Статья Развитие системы поддержки одаренных детей в МБОУ ДОД ДДЮТ города Узловая Тульской области

УДК 37.036.5
Развитие системы поддержки одаренных детей в МБОУ ДОД "ДДЮТ" города Узловая Тульской области
Н.Н. Бахтина
МБОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчества"
г.Узловая, ул. Октябрьская, д.21, e-mail: mouddytuzl@rambler.ru

В России есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров.

Ключевский В.О.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Систематическая работа с творчески одарёнными детьми в МБОУ ДОД "ДДЮТ" началась с 2004 года, когда педагогический коллектив учреждения активно влился в Общероссийское общественное движение "Одарённые дети - будущее России". За период с 2004 года по 2010 год более 400 воспитанников творческих коллективов Дворца приняли участие в различных конкурсных номинациях и стали лауреатами Московского Международного Форума "Одарённые дети", коллектив "Цветочный дизайн" стал лауреатом Премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи. Именно в это период начала складываться система поддержки одаренных детей в МБОУ ДОД "ДДЮТ".
Основываясь на собственном опыте взаимодействия с детьми в процессе подготовки к конкурсным мероприятиям мы утвердились в мнении, что каждый ребёнок станет одарённым и талантливым, если научить его испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков, побудить его к раскрытию своих способностей и талантов.
Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектив Дворца детского (юношеского) творчества, прежде всего стремился к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений учреждения ориентировалась бы на конкретную идею. Такой идеей для нас явилась идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями, их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Данная идея созвучна основной идее программы развития МБОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчества" - обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями.
В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы (система продуктивной, творческой деятельности). Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности.
Выявление талантливых и одаренных детей проходит несколько этапов и реализуется через широкий спектр предоставляемых дополнительных образовательных услуг (51 дополнительная общеобразовательная развивающая программа включена в учебный план учреждения).
Этапы работы по выявлению талантливых и одаренных детей:







Этап предварительного поиска - на этом этапе происходит сбор предварительной информации о ребенке - собеседование с родителями, входящая диагностика. Педагог наблюдает за первыми шагами ребенка и первыми результатами в освоении образовательного маршрута, выясняет область интересов и склонностей ребенка.
Этап оценочно корректировочный - информация, полученная на первом этапе систематизируется, уточняется, корректируется, педагог делает первые выводы. Начиная с этого этапа ребенку с выраженной одаренностью подбираются индивидуальные задания, осуществляется совместное обсуждение и оценивание итогов работы.
Этап самостоятельной оценки - ребенок умеет не только качественно выполнять задания, но и объективно оценивать достоинства и недостатки своих творческих работ, проявляет интерес к смежным техникам и технологиям. Как правило, на этом этапе увеличивается интенсивность освоения программы.
Этап заключительного отбора - цели и горизонты, которых хотелось бы достигнуть и которых возможно достичь, уже четко определены. На этом этапе практически найден ответ на вопрос "Где граница моего мастерства?".
Мы не ставим перед собой задачу вырастить гения, в силу специфики нашего учреждения мы очень хотим вырастить Мастера, именно мастера, умеющего творить.
А дальше - огромное поле для творчества, ибо:
Вернейшая порука мастерства -
Не признавать свое же совершенство. (В. Шекспир)
Являясь многопрофильным учреждением дополнительного образования МБОУ ДОД "ДДЮТ " раскрывает и развивает таланты детей в ракурсе художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство, вокал, декоративно - прикладное творчество и т.п.), единство и взаимодействие искусств является мощным ресурсом развития одарённости.
Педагоги учреждения выделяют следующие виды одаренности:
в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);
в художественно–эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность;
в коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность.
Многообразие направлений деятельности дает широкие возможности детям для проявления различных видов творческой одаренности, каждый ребенок имеет возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
Согласно проведенной диагностики 34% детей, занимающихся в творческих объединениях МБОУ ДОД "ДДЮТ", демонстрируют актуальную одаренность, т.е. они проявляют высокий уровень выполнения деятельности, высокую продуктивность деятельности по сравнению со своей возрастной нормой, обладают хорошей мотивацией и устойчивым интересом, 50% обучающихся обладают потенциальной одаренностью, но имеют низкий уровень мотивации и саморегуляции, потенциал таких детей раскрывается во время учебных занятий.
Педагогами учреждения используются основные общие принципы обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип учета возрастных возможностей.
Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в нашем учреждении является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
Педагогами Дворца опытным путем отобраны основные элементы педагогических технологий, применяемых в работе с одаренными детьми:
деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
формирование внутренней мотивации;
предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;
рефлексия;
возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
интегративный подход;
проектное обучение;
инновационные компьютерные технологии.
Формы и методика проведения занятий в учреждении позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет
· основу занятий. Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.
В нашем учреждении используются следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
коммуникативные и иные тренинги;
работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог высшей квалификационной категории или методист);
мастер-классы, творческие лаборатории, мастерские;
система творческих конкурсов, фестивалей, выставок;
Выявление талантливых детей начинается с первых шагов ребенка в учреждении, вот уже три года в День открытых дверей, который знаменует начало учебного года педагоги и старшие учащиеся проводят мастер - классы, которые позволяют их участникам познакомиться с различными видами продуктивной деятельности, выбрать занятие себе по душе, но и присмотреться педагогу к своим будущим ученикам. Традиционная презентация коллективов "Знакомьтесь это - мы!" любого из ее участников может представить как "и швец, и жнец и на дуде игрец". В течение первого полугодия ряды одарённых детей пополняются участниками многожанрового районного фестиваля "Созвездие талантов" в котором ежегодно принимает участие более 350 человек из образовательных организаций города и района - Дворец один из организаторов этого фестиваля.
Далее в процессе обучения дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы творческих и проектных работ обучающихся, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, процедуру итоговой и промежуточной аттестации. За стенами Дворца - это участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, семинарах и конференциях разного уровня.
Главным звеном в работе с одаренным ребенком , несомненно является педагог, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одаренными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Большинство педагогов нашего учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей , понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребенку, выявляют индивидуальные личностные особенности таких детей , выстраивают траекторию их развития , оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости. На сегодняшний день все педагоги учреждения прошли курсы повышении квалификации педагогов дополнительного образования при ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» «Приоритеты развития качества дополнительного образования детей», принимают активное участие в онлайн конференциях, семинарах, педагогических конкурсах, совершенствуя свое мастерство. На заседаниях методического объединения регулярно происходит обмен опытом по работе с творчески одаренными детьми.
Уровень достижений одаренных детей, результаты оценки ЗУН фиксируется педагогом, руководителем творческого коллектива в папке - портфолио "Одаренные дети".
Процесс развития одаренных детей не останавливается с окончанием учебного года, свои знания и умения приобретенные в процессе обучения наши одаренные дети могут совершенствовать на практике в летнем лагере дневного пребывания "Творческая высота", в районном лагере актива, являясь участниками летних фестивалей - ярмарок "12 ключей", "Епифанская ярмарка"
Мы с уверенностью можем сказать, что в учреждении сложилась определенная модель выявления одарённых детей.
Модель выявления одаренных детей в МБОУ ДОД "ДДЮТ"






















Эта модель подразумевает комплексную работу в следующих направлениях: выявление одаренных детей; создание условий для их самореализации; формирование мотивации к дальнейшему развитию; методическое сопровождение деятельности педагогов по данному направлению.
Модель выявления и работы с одарёнными детьми включает в себя следующие направления:
1. Координационное - организация работы педагогического коллектива, создание и обеспечение нормативно – правовой базы, решение организационных вопросов в работе творческих коллективов (объединений). Ресурсное обеспечение модели. Контроль и анализ деятельности. Формирование банка данных “одарённых детей” и их творческих достижений (архив грамот, дипломов; портфолио).
2. Диагностическое - формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей. Проведение диагностики учащихся. Психологическое сопровождение одарённых детей
3. Кадровое – Повышение квалификации педагогов. Повышение мотивации и компетенций педагогов (методическая учеба, консультации, участие в работе тематических семинаров, конференций; материальное и моральное поощрение педагогов).
4. Развивающее – Создание и совершенствование образовательной среды для развития одарённых детей. Организация индивидуальных занятий по углубленному изучению содержания образовательной программы. Создание условий для участия в конкурсах, олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях. Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
5. Информационное – Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (родительские собрания, творческие отчеты, выступления на городских площадках, статьи в СМИ).
Одним из показателей эффективности функционирования этой модели является то, что в 2014 году МБОУ ДОД "ДДЮТ" вошел в сотню лучших образовательных организаций России в номинации «100 образовательных организаций дополнительного образования детей», директор учреждения отмечен знаком «Директор года», а обучающиеся на протяжении последних лет показывают стабильно высокие результаты участия в конкурсных мероприятиях различного уровня. В арсенале творчески одарённых детей нашего учреждения победы на Всероссийских творческих конкурсах "День весны- 8 Марта"., "Есенинская Русь", "Тайны космоса", "Птички-невелички"," Пасхальный сувенир", "Этих дней не смолкнет слава"; Международных конкурсов "Славься, Отечество!", "Птичьи трели", "Два кота", "Бумажная мозаика", "Тульский сувенир"; Всероссийской олимпиада по английскому языку "Рыжий котёнок"; Всероссийского творческого марафона «Я НЕ ХУДОЖНИК, Я ТОЛЬКО УЧУСЬ», Всероссийского фестивально - конкурсного проекта современного искусства и креативного творчества «Апельсиновая берёза».
Участие обучающихся МБОУ ДОД "ДДЮТ"
в конкурсных мероприятиях различного уровня
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт радости собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия.
«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь» Конфуций.


1

этап предварительного поиска

2

этап оценочно корректировочный

3

этап самостоятельной оценки


4

этап заключительного отбора

Формы выявления одаренных детей


Дистанционные фестивали и конкурсы


Выставки


Практическая деятельность

Познавательная деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Коммуникативная

Духовно-нравственная

Районные, региональные и межрегиональные ярмарки




Дистанционные школы


Конкурс "Лидер XXI века"


Районный лагерь актива "Лидер"


ЛДП «Творческая высота»



ИКТ конкурсы



Соревнования


мастер - классы


Социально-значимые дела и акции


Дистанционные интеллектуальные игры


Интеллектуальные игры и эвристические олимпиады


"Школьная компания"


Штаб ДОД
"РОССИЧ"


Международные, всероссийские, областные, районные фестивали и конкурсы


Пополнение и обновление банка данных
учреждения
«Одаренные дети»


13 LINK Word.Document.12 "F:\\ШКОЛА\\инновация\\Документ Microsoft Office Word.docx" "OLE_LINK1" \a \r \* MERGEFORMAT 14Диагностика,
анкетирование
15

Выявление талантливых и одаренных детей по видам одаренности


Анализ итогов прошедшего учебного года


Наблюдение

Собеседование с родителями




Root Entry