Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению — рассуждению на тему Мама, милая мама

Урок развития речи.   Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама». Цели урока: 1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения). 2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.     3. Развитие устной и письменной речи.   4. Привитие любви к русскому языку. Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки  Опережающее обучение: типы речи (описание, повествование, рассуждение)  Схема.
  1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.   2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.   3. ВЫВОД - итог рассуждения.
 Пословицы о маме.  
Птица рада весне, а дитя - матери. 2. Сердце матери лучше солнца греет 2. Ближе матери друга нет. 3. Материнская молитва со дна моря достаёт. 4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Раздаточный материал: Текст №1       На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)     Текст 2:         Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)        Текст 3:       Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод                                                                                     Ход урока I. Повторение пройденного о типах речи.   Учитель. Какие вы знаете типы речи?    Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.   Учитель. Что такое описание?   Ученик. Описание это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?   Учитель. Что такое повествование?   Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?    Учитель. Что такое рассуждение?    Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему? Работа в группах.   Учитель. Прочитайте тексты.  1 группа.   Текст 1:         На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.  (А. Толстой)  2 группа.                                                                                            Текст 2:           Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)       3 группа.   Текст 3:       Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод    К какому типу речи относится каждый из этих текстов?   Ученик. Первый текст относится к описанию.   Учитель. Почему относится к описанию?   Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?   Учитель. К какому типу речи относится второй текст?   Ученик. Второй текст относится к повествованию.   Учитель. Почему к повествованию?   Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.   Учитель. К какому типу речи относится третий текст?   Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.    II. Объяснение нового материала.      Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?   Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.   Учитель. Что такое тезис?     Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.   Учитель. Что такое доказательство?   Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.   Учитель. Что такое вывод?   Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.   Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?   Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.    Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.   Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.    Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.  Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?   Ученик. Материнская ласка конца не имеет.   Ученик. Всякой матери свое дитё мило.   Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.   Ученик. Ближе матери друга нет.   Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.    Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.   Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.   Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения.   При составлении тезиса можно применить эти слова:   - Докажем это   - Это можно доказать так   - Почему и вот почему   - Это объясняется следующим образом  При доказательстве:    - Во-первых,   - Во-вторых,   - В-третьих,   - Допустим При выводе:   - Итак,   - Обобщим сказанное,,   - Таким образом,   - Следовательно,... Отработка структуры текста - рассуждения.  Текст  Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.    Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.    Работа по опорным карточкам    Части рассуждения Примеры  1. Тезис. Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так.   2.Доказательства.
1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама. 2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей. 3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»
3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.   Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились. Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы о маме    Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».
15