Проект Формирование универсальных учебных действий в рамках предмета Английский язык в основной школе


ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)

Выпускной проект по теме:
«Формирование универсальных учебных действий в рамках предмета «Английский язык» в основной школе»
Срок выполнения проекта: 30.11.2015 – 11.12.2015
Разработчик проекта:
Трусова Инна Альбертовна,
МБУ «Школа №82» г.о.Тольятти,
учитель английского языка,
сот. тел.:89277875800

Проект допущен к защите:
«__» ______________2015 г.
Руководитель проекта:
__________Прокофьева Н.В.
Контакты: 89278977561
е-mail: nvprokof@gmail.com

Тольятти,
2015

Содержание
Аннотация ………………….………………………………….……….. 1
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности проекта ….……..…………………….…… 1
Объект проектирования .……….………………………. …….……..… 2
Предмет проектирования ………..…………………………………….. 2
Гипотеза проекта …………………..…………………………………… 2
Цель проекта …………………………………………………………… 2
Задачи проекта …………………………………………………………. 2
Раздел 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Этапы и механизм реализации проекта ……………….…………..… 3
2. Ожидаемые результаты проекта …….……………………………4 - 8
3. Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта ...……………..… 16
4. Список используемых нормативных документов и источников информации ……………………………………………………………. 19
Аннотация
Современное информационное общество высоко оценивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и часто переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Другими словами, школа обязана ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». 
В современном обществе значение и смысл образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а побуждение к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. На сегодняшний день происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. И главной целью теперь становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося. Умение учиться, составляющее основу личностного развития обучающегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе равноправия и уважения. 
В связи с этим возникла необходимость разработки и внедрения нового стандарта образования второго поколения. 
Раздел 1. Введение
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. 
Таким образом, мы можем говорить об актуальности темы данного исследования. 
Актуальность выбранного направления исследования подтверждается противоречиями: 
1) между необходимостью организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и традиционным построением учебно-воспитательного процесса; 
2) между потребностью учащихся в активных формах обучения и преобладанием в школьной практике репродуктивных форм обучения; 
3) между необходимостью формирования у школьников коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным уровнем освещенности этого материала в педагогической и методической литературе. 
Объект проектирования:
образовательный процесс, способствующий формированию и развитию УУД на уроках английского языка. 
Предмет проектирования:
процесс формирования УУД в предметной области «Иностранные языки» у детей, обучающихся в школе. 
Гипотеза проекта:
Формирование УУД у школьников в рамках курса «Английский язык» будет осуществляться успешно, 
- если учитывать специфику предмета «Английский язык»; 
- если использовать разнообразные приёмы и создавать условия для успешной организации учебного процесса; 
- если мониторить этапы и механизмы формирования УУД;
- если учитывать критерии сформированности  УУД. 
Цель проекта:
теоретически обосновать и поделиться опытом по формированию УУД в рамках курса «Английский язык». 
В соответствии с целью и гипотезой определяются задачи проекта: 
Обрисовать номенклатуру универсальных учебных действий.
Дать характеристику универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «иностранный язык».
Определить критерии оценки их сформированности на уроке английского языка.
Описать создание условий для формирования универсальных учебных действий.
Раскрыть механизмы формирования универсальных учебных действий.
Перечислить ресурсы, обеспечивающие формирование УУД
Раздел 2. Основная часть
1 Номенклатура универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия (далее УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, умений, включая организацию этого процесса.
Современный урок превращается из системы по формированию знаний, умений и навыков в некое пространство, в котором учащиеся приобретают новые способы действия. Данные способы действия они смогут применить в других ситуациях, с которыми столкнуться в реальной жизни.
Структура УУД

2. Характеристика универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «иностранный язык»
I.Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.
Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий и показатели их сформированности у ученика.
№ Вид личностных действий Ожидаемые результаты сформированности личностных действий
1 действия личностного самоопределения формирование Я-концепции (внутренняя позиция)
2 действия смыслообразованияустановление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», « Для чего мне нужно этим заниматься на уроке ИЯ?», «Ради чего (зачем) я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ?»3 действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор) оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание)
4 действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности
II.Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования - развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.
№ Вид регулятивных действий Ожидаемые результаты сформированности данного вида регулятивных УУД
1 действия целеполаганияпостановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать
2 действия планирования определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата - способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность
3 действия прогнозирования вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений
4 действия контроля сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников
5 действия коррекции умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки - умение видеть ошибку и справит её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого
6 действия оценки /самооценки осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ
7 действия саморегуляцииумение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удаётся с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность
Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают общеучебные действия, логические действия и действия по постановке и решению проблемы.
№ Вид познавательных действий Ожидаемые результаты сформированности данного вида познавательных УУД
1 действия общеучебные (включая знаково-символические действия см.g) a) самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи b) поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ) c) самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ d) выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения e) рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности f) смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста) g) овладение моделированием
2 логические действия - синтез, т. е. составление целого из частей; - выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; - самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи; - установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов; - доказательство своей точки зрения; - выдвижение гипотез и их обоснование
3 действия по постановке и решению проблемы - формулирование проблемы творческого и поискового характера; - самостоятельное решение проблемы
IV.Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.
№ Вид коммуникативных действий Ожидаемые результаты сформированности данного вида коммуникативных УУД
1 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - учёт позиции партнёров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - участие в коллективном обсуждении проблем; - интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
2 постановка вопросов - умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром
3 разрешение конфликтов - умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов
4 управление поведением партнера по иноязычному общению - взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра по общению на ИЯ
5 полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации - умение точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Итак, каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Специфика предмета "английский язык" заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативное УУД наиболее востребовано при выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
3. Создание условий для формирования коммуникативных умений на уроке английского языка.
Формула успешного общения:
ВНИМАНИЕ+ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ =БЕСЕДА=УДОВОЛЬСТВИЕ
Эта формула работает всегда и у всех, если собеседники помнят о следующем:
Чтобы быть внимательным и заинтересованным собеседником необходимо использовать в беседе как вербальные, так и невербальные средства речевого поведения.
ВЕРБАЛЬНЫЕ средства речевого поведения:
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ средства речевого поведения:
- Речевые клише
- Междометия
- Восклицания
- Эхо (повторение последней фразы собеседника для поощрения его сказать больше на тему разговора)
- улыбка
- жесты
- контакт глаз
- кивание головой
- наклон в сторону собеседника
- эмоции
- мимика
Для создания благотворной психологической обстановки для общения на уроке Совет Европы рекомендует учителям иностранного языка:
Предлагайте своим ученикам такие темы, тексты, задачи, в которых содержится новая для них информация и которые близки им по контексту деятельности.
Апеллируйте к их опыту, знаниям, эмоциям и чувствам.
Чаще используйте различные языковые и речевые игры, проблемные задания.
По возможности обеспечивайте ученикам право выбора тем и заданий.
Варьируйте использование индивидуальных, парных, групповых форм работы на уроке. Именно в процессе совместного выполнения учебных заданий можно моделировать условно-коммуникативные и реальные коммуникативные приемы.
Не ставьте нереальные задачи перед учениками, шире используйте содержательные, языковые и речевые опоры с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Создайте партнерские отношения. Не бойтесь делегировать часть своих полномочий учащимся. В этом случае появляется чувство коллективной заинтересованности и ответственности за результат.
Чаще хвалите своих учеников, при этом используйте различные оценочные коммуникативные приемы (как вербальные, так и невербальные)
Показывайте ПРИМЕР речевого взаимодействия, вежливого отношения к оппоненту, готовность к решению возникающих проблем.
Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются общение и сотрудничество. В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.
Принципы обучения, позволяющие формировать универсальные учебные действия при обучении иностранному языку.
Рассмотрим их поподробнее.
1.Принцип коммуникативной направленности. Задания должны иметь коммуникативную направленность и создавать близкие к реальным ситуациям общения для школьников, уже на раннем этапе обучения английскому языку включать различные виды речевой деятельности, такие как аудирование и чтение, которые способствуют целям реальной коммуникации.
2.Принцип устного опережения.Новый учебный материал сначала предъявляется в форме аудирования. Учащиеся в первую очередь осваивают речевые образцы и отрабатывают их употребление в устной речи. 
3.Принцип интегративного развития коммуникативных навыков.На втором этапе по мере овладения звукобуквенными соответствиями английского языка параллельно с развитием навыков аудирования и говорения начинается обучение чтению и письму.
4.Принцип развивающего обучения.Детям предлагаются разнообразные проблемно-поисковые задачи на учебном материале, соответствующем уровню развития школьников, которые обеспечивают овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
5.Принцип доступности и посильности предусматривает учёт психолого-педагогических особенностей и возможностей школьников.
6. Принцип опоры на родной язык. Родной язык используется для осуществления переноса формирующихся и уже сформированных на родном языке лингвистических знаний и коммуникативных навыков и умений на изучаемый язык.
7. Принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры. Дети постепенно учатся понимать возможные расхождения в формах поведения в типичных ситуациях общения, в традициях проведения праздников, составляющие особенности нашей культуры и культуры англоязычных стран.
8.Принцип диалога культур предполагает не только приобщение к иной культуре, но и осознание особенностей культурных традиций своей страны и умение достойно презентовать свое культурное наследие во время общения с представителями других стран.
9. Принцип дифференциации требований к подготовке учащихся - разграничение учебного материала, позволяющее выделить уровни актуального развития и ближайшего развития.
4.Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся являются:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
соответствие требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
5.Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы, описанные Петерсон Л.Г.:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе «Школа 2000...» предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Рассмотрим более подробно, каким образом в дидактической системе «Школа 2000...» организуется каждый из этих этапов.
1 этап формирования УУД
Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования УУД нами разработана технология деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.
Технология деятельностного метода была построена на основе методологических законов общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) [4], что позволило придать процессу формирования УУД системность и достаточную полноту.
Структура урока по ТДМ, на котором вводится новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1), помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (ТДМ) 
Рис. 1
Исходя из методологических законов формирования целостного представления о мире, в дидактической системе «Школа 2000...» уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы [2]:
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок обобщения и систематизации знаний направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися
на уроках открытия нового знания по ТДМ «Школа 2000...»
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Аналогичным образом, на уроках всех других типов в ТДМ также создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса требуемых УУД, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация. Этим в дидактической системе «Школа 2000...» обеспечивается системное прохождение первого из четырех описанных выше этапов формирования УУД, а именно, формирование первичного опыта их выполнения.
2 этап формирования УУД
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет также неэффективно, как, например, обучение детей решению квадратных уравнений без знакомства их с соответствующими формулами корней.
Но тогда встают вопросы:
Где взять знания о нормах выполнения УУД?
Где в учебном процессе найти место и время для знакомства с ними учащихся?
Каким способом это делать?
В дидактической системе «Школа 2000...» мы используем методологические знания общих законов развития и функционирования мира деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Понятийный аппарат, созданный в общей теории деятельности, позволяет в удобной для восприятия форме представить общие способы выполнения универсальных учебных действий.
3 этап формирования УУД
После того как учащиеся на занятии по курсу освоят знание о том или ином способе выполнения некоторого УУД, они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.
Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.
4 этап формирования УУД
Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках, а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности.
Итак, механизм формирования УУД в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000...» можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
Как научить учиться на основе дидактической системы «Школа 2000...»

Рис. 2
6. Ресурсы, обеспечивающие реализацию формирование УУД у школьников на уроках английского языка
Основными ресурсами для формирования успешной личности в рамках предмета «Английский язык» является использование различных технологий и методов обучения. Предлагаю таблицу, составленную Прокофьевой Н.В.
Группа технологий технология Метод обучения Форма (метод) урока
Урочная деятельность Технологии поддерживающего обучения Технология объяснительно-иллюстративного обучения Объяснительно-иллюстративный Рассказ, беседа, практическая контрольная работа, экскурсия, диспут, дискуссия, коноп,
Технологии развивающего обучения Технология проблемного обучения
Приемы урока: создание проблемной ситуации, прогнозирование результата, взаимоопрос, групповая работа, парный контроль, мозговой штурм, ранжирование, снежный ком Проблемный
эвристический Рассказ, беседа, практическая контрольная работа, экскурсия, диспут, дискуссия, мастер-класс, лекция, коноп, конференция, мастерская, сюжетно-ролевая игра, ривин-методика, дидактическая игра «Снежный ком»Технологии личностно- ориентированного обучения:
1 )технология полного усвоения знаний
2) технология разноуровневого обучения
3) технология коллективного обучения
4) технология модульного обучения
Приемы урока: создание проблемной ситуации, прогнозирование результата, взаимоопрос, групповая работа, парный контроль, контроль по образцу, дидактическая игра, эссе.
Дифференцированный
Модельный
Проблемный Технологии компетентностно-ориентированного образования Технология проектного обучения
Приемы урока: мозговой штурм, ранжирование, снежный ком, проектная задача, экспериментальная задача, презентация, создание проблемной ситуацииПроблемный
Дифференцированный
Эвристический
Модельный
Диспут
Дискуссия
Мастерская
Дебаты
Семинар
Мастер-класс
Конференция
Технология «Портфолио»
Приемы урока: работа с метафорами, дерево целей (задач), коллаж. Технология «Дебаты» Технология критического мышления
Приемы урока: мозговой штурм, кластеры, дерево предсказаний, инсерт, зигзаг, бортовой журнал, двухчастный и трехчастный дневник, чтение (прослушивание, просмотр) с остановками.Технология «Интеллект – карта»
Приемы урока: Ривин-методика, интерактивные приемы Технология КЕЙС
Внеурочная деятельность
Технологии компетентностно-ориентированного образования Бально -рейтинговая технология
Приемы урока: сундук регалий, шотландский аттестат, коноп, технология Шаталова - Границкойдифференцированный Технология исследовательской деятельности
Приемы урока: портфоио, проект Проблемный
Дифференцированный
Эвристический Технология рефлекторного обучения
Приемы урока: бортовой журнал, двухчастный дневник, пятиминутное эссе, письменное интервью, порфолиоТехнология самостоятельной работы Проблемный
Дифференцированный
Список используемых нормативных документов и источников информации
Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М: Просвещение,2010
Петерсон Людмила Георгиевна  http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html
Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы / Под ред. Г.А. Мейчик. — М.: МПА-Пресс, 2011.
Соловова Е.Н. – Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. 3- е издание 2005
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024309-4.