Русский язык. 9 класс. Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению «Счастье – это…».


Урок русского языка в 9 классе
Тип урока: развитие речи
Тема урока: «Работа с текстом: подготовка к сочинению – рассуждению «Счастье – это…».
Цель урока: Формирование навыка написания сочинения-рассуждения через применение технологии критического мышления.
Задачи урока: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления; способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков; воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Учитель. Сегодня мы проводим урок развития речи. У меня в руках хорошее настроение я передаю его вам, ловите и передайте другому.
Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью?
Ответы учеников. Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок,
Письменные работы (изложения, сочинения).
Учитель. Предлагаю создать в ходе урока черновик вашего сочинения, а дома напишите окончательный отредактированный вариант. А материал для сочинения возьмете из содержания сегодняшнего урока.
Учитель. Что развивать будем, кроме речи, на уроке?
Ответы учеников. Будем учиться размышлять, анализировать, создавать что-то своё, развивать память…
Учитель. Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.
Регулирующий этап:
- структура урока
Учитель. Мы сегодня работаем над сочинением-рассуждением, какова структура данного типа речи? (ТДВ). Д = А и Ф
Структура нашего урока будет соответствовать этому же принципу.
- система оценки работы учащихся на уроке (оценочный лист):
Самооценка
III. Операционно – регулирующий этап.
После этого этапа вам предстоит написать тезис к вашему сочинению. Группа выбирает тип тезиса (см.приложение 1)
Презентация
Прогнозирование идеи урока (темы сочинения)
Учитель. Какой будет тема нашего сочинения?
Представьте, что вы в пустыне. Печет солнце, песок, вы устали, жажда. Что для вас сейчас глоток воды?
Раскаты грома. Молнии. Дождь стеной. И вот луч солнца. Что он дарит?
Симпатичный Вам молодой человек ответил вам взаимностью? Какое состояние у Вас? Заполните лист счастья , отметьте теперь ваше положение на нём.
Задание 1 группе. Прием «Слово- ассоциация»
Учитель. Напишите в столбик слово счастье и придумайте ассоциации к каждой букве слова. С какими понятиями вы связываете для себя это слово?
С – самостоятельность,
Ч – честность, чувственность,
А – авантюрность,
С – смелость, сила,
Т – твердость,
Ь -
Е – естественность.
Задание 2 группе. Прием «Кластер»
Учитель С какими понятиями вы связываете счастье? Напишите в центре «СЧАСТЬЕ», а от него проведите стрелки к вашим ассоциациям. У вас получится созвездие.
Вывод. У каждого из вас свои представления о счастье. Тема нашего сочинения «Счастье – это…» Почему многоточие ставим? (Будем размышлять над темой).
Прием «Инсерт»
Учитель. Начнем размышления с тезиса.
Перед вами текст с размышлениями Скудновой Екатерины предлагаю вашему вниманию. Прочтите. Сделайте пометки:
Напишите тезис вашего сочинения
осмысление
После этого этапа вам предстоит написать аргументы и факты в вашем сочинении – рассуждении (черновой вариант)
Учитель. С каким настроением пришли в школу?
Сегодня вы улыбались друг другу? Шутили?
Помогали выполнять задания друг другу на других уроках?
Можно ли назвать вашу школьную пору счастливой?
(Ответы противоречивые)
Учитель. Значит, счастье не всегда безоблачно. А в чем оно состоит?
Предлагаю рассмотреть противоположные точки зрения .Стратегия «Чёрное-белое»(шляпы мышления)
Команды выдвигают противоположные точки зрения.
1-я Счастье не бывает безоблачным.
2-я Счастье – это радость без границ.
Заполняют дневник.
Фразы, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или несогласие с автором
Ваше личное отношение к этим фразам (эмоции, ассоциации, точка зрения и т.д.)
Физкультминутка. Упражнение «Воздушный шарик»
Стратегия «Зигзаг»
Каждой группе дается текст 1 притчи (всего 2 разных текста 2группам).
Задание: прочитать текст, пересказать его членам группы по очереди по 1 микротеме всему классу. Сравниваем с роликом
Всё ли вы поняли так, как было рассказано в ролике? Почему?
прием «Письмо по кругу»
Каждый член группы записывает фразу или несколько предложений (дифференцированно) обобщающего характера по теме сочинения и передаёт соседу. Он, в свою очередь, продолжает размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая из них не вернётся к хозяину.
IV. Итоги урока
Учитель. Просмотрите все свои записи. Попробуйте создать вариант устного сочинения, опираясь на материалы сегодняшнего урока.
(Заслушивается 1 вариант)Предложите свои варианты тем по данной философской проблеме.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Счастье – это…» (или по собственному варианту темы).
Зачитывает притчу «Мари и ангел» или «Две свечи»
Упражнение «Мешочек счастья»
Изменилось ли ваше отношение к счастью?
Какие ваши впечатления от урока?
С какими задачами справились?
Что особенно запомнилось?
Кто был наиболее активен?
Заполните лист счастья ещё раз, отметьте теперь ваше положение.
Заполните свои оценочные листы.
Спасибо за урок.