Страна по имени Текстиль

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Атяшевский Дом детского творчества»











«Страна по имени Текстиль»

(игровая программа)








подготовила: Червякова Г.В.,
педагог дополнительного
образования












п. Атяшево


Тема: Игровая программа « Страна по имени Текстиль »

Цели: Познакомить с профессиями текстильной отрасли;

Рассказать о процессе изготовления хлопчатобумажных тканей;

Развивать внимательность, ловкость, быстроту реакции;

Воспитывать уважение к труду.

Оборудование: коллекция тканей, вата, карандаши, нитки, ленты, сладкие
призы.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, дорогие девочки и мальчики! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну по имени Текстиль. Как вы думаете, для чего человеку нужны руки? ( для труда ). На рабочих руках весь мир держится. И ваши мамы и папы тоже работают в разных отраслях. А мы подробнее узнаем о такой отрасли промышленности как текстильная.
Отгадайте загадку: У чего есть лицо, а нет затылка? (Ткань).

Ведущий 1: Текстильная промышленность виды продукции. К ним относятся ткани, ленты, тесьма, нитки. Все эти текстильные материалы изготавливают из различных волокон. Ткань, чтобы стать тканью, проходит очень длинный путь.

Ведущий 2: Для выработки тканей нужно сырье, то есть волокнистые материалы. Они бывают растительного и животного происхождения. Натуральные текстильные волокна вырабатываются из стеблей и листьев некоторых растений, но больше всех волокон растительного происхождения получают из хлопчатника.

Вед.1: Хлопчатник - многолетнее теплолюбивое растение, поэтому воззделование культурного хлопчатника началось в жарких странах – Индии, Африке, Мексике, Перу – задолго до нашей эры.

Вед.2: Хлопковая ткань имела очень большое хозяйственное и военное значение. Из нее шили одежду, делали канаты, паруса. Колумб пересек Атлантический океан и открыл Америку именно под хлопковыми парусами, хотя хлопок в Европу ввозился. В настоящее время его возделывают более чем в 50 странах мира.

Вед. 1: Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 1 м и более. Всего в мире произрастает 35и видов, а для получения текстильного волокна используют только 4 вида хлопчатника. На каждом семени развивается 7 – 15 тысяч волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 мм. После созревания коробочки раскрываются и их собирают.

Вед. 2: Раньше хлопковые коробочки собирали вручную. Теперь их убирают хлопкоуборочные комбайны. Волокна очищают от семян и других сорных примесей и в кипах отправляют для дальнейшей переработки на прядильные предприятия.

Учитель: Ну, а сейчас мы с вами проведем конкурс на лучшего сборщика хлопка. Только вместо хлопка мы возьмем ватные шарики, ведь вата – это тот же хлопок, только очищенный.

Конкурс « Сбор хлопка »

Пока звучит музыка, 2 – 3 игрока с завязанными глазами собирают разбросанные по полу ватные шарики: кто соберет больше, тот и победитель. Победителю сладкий приз. Игру можно повторить несколько раз.

Вед.1: Вот и собрали мы с вами хлопок. А теперь отправимся на прядильную фабрику.

Вед. 2: Пряжей называется длинномерный материал, получаемый скручиванием волокон. Полученную пряжу (нити ) наматывают на специальные большие катушки – бабины. На фабрике этим занимаются прядильщицы и мотальщицы, а помогают им специальные станки – прядильные и мотальные машины.

Учитель: А у нас сейчас будет конкурс на лучшую мотальщицу.

Конкурс « Мотальщицы »

Игроки получают по карандашу, к которому привязана нить с конфетой на конце. Кто быстрее смотает нить, тот и победитель. Победителю – конфета. Конкурс можно повторить несколько раз.

Вед.1: Затем готовые нити отправляют в ткацкий цех. Процесс производства тканей из пряжи называется ткачеством. Нити в ткацком станке натягивают параллельно друг другу: эти нити называют основой. А другую нить тянет за собой челнок: он быстро движется туда – сюда поперек основных нитей, переплетаясь с ними. Так получается ткань.

Вед. 2: За всем этим процессом наблюдают ткачи. Если нить где – то оборвется, они должны увидеть и связать ее. Ткачи обычно обслуживают большое количество ткацких станков, поэтому руки у них должны быть ловкими и быстрыми.
Учитель: Я думаю, что и у вас ручки ловкие и быстрые. Давайте – ка это проверим.

Конкурс « Ткачи »

Игроки получают по карандашу, к которому привязаны 3 шнура: кто быстрее заплетет косичку, тот победитель. Конкурс можно повторить несколько раз.

Вед. 1: Итак, ткань соткана. Как вы думаете, сразу из нее можно шить одежду, или еще что – то нужно сделать? Только что сотканная ткань имеет неказистый вид. Ткачи придумали для нее очень удачное название: суровье.

Вед. 2: Чтобы неприглядная на вид суровая ткань похорошела и повеселела, ее нужно обработать специальными веществами, отбелить. Эту работу выполняют отделочники. Они же окрашивают ткани, применяя целую радугу цветов.

Учитель показывает коллекцию тканей.

Вед. 1: Но бывает очень важно, чтобы у ткани, были какие-нибудь особенные свойства: например, чтобы она не пропускала воду, чтобы на ней не накапливалось электричество, чтобы ткань защищала человека от огня, кислот, масел, жиров. Тогда ее пропитывают веществом, которое придает нужное свойство. И такие ткани идут на одежду для газовиков и нефтяников, шахтеров и химиков, военных.

Вед. 2: Но в любой одежде должно быть не только удобно и безопасно, но и красиво. Ведь одежда – это еще и украшение. Я думаю, что вы все со мной согласитесь: все хотят быть красивыми, правда? И сейчас мы с вами проведем еще один веселый конкурс.

Конкурс « Я самый красивый »

Каждый мальчик получает ленту. Задание – завязать себе бант, а по окончании сказать фразу: « Я самый красивый ! » Кто быстрее и аккуратнее.

Вед. 1: Вот, ребята , мы и побывали в удивительной стране по имени Текстиль. Вы узнали, какой путь проходит хлопковое волокно, прежде чем стать одеждой. А кем бы вы хотели стать в этой жизни?
Ответы детей.

Учитель: Ребята, вам придется в море профессий выбрать одну. Все работы хороши, почетны, нужны! Но есть еще труд текстильщиков, чье призвание - одевать людей