Создания интерактивной тестирующей презентации с использованием языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft PowerPoint.

Негманова Каирпану Канапьяновна
учитель информатики и физики ГУ СШ№7
Республика Казахстан Павлодарская обл., г.Аксу
aksu_school7@mail.ru Тема открытого урока: Создания интерактивной тестирующей презентации с использованием языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft PowerPoint.
Класс: 10
Формы проведения: в группах, мини-группах - с использованием кейсовой технологии.
Цели и задачи: систематизация знаний, умений и навыков учащихся
Образовательные:
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, учащихся по использованию языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft PowerPoint для создания интерактивной тестирующей программы;
формирование у учащихся понимания значения использования VBA и презентаций при решении прикладных задач
Развивающие:
развитие творческих способностей учащихся;
творческое применение своих знаний в области программирования и создания интерактивных презентаций
развивать навыки работы на компьютере, совершенствовать умения самостоятельно работать с материалом.
Воспитательные:
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности, воспитывать уверенность в своих возможностях.
формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала, комплексное применение знаний.
Технические средства обучения: компьютеры с объектно-ориентированным языком Visual Basic, программа Microsoft Power Point, кейсы - карточки с инструкциями для практической работы.
Методическая литература: Н.Т. Ермеков, В.А. Криворучко, Н.Н. Шпигарь, "Информатика" Методическое пособие (естественно-математическое направление), 10 класс, Алматы, "Жазушы", 2006.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Чтобы нам сегодня на уроке было комфортно общаться, я предлагаю сыграть в "круг Уолта Диснея". Раздать стикеры по цвету (синий, зеленый, красный), затем предложить пересесть по одному цвету. Учащиеся вытягивают жетон, на которых написаны названия групп - МЕЧТАТЕЛИ, РЕАЛИСТЫ, КРИТИКИ.
Учитель: Давайте поставим цель нашего урока. Вопросы к группам:
МЕЧТАТЕЛИ: Что мы должны сделать для обобщения и повторения сегодняшней темы?
РЕАЛИСТЫ: Как мы хотим это достичь?
КРИТИКИ: Что если возникнут проблемы?
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Итак, вы сами определили цель нашего урока. (выход на цель, учитель обобщает цель урока). Сегодня на уроке мы вспомним изученный материал Power Point, а также Visual basic. (презентация).
Учитель: Так как сегодня многим людям приходится самостоятельно осваивать технологии, работу в том, или ином приложении в силу профессиональной деятельности. Думаю, что мы с вами тоже этим качественно справимся. И возможная личностно значимая проблема нашего урока заключается в словах великого китайского философа Конфуций: ( Эпиграф к уроку)
То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить,
следует делать с великой настойчивостью. (Конфуций)
И если мы приложим все свои полученные знания и умения, а также сообразительность, то сможем создать свою небольшую тестирующую программу. Для этого проверим нашу готовность. Предлагаю учащимся в группах изобразить Ассоциограмму со словами: "Visual Basic, PowerPoint", где и как используются эти программы, что вы умеете делать в этих программах? Затем нужно будет защитить свои постер у доски, оценить группам с помощью стикеров, - поставить оценку и прикрепить на постер.
Следующий этап нашего урока я предлагаю провести с помощью кейсовой технологии.
Для этого учащимся предлагаю прием "Найди друга": выбрать друга (можно по интересам), с помощью этого приема учащиеся делятся на мини-группы - 2 человека, рассаживаются за компьютеры. Вопросы к вновь образовавшимся мини-группам (презентация).
Обсуждение поставленной задачи:
1 вопрос. С чего нужно начать создавать презентацию?
Ответ:
Открываем программу PowerPoint
Сервис – Макрос – Средняя безопасность (разрешаем с нашего согласия использование макросов!)
Файл – Создать новую презентацию – Пустой слайд
2 вопрос. Как нужно установить элементы управления Visual Basic?
Ответ:
Вызвать контекстное меню – Visual Basic.
3 вопрос. Как оформить фон слайда? Сколько способов существует?
Ответ:
- через Формат- Оформление слайда;
- через Формат – Фон(диалоговое окно)-Способы Рисунок или текстура или узор и т.д.
4 вопрос. Что является самым главным этапом в создании тестирующей программы?
Ответ:
Самый главный этап – написание кода обработки события при нажатии на кнопку.
Для создания макета теста может использоваться Элементы управления Visual Basic:






1 – Кнопка – знак командной кнопки.
2 – Поле для ввода вариантов ответов с клавиатуры, поля для ввода ответоа и полей для ввода букв;
3- Флажок – кнопка с галочкой – для множественного выбора.
4- Переключатель – кнопка с точкой – для альтернативного выбора.
5- Рамка Надпись – для создания текста вопросов и текста ответов, если они заданы пользователем, а не вводятся проверяемым.
3. Практическая часть урока:
Обсуждения кейса в мини-группах. Раздаются кейсы с инструкцией работы.
Практическая работа за ПК. Приложение 1. Приложение 2. Приложение3.
4. Просмотр работ групп и их оценка учащимися.
5. Рефлексия.
Вспомнить слова Конфуций, произнесенный в начале урока и спросить у уч-ся:
Что не ясно - выяснили?
Что было трудно, смогли сделать?
Сколько вариантов тестирования можно выполнить в презентации с помощью Visual Basic?
- со множественным выбором;
- с альтернативным выбором;
- со вводом конкретного ответа;
- со вводом ответов в виде «кроссворда».
Учитель: Предлагаю учащимся на стикерах нарисовать 2 звезды: два самых лучших момента урока, которые вам понравились и написать одно предложение по уроку: что хотели изменить, добавить. Затем каждый учащийся прикрепляет свой стикер на плакат с ладошкой, который висит на доске.
Учитель благодарит за урок: Спасибо за сотрудничество, за помощь.
Самоанализ урока
Тема урока соответствует плану учебной программы. Данный урок рассчитан на 2 часа, так как учащиеся выполняют практическую часть - проект.
Использовались различные формы работы: индивидуальная, групповая, практическая, а также методы: круг Уолта Диснея, работа по составлению ассоциограммы, защита постеров, самооценка, взаимооценка, прием "Найди друга", практическая работа за компьютером. Все эти методы отвечали содержанию учебного материала, цели и задачам урока. Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно-гигиенические требования к уроку.
В результате проведения урока все поставленные задачи были успешно выполнены. Урок имел для учащихся большое значение.
Выводы:
Сами учащиеся чётко поставили цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися, так как точно определили, что учащиеся должны развивать навыки работы в среде Visual Basic.
На уроке активно работали все учащиеся. Задания в основном были выполнены.
На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Методы, отобранные мной, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, я оптимально выбрала методы: словесные, наглядные, практические. Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока. Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество. Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся. Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. Реальные результаты – работы учащихся были размещены на сайте: http://internika.org/user/5571/works.
А также скриншоты некоторых работ учащихся: Приложение 4.

1

5

4

2

3



15