Урок — исследование «Следствие ведут знатоки» (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

Тема урока: Урок - исследование «Следствие ведут знатоки»
(Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
Автор: Тюльпанова В.А.
учитель начальной школы МБОУ
«Кадетская школа» г. Сосногорска
Цель: Научить различать одушевленные и неодушевленные, правильно употреблять их в речи.
Задачи урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма; обучать работе в сотрудничестве.
Тип урока: Изучение нового материала
Технологии: Коммуникативные (по методике Ш.А.Амонашвили), информационные, игровые, исследовательские.
Оборудование: Компьютер, проектор, колонки, дидактический материал.
Планируемые результаты:
Предметные - учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения, проводить самопроверку, высказывать и доказывать своё мнение.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать свою значимость в работе коллектива, принимать существование разных точек зрения.
Межпредметные связи: знание окружающего мира
Ход урока:
Учитель:
Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей. Всех знакомых, незнакомых И серьезных и веселых! – Тихо сели девочки! – Тихо сели мальчики!
Всё ли ребята у вас в порядке?
На месте ручки, книжки, тетрадки?
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.

Учитель: Я предлагаю вам сегодня провести урок “Следствие ведут знатоки”. СЛАЙД 1
- Кто такие знатоки? (те люди, которые много знают)
- Вы хотите многое знать?
-А что такое следствие? ,(расследовать) (узнавать, находитьИ мы с вами сегодня будем изучать, исследовать слова русского языка.
Учитель: А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований.
Учитель: Знатоки внимание! Начинаем наше следствие.
- Как называются слова, написание которых нужно запомнить ? (словарные слова)
Словарная работа.
Учитель: Знатоки, внимание!
Учитель: Я предлагаю вам угадать эти словарные слова. (Учащиеся отгадывают загадки, записывают в тетрадь. Учитель на панно выставляет картинки со словами отгадками, чтобы получилась картина).
1.Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза) СЛАЙД 2
Учитель: Запишем слово, поставим ударение, подчеркнём безударную гласную. Такую работу проделаем с каждым отгаданным словом.
2. Комочек пуха,
длинное ухо,
Прыгает ловко,
любит морковку. (Заяц)

3. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)

4. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? Ответ: ( Воробей )
5. Что зимой метет и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель? Это - снежная ... (Метель)
6. Дети, школьники, ученики, а по другому ?.. (Ребята)
Учитель: Посмотрите, что у нас получилось? Что мы создали с вами ,( нарисовали) (картину)- КАРТИНА - новое словарное слово. СЛАЙД 3
Учитель:- Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами и словарями. Вот и мы с вами откроем орфографический словарь в учебнике и посмотрим как правильно пишется слово картина.
Учитель: Запишем это слово .Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.
Учитель: Давайте дадим название нашей картине (Зима в лесу)
Учитель: В нашем Коми крае можно встретить такую природу? (Да)
Учитель: Составьте предложение со словом картина. (На стене висит красивая картина. Маша нарисовала картину в подарок бабушке.)
Учитель: Знатоки, прочитаем эти слова. СЛАЙД 4
( Берёза, заяц, медведь, воробей, ребята, метель, картина )
Учитель: Исследуйте в парах, поставьте к каждому слову вопрос.
(Что? берёза, метель; кто? заяц, медведь, воробей, ребята)
Учитель: Как называются эти слова ? ( Имена существительные)
Учитель: Продолжаем исследование : _На какие две группы можно разделить эти существительные? (Одушевлённые, неодушевлённые).
Учитель: Девочки называют слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Мальчики называют слова, которые отвечают на вопрос что?
Учитель: - Как можно назвать слова первого столбика, второго столбика?
Учитель: Почему эти существительные одушевлённые? Вспомним правило. ( отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных).
Учитель: Почему эти существительные неодушевлённые? (отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных)
- Добавьте в каждый столбик свои слова.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока (посмотрите на слайд) СЛАЙД 5
Учитель: Вы сегодня первый раз слышите эти слова? (нет)
- Значит сегодня мы будем закреплять знания об одушевлённых и неодушевлённых предметах.
Учитель: Продолжаем наше исследование . Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем учебнику.

Учитель: Откроем учебник на стр. 51 упражнение 86 .
- Прочитаем текст вслух.
- О какой птичке говорится в тексте?
- Что вы о ней узнали?
- Слушаем внимательно задание, это задание сложное (стоит восклицательный знак), поэтому помогайте друг другу, советуйтесь с соседом по парте : выпишите из текста в первую строку 2 одушевлённых имени существительных и во вторую строку 2 неодушевлённых имени существительных. СЛАЙД 6
Кто?...
Что?...
- Какие слова вы выписали?, (Вопрос кто? Почему они одушевлённые? (отвечают на вопрос кто? ) и обозначают? ( птиц)


Физкультминутка: СЛАЙД 7

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам чёрным глазом,
Лапки в стороны развёл
И по жердочке пошёл.
Прогулялся и присел
Свою песенку запел.

Учитель: Продолжаем исследовать слова русского языка. Поработаем в группах. СЛАЙД 8
Распределимся на группы.
- Каждая группа получит задание. Вам нравится работать в группе? Какие правила мы соблюдаем при работе в группе? ( работаем дружно, выслушиваем мнения других)
Учитель: Помните, успех группы зависит от работы каждого из вас.
Задания по группам (на карточках для каждой группы):
1 группа: Найдите лишнее слово. СЛАЙД 9
Солнце, медведь, снегирь, лыжник. (солнце)
- почему это слово лишнее? ( отвечает на вопрос что?- неодушевлённое)
Полянка, снег, воздух, лиса. ( лиса)
2 группа: Распределить слова в два столбика- одушевлённые, неодушевлённые.
Ельник, грач, облако, школьники, подснежник, волк. СЛАЙД 10
Грач ельник СЛАЙД 11
школьники облако
волк подснежник
Учитель: Добавьте в каждый столбик по слову.

3 группа: Продолжи ряд слов. СЛАЙД 12
Деревья : ( что?) берёза ,
Рыбы : (кто?) карась ,,
Учитель: может ещё кто-нибудь вспомнит название рыб, деревьев?
4 группа: Подбери однокоренные слова данным ( по образцу) . СЛАЙД 13
Что? Кто? СЛАЙД 14
Сила силач
грибы
лыжи
школа
Учитель: Скрипка -? скрипач
Учитель: 5 группа подведёт итог наших исследований.
5 группа: Дополни предложения словами. СЛАЙД 15
Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? - называются именами (существительными)
К одушевлённым именам существительным мы задаём вопрос (кто?)
К существительным, которые не обозначаю людей и животных, задаём вопрос (что?).

Учитель: Ребята, в русском языке есть такое слово и даже не одно, которое может отвечать и на вопрос кто? и на вопрос что?
-Давайте исследуем это предложение . СЛАЙД 16
Тётя Роза вырастила красивую розу.
Учитель: Что вы заметили? (повторяется слова «роза» )
- Есть ли здесь одинаковые слова? (да)
- Поставим вопросы к этим словам. (кто? Тётя Роза, что? роза(цветок))
Рефлексия.
Учитель: Вернёмся к картине которую мы создали.
- Какое время года на ней изображено? (зима)
- А весна скоро наступит? (да) –солнышко поднимается выше, согревает землю.
- У вас на партах тоже солнышки. Рассмотрите их. СЛАЙД 17
- Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока. Поднимите вверх ваши солнышки.
- Стало тепло, и от лучиков ваших солнышек распустился первый весенний цветок- подснежник. СЛАЙД 18
Учитель: Какое домашнее задание можно выполнить по составленной нами картине? Предлагайте, что можно сделать? (можно составить текст, нарисовать, придумать несколько предложений с этими словами).
Учитель: На этом наши исследования подошли к концу.
– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову. СЛАЙД 19









13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15