Рабочая программа по русскому языку УМК Гармония (4 класс)

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» образовательной области «Филология» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010г) и авторской программы курса «Русский язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко - Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2013г). Закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009г № 373 (далее – ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.)
Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253.
Распределение тем, разделов курса по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.
Цель программы: обеспечить систематизацию изученного материала в начальных классах, подготовить базу для продолжения обучения в основной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- непрерывное повторение различных вопросов;
- включение новых знаний в систему приобретенных ранее;
- выполнение заданий на выявление детьми «прироста» собственных знаний и умений, на комплексный анализ языковых единиц, например, на анализ того или иного слова со всех известных точек зрения.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением по модели «Гармония», данный курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органический процесс.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения. Усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.
В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст.
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включенного в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмыслении.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Язык является средством общения людей, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения.
- Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей важно для становления личности. Бережное отношение к языку, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребенка, компонент становления его гражданственности.
- Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность письменной и устной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент становления его культурного облика.
- Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в классе отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов. Количество диктантов-8, контрольных списываний-2, словарных диктантов-4, контрольных изложений-1.
Содержание курса.
(170 ч.)
Знаем - повторим, не знаем – узнаем.
Повторение
Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Выделение и определение значимых частей слова. Соотношение звуков и букв. Повторение речевых вопросов. Практическое овладение диалогической формой речи. Делаем дневниковые записи. Однозначные и многозначные слова. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Выделение и определение значимых частей слова. Значение и употребление в речи. Правописание безударных личных окончаний глагола. Развитие орфографической зоркости и совершенствование всех умений. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.
Словосочетание
Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).
Наречие
Знакомство с наречием, с его особенностями как части речи. Обучение правописанию наречий, образованию наречий. Значимость наречий в нашей речи. Обучение пересказу с заменой первого лица третьим. Проверяем себя.
Пишем объявления
Знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Составление и написание объявлений.
Имя существительное и имя прилагательное
Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в разных падежах.
Выбор падежной формы имени существительного по «команде» глагола или другого имени существительного; трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).
Морфологическая характеристика имени существительного.
Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот рта, во рту, лоб на лбу, лед льды, во льдах и др.), при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.).
Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для нахождения верного решения.
Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Характеристика имени прилагательного как части речи.
Способ решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных в разных падежах.
Предупреждение ошибок в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможных причин (главная - неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.).
Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.
Части речи: что мы о них знаем
Местоимение
Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).
Имя числительное
Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных:
два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).
Глагол. Учимся писать личные окончания глаголов
Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (поэтому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.
I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; внимание к разноспрягаемым глаголам. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Морфологическая характеристика глаголов.
Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение его (глаголы брить, стелить не рассматриваются).
Написание ь после шипящих в форме 2'го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ь после -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).
Усиление изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в авторских текстах и в пословицах.
Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежит, бегут; хотят, хочет и др.).
Новое о строении предложения
Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух
сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.
Сложные предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи). Слова, которыми могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.
Учимся рассуждать
Построение несложных рассуждений. Рассуждение- объяснение и рассуждение- размышление. Создание письменных высказываний разных стилей. Оформление мыслей. Пересказ текста, содержащего рассуждение.
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари - помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.
Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.

Планируемые результаты по изучению учебного предмета
Выпускник научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области фонетики и графики выпускник научится:
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;
– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);
Выпускник получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования выпускник научится:
– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
– конструировать слова из заданных частей слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
выпускник получит возможность научиться:
– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики выпускник научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
Выпускник получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии выпускник научится:
– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;
Выпускник получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
– выделять наречия среди слов других частей речи;
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
–замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации выпускник научится:
– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
– ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;
– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;
Выпускник получит возможность научиться:
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
– строить словосочетания разных видов;
– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
проверять написанное и вносить коррективы;
Выпускник получит возможность научиться:
обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкц
·иям, содержащимся в источниках информации (речь учителя, учебник и т. д.);
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, табличной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то в устной или письменной форме; адресат - взрослый или сверстник и т. д.);
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
воспроизводить информацию, доносить её до других;
создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
 Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку
Особенности контроля и оценки учебных достижений по русскому языку
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности, рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 % изученных орфограмм от общего количества слов в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 –х видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение отметки
Ошибки:
нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
отсутствие «красной строки»;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения
Нормы оценок за диктант
Оценки за контрольный диктант
«5» - без ошибок, не более одного недочета;
«4» - 1-2 орфографических ошибки;
«3» - 3-5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная;
«2» - более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные слова);
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
две-три ошибки, допущенные в одном слове (например, лицо-«
летцо») считаются за одну ошибку;
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Недочетами в диктанте считаются:
отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
отсутствие «красной строки»;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Нормы оценок за грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено не менее ѕ заданий;
«3» - правильно выполнил не менее Ѕ заданий;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Грамматическое задание может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания выставляется отдельная отметка. Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от допущенных орфографических ошибок.
Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается.
Нормы оценок за словарный диктант
В словарные диктанты включаются слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников.
Словарный диктант. Количество слов и оценивание «5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов; «4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов; «3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов; «2» – 5 и более ошибок; 4 класс – до 20 слов.
Исправления, выполненные учеником самостоятельно, не влияют на оценку за словарный диктант.
Оценки за контрольное списывание
«5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка + 1 исправление
«3» - 2 ошибки + 1 исправление
«2» - 4 ошибки
Развитие речи (изложения и сочинения)
Согласно требованию программы для проведения письменных упражнений в связной речи типа обучающего изложения и сочинения выделяются специальные часы из общего фонда, отводимого на русский язык.
Нормы объема письменных работ по развитию речи

Изложение (текст)
Сочинение

3 класс
4 класс
50-70 слов
70-90 слов
60-75слов
75-90 слов

Оценка изложений и сочинений
Изложение имеет целью проверить, как идет формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии:
воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов;
правильность построения предложений;
употребление слов в соответствии с их значением;
сохранение авторских особенностей речи.
Основными критериями оценки изложений и сочинений являются :
достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного,
грамотное речевое оформление, правильное употребление слов,
нормативное построение предложений,
лексическое разнообразие,
орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер.
Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).
Оценка за грамотность.
«5» - допускается несколько исправлений;
«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.
Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка,
Л – логическая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
несоответствие изложения, сочинения плану;
неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
нарушение логической последовательности и обоснованности;
употребление в одном ряду понятий разных уровней;
нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
необоснованное повторение одних и тех же слов;
употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
нарушение общепринятой сочетаемости слов;
употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
употребление диалектных или просторечных форм;
пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
нарушение управления;
нарушение согласования;
неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением);
употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
неумение находить границы предложений.

Календарно- тематическое планирование

п/п
Тема раздела, урока (общее количество часов)
Проверочная
работа, разв./речи
Дата



I четверть (45 ч.)




Знаем - повторим, не знаем - узнаем (20ч.)



1
Начинаем повторять... («Перечитаем письмо»)



2
Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу»)



3
Систематизация основных орфографических правил



4-5
Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?»)



6
Знакомство с понятием «личный дневник»



7
Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?»)



8
Звуки буквы в слове и: значение и строение слова



9
Состав слова и его значение



10
Разграничение слов по частям речи



11
Повторение изученного о формах глагола



12
Упражнение в выполнении различных грамматических действий



13-15
Орфографические умения как правильные орфографические действия



16-17
Тренировочно-проверочные работы



18
Контрольный диктант (Вводный)
№1


19
Изложение: обучение пересказу от другого лица
р/р


20
Написание воспоминаний «Летние встречи»
р/р


21
Раздел: Словосочетания (14часов)
Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»)



22
Продолжение знакомства со словосочетанием



23
Составление словосочетаний и включение их в предложение



24-25
Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)



26
Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений



27-28
Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному



29-30
Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?»)



31
Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических



32-33
Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)



34
Закрепление. Словарный диктант №1
с/д №1



Раздел: Наречие («Представляем ещё одну часть речи») (5 ч.)



35
Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»)



36
Правописание наречий



37
Продолжение освоения наречия как части речи



38
Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи



39
Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий
р/р


40
Раздел: Проверяем себя (3ч)

Повторение изученного и подготовка
к контрольной работе («Проверяем себя»)



41
Совершенствование
и самопроверка приобретённых умений



42
Контрольный диктант за 1 -ю четверть №2
№2



Раздел: Пишем объявления (3 ч)



43
Знакомство с особенностями построения объявлений
р/р


44-45
Создание текстов-объявлений.

р/р



2 четверть: 32 часа
Раздел: Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных



1
Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»)



2
Знакомство с тремя склонениями имён существительных
и способом определения склонения



3
Формирование умения определять склонение имени существительного



4
Закрепление изученного



5
Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о роли этой части речи



6
Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает)



7
Закрепление изученного



8
Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)



9
Закрепление изученного



10-11
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе



12
Диктант №3 Правописание окончаний им.сущ.
№3


13-15
Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»)



16
Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного



17
Изложение «Так приходит зима»
р/р изложение


18
Этюд по картине А. Пластова «Первый снег»
р/р


19-20
Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)



21-22
Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию «Словарём трудностей». («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»)



23-25
Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») Словарный диктант №2
с/д №2


26
Закрепление изученного



27
Итоговый контрольный диктант за 2 полугодие №4
№4


28-30
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)



31-32
Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем...»)
Контрольное списывание.
р/р
к/списывание № 1



3 четверть: 53часа
Части речи: что мы о них знаем?
(14ч.)



1
Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями



2
Продолжение повторения изученного



3
Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения



4
Изменение имён числительных по падежам



5-6
Сложные числительные и особенности их изменения



7
Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений



8-9
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений



10
Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание



11
Образование неопределённой формы



12
Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать



13-14
Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»)




Раздел: Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») (20ч)



15
Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы...»)



16
«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений - три. А спряжений?»)



17
Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач(написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме



18
Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям



19
Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)



20
Построение алгоритма определения спряжения глагола



21
Закрепление умения узнавать спряжение по неопределённой форме



22
Знакомство с 11 глаголами- исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола



23-24
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия - правильная буква»)



25
Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов



26
Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов



27
Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола»)



28-30
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»).



31
Подробное изложение: обучение деловому повествованию



32-33
Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений



34
Диктант №5

№5



Раздел: Новое о строении предложений (12ч)



35
Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения»)



36
Знакомство с понятием «однородные члены предложения»



37
Союзы и знаки препинания при однородных членах



38
Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами



39
Предупреждение ошибок в построении предложений



40
Использование в речи предложений с однородными членами



41
Общее знакомство со сложными предложениями
Словарный диктант № 3
с/д №3


42
Сопоставление предложений сложных и простых с однородными членами



43
Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему



44-45
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений;



46
Контрольный диктант за
3-ю четверть №6
№6



Раздел: Учимся рассуждать. (7часов)



47
Знакомство с построением рассуждения
р/р


48
Рассуждения-объяснения и рассуждения- размышления
р/р


49
Обучение написанию объяснительной записки
р/р


50
Обучение построению рассуждений
(на материале правил письма)
р/р


51
Письменный пересказ текста-рассуждения
р/р


52
Конструирование текта-рассуждения
р/р


53
Создание текста-рассуждения
р/р



4 четверть: 40 часов




Раздел: Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове (23часа)




Слово и его значение (7часов)



1
Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?



2
О словах, которые выходят из употребления



3
Объясняем происхождение некоторых слов



4
Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов»)



5
Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарем.



6
Синонимы и антонимы; выбор точного слова



7
Подробное изложение: обучение словесному рисованию
р/р



Раздел: Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание (16 ч)



8
Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова - к правильному написанию»)



9
История слова и непроверяемые безударные гласные в корне.



10
Рассказываем истории некоторых выражений



11
Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»)



12-13
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора



14-15
Чтобы писать грамотно, нужно... (систематизация умений)



16
Совершенствование комплекса орфографических умений
Контрольное списывание №2
Контр./списывание
№2


17-18
Проверяем свои умения («Проверяем себя»)
Словарный диктант №4
с/д №4


19-20
Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты;
выполнение заданий на основе текста



21
Контрольный диктант №7
№7


22
Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?»)



23
Итоговая годовая проверочная работа (выполняется на тексте) №8
№8



Раздел: Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 ч)



24
Наблюдения за способами связи предложений в тексте
р/р


25
Обучение связи предложений в тексте
р/р


26
Повторение сведений об особенностях повествования
р/р


27
Подробное изложение: обучение построению рассказа
р/р


28
Подробное изложение: обучение словесному рисованию
р/р Контрольное изложение


29
Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений
р/р


30
Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение
р/р


31-32
Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок
р/р


33
Написание сочинений-рассуждений
р/р


34
Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков
р/р


35
Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков
р/р


36
Ещё один рассказ по серии картинок
р/р


37
Письмо учителю
Раздел: Перелистаем учебник (3часа)
р/р


38
Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка...



39-40
Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды



















































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Голынковская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ____
от «____»___________2014 г.
Руководитель МО________



Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор школы
__________Е.В. Фирсова __________Г.А. Тимофеева
«__»______________201_ г. Приказ №___от__________






Рабочая программа
по русскому языку
для обучающихся 4 класса





Рабочая программа составлена
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Фирсовой Елены Владимировны



15