Внеклассное мероприятие «Следствие ведут знатоки»

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов
Игра « Следствие ведут знатоки»

Ход игры:
Учитель: Сегодня мы собрались для игры ««Следствие ведут знатоки». Вам предоставляется возможность продвинуться по служебной лестнице. Каждое расследованное дело добавляет звездочку на ваши погоны. Следователи одного из отделов, которые к концу игры окажутся выше в звании, будут удостоены чести именоваться знатоками. Представляю вам своих помощников: Настя Белоцкая и Айсиэн Павлов (ученики 10-х классов)
Настя: Уважаемые знатоки, наш первый этап – это получение допуска к работе. Для этого каждый участник должен правильно назвать химическое соединение. Если следователь затрудняется, то может помочь начальник отдела. Желаю всем удачи!
Задания допуска:
CuO Ca(OH)2 NaCl KNO3 BaSO4 AlPO4 , H2SO4 - 8 “ а»
Al2O3 Fe(OH)2 KBr CaCO3 FePO4 Cu(NO3)2? HCl - 8 «б»
( оксид меди (11), гидроксид кальция, хлорид натрия, нитрат калия, сульфат бария, фосфат алюминия, серная кислота- 1 команда
оксид алюминия, гидроксид железа(11), бромид калия, карбонат кальция, фосфат железа(111), нитрат меди(11), хлороводородная кислота). – 2 команда
Айсиэн: Поздравляем всех сотрудников с успешным прохождением допуска. Всем присуждаем звание младшего лейтенанта.
Настя: Отделам предлагаем расследовать первое дело. По окончании расследования каждая группа оформляет бланк заключения по делу (формы бланков готовятся заранее).

Дело №1
В ХIХ веке в России вещества предлагали называть так же, как людей: по имени, отчеству и фамилии. Например: Na2SO4 – Двухнатрий Серович Четырехкислов.
Задания знатокам:
- Как мы называем вещества, которые в ХIХ веке назывались бы так: Калий Азотович Трехкислов, Двухкалий Углеродович Трехкислов.
- Назовите по номенклатуре ХIХ века следующие вещества: серная кислота, карбонат натрия.

Дело №2.
Медь и кислород знали друг друга с детства, когда выросли, то в ходе взаимодействия создали компанию под названием «Оксид меди(11)». Однажды в горячем баре «пробирка» они познакомились с водородом. Кислороду сильно понравился легкий, изящный водород. Медь и водород сильно повздорили, произошло взаимодействие, и одному из них пришлось уйти.
Задания знатокам:
- Напишите уравнение реакции, в ходе которой образовалась компания «Оксид меди (II)». К какому типу относится данная реакция?
- Кто покинул компанию после ссоры Меди и Водорода?
- Как стала называться новая компания? Подтвердите ответ уравнением реакции.

Дело №3:
Сотрудникам отделения милиции перехвачена шифровка. Невидимыми молочными чернилами преступники зашифровали план обмена в ходе взаимодействия.
Для расследования дела №3 заранее на отдельных листах бумаги нежирным молоком записываем схему взаимодействия:
CuSO4 + NaOH
На столы выставляем оборудование и реактивы для следственного эксперимента: спиртовку, спички, пробирки, растворы сульфата меди (11), гидроксида натрия.
Задания знатокам:
- Предложите и используйте способ проявления невидимых чернил.
- С помощью выданных реактивов проведите следственный эксперимент в пробирке. Какой признак указывает на то, что обмен произошел?
- Подтвердите достоверность эксперимента уравнением реакции.
Дело №4:
В архиве французского ученого А. Лавуазье найдена зашифрованная запись:
12 10 19 13 16 18 16 5
17 16 5 5 6 18 8 10 3 1 6 20
4 16 18 6 15 10 6
Также имеется русский алфавит.
Задания знатокам:
- Необходимо расшифровать текст. (Ключ для расшифровки: числа – это номера букв в русском алфавите.)
(ответ: кислород поддерживает горение)
Все ответы записывают в бланки, оглашают и передают жюри.

Айсиэн: Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы Насти.
Настя:
- Химическая формула пищевой соли
- Какое вещество встречается на Земле в трех агрегатных состояниях – жидком, твердом, газообразном?
- Соль азотной кислоты
- Цвет фенолфталеина в щелочи
- Цвет лакмуса в кислоте
- Цвет лакмуса в воде
- Название реакции между кислотой и щелочью
- Латинское название химического элемента серебра
- Латинское название химического элемента меди
- Латинское название химического элемента железа

Айсиэн: Уважаемые знатоки! Я обладаю даром ясновидения. Задумайте любой химический элемент. Предлагаю провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1). Номер элемента удвоить
2). К нему прибавить 5
3). Сумму умножить на 5
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры: Из числа отбрасываем последнюю цифру, затем отнимаем из полученного числа число 2. Это и есть задуманное число.
Настя: А теперь мы покажем вам то, что уже умеем.
Опыты: «Несгораемый платок» «Извержение вулкана», «Кровь без раны»
Жюри объявляет победителей по итогам всех проведенных расследований. Следователи лучшего отдела награждаются званием знатоков.


15