцию собеседника;
Знать основные клише разговорного типа и основные идиомы нормативного речеупотребления (Standard English)
Содержание и методика преподавания факультативного курса способствует реализации развивающего и воспитательного аспекта целей обучения, а именно:
формирование у обучащихся уважения и интереса к культуре и традициям народа страны изучаемого языка;
воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
поддержание мотивации к изучению иностранного языка;
расширение общекультурного и лингвистического кругозора обучащихся;
развитие у обучающихся таких важных познавательных процессов, как произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление, а также развитие языковых способностей и речевой культуры.
Важно подчеркнуть, что данный курс предусматривает достаточно полное изучение тех разделов современной грамматики английского языка, которые традиционно представляют трудности для обучащихся.
Курс «Практикум по говорению и грамматике английского языка» может использоваться как дополнение к основной программе или как самостоятельный курс. Подавляющее большинство заданий, формирующих навыки устной (диалог, монолог) и письменной речи, а также формы контроля соответствуют формату ЕГЭ и способствуют успешной подготовке обучащихся к итоговой государственной аттестации.
Данная программа предназначена для обучащихся 7-9 классов, изучающих английский язык и желающих систематизировать и углубить свои знания по грамматике английского языка, говорению в форме диалога или монолога. Программа курса «Практикум по говорению и грамматике английского языка» построена в полном соответствии и с учетом требований к содержанию и уровню знаний обучащихся.
Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю). 5 часов отводятся на повторение и 2 часа - на итоговый контроль, при этом текущий контроль осуществляется периодически при прохождении материала каждых трех разделов курса.
Основным принципом построения курса является ‘движение по спирали’, при котором каждая последующая ступень обучения предполагает дальнейшее углубление знаний ранее усвоенного грамматического материала, а также их расширение за счет введения новых грамматических понятий и явлений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование учебного материала рассчитано на 70 часов
2 часа в неделю
НОМЕР РАЗДЕЛА КОЛ-ВО ЧАСОВ № ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 5 1-3 Времена английского глагола. Речевые клише
РАЗДЕЛ 2 5 4-8 Неличные формы глагола:
- Инфинитив
Речевые клише
РАЗДЕЛ 3 5 9-13 - Имя прилагательное
- Наречие
- Степени сравнения
Диалог-расспрос
РАЗДЕЛ 4 5 14-18 - Имя существительное
- Артикли
- Словообразование
Диалог-побуждение к действию
РАЗДЕЛ 5 5 19-22 - Модальные глаголы
Диалог-обмен мнениями
РАЗДЕЛ 6 5 23-27 - Страдательный залог
- Конструкция “Have something done”
Диалог-интервью
ПОВТОРЕНИЕ 2 28-35 Обобщение и систематизация изученного материала
РАЗДЕЛ 7 7 36 Косвенная речь Монолог-описание
РАЗДЕЛ 8 5 37-38 - Эмоционально-окрашенные грамматические конструкции
- Инверсия
Монолог-рассуждение
РАЗДЕЛ 9 6 39-53 - Сослагательное наклонение
- Предложения с “wish”
- Грамматические конструкции Had better/ Would rather
- Условные предложения нереального условия
Монолог-повествование
РАЗДЕЛ 10 5 54-56 - Придаточные предложения
- Союзы в придаточных предложениях, вводные слова
Монолог-сравнение
РАЗДЕЛ 11 4 57-59 Местоимения:
- Притяжательные местоимения
- Указательные местоимения
- Местоимения с количественным значением (Quantifiers)
РАЗДЕЛ 12 4 60-63 Типы вопросов Монологическая инструкция
ПОВТОРЕНИЕ 3 64-66 Обобщение и систематизация изученного материала
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 2 67-70 Контроль сформированности грамматических навыков
Календарно- тематическое планирование в 7 классе
№ урока Тема Планируемая дата Фактическая дата
Времена английского глагола. Речевые клише (3 часа)
1 Времена английского глагола. 2 Present Simple. 3 Past Simple. Формы английского глагола. Речевые клише (5 часов).
4 Неличные формы глагола. 5 Инфинитив. 6 Инфинитив. 7 Инфинитив. 8 Речевые клише. Имя прилагательное. Наречия (5 часов). 9 Имя прилагательное. Степени сравнения. 10 Имя прилагательное. Слова - исключения. 11 Наречия. 12 Наречия. 13 Диалог-расспрос. Имя существительное (5 часов). 14 Имя существительное. 15 Артикли. 16 Словообразование. 17 Словообразование. 18 Диалог-побуждение к действию. Модальные глаголы (4 часа). 19 Модальные глаголы. -Can/ 20 May, must. 21 Should. 22 Диалог-обмен мнениями. Страдательный залог (5 часов). 23 Страдательный залог. Present Passive. 24 Страдательный залог. Past Passive. 25 - Конструкция “Have something done”.
26 - Конструкция “Have something done”.
27 Диалог-интервью. Повторение (6 часов). 28 Повторение. Времена. 29 Повторение. Прилагательные. 30 Повторение. Наречия. 31 Повторение. Имя существительное. 32 Повторение. Артикли. 33 Повторение. Словообразование. 34 Контрольная работа. «Грамматика». 35 Работа над ошибками. Обзор. Методические рекомендации к использованию курса
Целью является углубление и систематизация ранее изученного грамматического материала с помощью разнообразных схем, таблиц, наглядного материала.
Основополагающем принципом обучения является принцип устного опережения, который предполагает первичное восприятие на слух любой грамматической структуры, последующее закрепление в устной речи и – на завершающем этапе работы – отработку в письменной речи.
Грамматический материал систематизирован по разделам (Units), каждый из которых построен по следующей схеме:
Презентация грамматических структур с помощью зрительных сигналов.
Изложение теоретического материала в доступной для учащихся форме.
Примеры использования данного грамматического явления в ситуациях повседневно-бытового общения, наряду с примерами, показывающими функционирование структуры в ситуациях официального общения.
Упражнения для первичного закрепления материала.
Упражнения для отработки первичного материала в устной и письменной речи.
Повторение изученного материала.
При изучении каждого раздела используется большое количество упражнений и разнообразные формы работы над грамматикой. Виды упражнений на занятиях:
подстановочные упражнения (Controlled exercises), использующиеся для выработки автоматизмов в употреблении грамматических структур в аналогических ситуациях,
трансформационные упражнения (Guided exercises), дающие возможность формировать навыки комбинирования, замены, расширения грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным;
упражнения множественного выбора (Multiple choice exercises) способствуют формированию точности в выборе грамматических конструкций в соответствии с целью высказывания;
упражнения на словообразование (Wordbuilding) способствуют расширению словарного запаса, развитию языковой догадки и «лингвистического чутья»;
ролевые игры (Role play), направленные на использование изученного грамматического материала в ситуациях повседневно-бытового общения. Данный вид речевой деятельности помогает закрепить навыки общения в официально-деловых ситуациях и ситуациях дружеского общения;
письменные упражнения коммуникативного характера (Letter-writing), формирующие навыки письменного общения. Учащиеся учатся написанию мини-сочинений (эссе), письма – запроса, газет ной статьи, дружеского письма и т.д.
Все упражнения соответствуют формату ЕГЭ и способствуют успешной подготовке учащихся к его прохождению.
Примеры заданий:
«Infinitive – Too/Enough – The – ingform – Participles»
Fill in the correct infinitive tense
Rephrase the following sentences as in the example
In pairs ask and answer questions using the prompts below, as in the example
Complete the sentences with «too» or «enough» and the adjective in brackets
Rewrite the sentences using «too»
Underline the correct preposition and fill in the gaps
with the -ing form of the verbs in brackets
Put the verbs in brackets in the correct infinitive form or the -ing form
Choose the correct answer
Use the correct form of the word
При необходимости программа курса может быть сокращена.При этом освоение курса рекомендуется начать с диагностического теста, имеющего блочное построение, соотнесенное со структурными разделами программы,
В соответствии с результатами выполнения диагностического теста тематическое планирование может быть изменено, отведенное на занятия время при этом должно быть сконцентрировано на наиболее “проблемных” разделах и темах. Диагностический тест может выполняться учеником индивидуально. Анализ осуществляется без помощи учителя, так как структура теста позволяет учащемуся самостоятельно определить тему, над которой необходимо еще поработать.
Контроль уровня сформированности навыков
Программа предусматривает следующие виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий контроль и итоговый контроль. После изучения теоретического материала по теме и закрепления его на первоначальном уровне учащимся предлагается самостоятельно выполнить несколько упражнений, задания в которых могут иметь следующие формулировки:
Fill in the gaps with the correct form of …
(Заполните пропуски правильной формой …);
Replace the words in bold with …
(Замените выделенные слова …);
Put the verb in brackets in the correct form
(Раскройте скобки, употребив правильную форму глагола);
Correct the mistakes
(Исправьте ошибки).
После выполнения упражнений учащиеся получают ключи к заданиям и осуществляют САМОКОНТРОЛЬ, при этом снова анализируя теоретический материал при выборе правильного варианта ответа.
ВЗАИМОКОНТРОЛЬ также может осуществляться по данной схеме, с той разницей, что учащиеся анализируют и исправляют ошибки своих товарищей. Эффективность взаимоконтроля увеличивается, если в задачу «проверяющего» входит теоретическое объяснение выбора правильного варианта ученику, допустившему ошибку, что способствует более прочному усвоению грамматического материала обоими учащимися, а также развитию у них навыков анализа и самоанализа.
При проведении ТЕКУЩЕГО контроля осуществляется проверка уровня сформированности грамматических умений и навыков по каждой изученной теме. Текущий контроль может проводиться в различных формах: игровая, тестовая, устная и письменная проверка знаний теоретического материала, а также проверка умения выполнять коммуникативно-ориентированные грамматические задания.
Игровая форма контроля может быть с успехом применена на любом уровне обучения. Примером может служить игра-лото «Bingo», которая используется при изучении различных грамматических явлений: предлогов, числительных, наречий, союзов т.д. Для игры изготавливаются карточки с предложениями, в которых пропущены предлоги, союзы, глаголы, иными словами, тот грамматический материал, который нужно отработать. Учитель называет предлоги в любой последовательности. Побеждает тот ученик, который первым заполнит пропуски, не допустив ошибок.
Пример карточки:

My birthday is … the 2nd … July.
Shall we go … the cinema … Friday?
He arrived … Mexico last week.
I will see you … 10.30.
Контроль правильности заполнения карточек можно поручить другим учащимся группы, формируя тем самым у них навыки анализа грамматических явлений.
Тестовые задания при текущем контроле способствуют развитию навыков аргументированного выбора, что особенно важно при проверке уровня усвоения теоретического материала.
Уровень владения теоретическим материалом также проверяется при выполнении письменных заданий следующего типа:
Scheme the rules of tense usage
(Представьте в виде схемы правила употребления времен);
Give all the possible passive forms of the verb.
(Напишите все возможные формы страдательного залога);
Scheme the usage of tenses in conditional clauses.
(Схематично изложите использование временных форм глагола в придаточных предложениях условия).
Текущий контроль в виде коммуникативно-ориентированных упражнений имеет различные формы. Например, учащимся предлагается цветная фотография с изображением прохожего. Задача учеников - предположить, что с ним могло бы случиться и по цепочке составить рассказ с употреблением придаточных предложений условия.
If this man found a purse he would …
Текущий контроль по пройденному разделу может также осуществляться на базе письменных и устных заданий, которые учащиеся обычно получают в качестве домашнего задания. Это может быть письмо другу (структуры Past simple, Used to, Present Perfect; Present Simple, Present Continuous); cочинение-мнение (Inversion, Emphases, Linking words), cтатья в газету или журнал (Reported questions),диалог, монолог по теме.
Данный вид контроля соответствует заданиям ЕГЭ по английскому языку.
Курс предусматривает ИТОГОВЫЙ контроль по завершению программы, при проведении которого используются обобщающие тесты (progress tests)
Diagnostic Test.
1. - … in a hotel?1
-No, but my parents did last summer.

A. Have you ever stayed B. Did you ever stay
C. Are you ever staying
2. -Mr. Collins is a very good teacher.1
-Well, he … Math for twenty-five years.
A. teachesB. has been teaching C. taught
3. –I ... a party tonight. Do you want to come ?
-Yes, what time does it start?
A. am having B. have C. will have
4 .-Why are you so tired?
-Because I ... to getting up early in the morning.
A. am used B. used C. am not used
5. ... did Jane and Ted get married?1
A. How long B. How long ago C. While
6. Tom ... the piano for years before he became famous.1
A. had played B. had been playing C. played
7. Why did you go to the library?2
… some books to read.
A. Get B. Getting C. To get
8. -Is Sue in the office today?2
-Yes, I saw her ... a report as I came in.
A. type B. types C. typing
9. ... tired, Katie went to bed.2
A. Being B. To be tired C. Enough
10. The bag is ... carry. Someone else will have to take it.2
enough heavy to B. heavy enough to
C. too heavy to
11. She is by far ... woman I’ve ever seen.3
the most beautiful B. more beautiful
C. so beautiful as
12. She swims … a fish.3
A. as B. so C. like
13. Their house is ... ours.3
A. modern as B. as modern as C. so modern as
14. You had better ... now or you’ll be late.3
A. leaving B. leave C. to leave
15. She earns ... money.4
A. a great deal of B. several C. few
16.Three miles ... a long way to walk to work.4
A. are B. is C. were
17. Both my ... work in a bank.4
A. brother-in-laws B. brothers-in-law
18. -Was your suitcase very heavy?5
-Yes, but I ... carry it by myself.
A. was able to B. can’t C. ought
19. What time ... I pick you up from work?5
A. mustn’t B. shall C. will
20. -I feel very tired today.5
-You ... have stayed up so late last night.
A. shouldn’t B. could C. might
21. I ... last Friday. 6
had someone stole my purse B. stole my purse
C. had my purse stolen
22. The fire ... to have started by accident. 6
A. is reported B. reports C. report
23. A large amount of valuable jewellery ... 6
A. have been stolen B. has stolen C. has been stolen
24. Alan apologized for … Jane’s birthday.7
A. forgetting B. to forget C. forget
25. She suggested … for a walk 7
A. going B. to go C. went
26. He accused her … committing the crime.7
A. to go B. of C. about
27. Mum asked us when … at home that evening.7
A. we will be B. would we be C. we would be
28. She … me that she was late.7
A. told to B. said C. told
29. –I enjoy going to open-air concerts.8
A. –So I do. B. –So am I. C. –So do I.
30. My granny does … in supernatural forces 8
A. believe B. believes C. believed
31. If you … in such a hurry you wouldn’t have forgotten the file.9
A. haven’t left B. didn’t leave C hadn’t left
32. If you … your room, you can go out to play.9
A. tidied B. had tidied C. have tidied
33 I wish I … my favorite toy9
A. hadn’t broken B. didn’t break C. haven’t broken
34. If only we … enough money to buy a car.9
A. have B. had C. would have
35. We’d better…on our expenses.9
A. cut down B. to cut down C. cutting down
36. … the heavy show, we managed to get to the office.10
A. However B. In spite of C. While
37. You’d better book a table in case the restaurant … busy.10
A. is B. will be C. was
38. She introduced me to all her friends …very polite of her.10
A. which was B. which is C. what was
39. It was … bright day.10
A. such a B. so C. so a
40 -Both of those dresses are beautiful.11
-Yes, but I don’t think … of them will fit me.
A. either B. neither C. both
41. Can I have … cup of coffee, please?11
A. other B. Another C. the other
42. I have a lot of records, but … CDs11
A. very little B. little C. very few
43. Is there …furniture in your room.11
A. much B. many C. few
Diagnostic Test
KEYS
1.A 6.B 11.A 16.B 21.C 26.B 31.A 36.B 41.B
2.B 7.C 12.C 17.B 22.A 27.C 32.C 37.A 42.C
3.A 8.C 13.B 18.A 23.C 28.C 33.A 38.A 43.A
4.C 9.A 14.B 19.B 24.A 29.C 34.B 39.A
5.B 10.C 15.A 20.A 25.A 30.A 35.A 40.A