профилактика профессионального выгорания педагогов


ПРОФИЛАКТИКА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ.
   Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих  проблем. Редкая профессия сравнится с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Рабочий день педагога насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Поэтому одной из главных задач образовательного учреждения является создание психологически комфортных условий для развития и самореализации  потенциала педагогов. Вместе с тем очевидными являются те общие основания, которые позволяют сделать педагогический процесс дошкольного обучения более комфортным и благоприятным. Это:  психолого-педагогическая поддержка.    
Практика показывает, что воспитателю, педагогу в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.
Систему этой  работы  осуществляла в несколько этапов:
1.Диагностика педагогического коллектива. Изучение удовлетворенности педагогической работой, трудностей профессионального роста, личностных особенностей.                                                                                      
2.Информационно-консультационная работа, предполагающая ознакомление педагогов с результатами диагностик, осознание своих трудностей, знакомство с новинками в этой области      
3.Активизация – предложение педагогам приемов и методов работы над собой, осознание своей готовности к изменениям в профессиональной деятельности.
4. Выработка индивидуального стиля деятельности.  
 5.Оценка эффективности проделанной работы - сравнительный анализ диагностических данных, определение результативности проделанной работы.
Диагностика  (приложение №1.2) помогла составить максимально полную картину  о педагоге, его прошлом и настоящем, выявить его сильные стороны и интересы, помочь проверить предположения о нуждах, обеспечить условия для успешного раннего вмешательства и помощи. 
 Как показывают результаты  исследования, в качестве факторов, влияющих на эмоциональное «выгорание» и профессиональную деформацию у педагогов  выделены следующие:
- «Расширение» своего рабочего времени ( берут работу на дом, лишая себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы и чрезмерное количество бумажной рутинной работы).
- Неудовлетворенность профессиональным статусом
(нововведения и частые изменения образовательных программ). Среди факторов, наиболее благоприятствующих творческому саморазвитию педагогов в коллективе:
- демократизм и  творческий стиль в управлении детским садом.
-уровень методической работы в учреждении
-интерес к новым технологиям в воспитании
-стремление к самосовершенствованию
-к профессиональному росту
-способность к самоанализу.
В то же время, по мнению педагогов детского сада,
барьерами в их творческом саморазвитии:
-условия для полноценного досуга
-неумение расслабиться.
По оценки удовлетворенности своей работой получены следующие результаты:
удовлетворенность своей работой высокая удовлетворенность
средняя удовлетворенность низкая удовлетворенность
Год диагностики 2012 2013 2012 20 13 2012 2013
отношение к учебному заведению 54 % 52% 52% 46% 3% 2%
Отношения между педагогами
65% 72% 32% 26% 3%
2%
удовлетворенность условиями труда
30% 40% 50% 60% 20% 10%
удовлетворенность своим положением в коллективе 50% 70% 45% 27% 3% 1%
Отношение к работе
50% 65% 49% 32%- 1% 0%
отношение к воспитанникам
78% 82% 22% - 18% - -
отношение к руководителю
78% 81% 22% 19% - -
Однако деятельность не исчерпывается аналитической работой диагностических данных. Выполняется  большой объем информационной и консультационной работы. 
    На наш взгляд, наилучшей формой активизации является использование интерактивных приемов работы, когда педагог проживает ситуации на собственном опыте, пропуская их через себя. Рассматриваются уже имевшие место конфликтные ситуации в профессиональной сфере, а не теоретические знания, которые можно почерпнуть из специальной литературы, пытаясь поставить педагога на место другого педагога, повернуть ситуацию таким образом, чтобы люди поняли, что они чувствуют – каждый на своем месте.   Использовала тренинговые занятия на различные тематики: « Как быть уверенным в себе»,  « Я и успех, путь к вершине», « Мир цветов и чувств » « Проблемы дисциплины», « Навыки конструктивного общения», на занятиях использую элементы арт - терапии, совместные вечера творчества, поделки своими руками; обучение различным приемам вышивки; смотр - конкурсы творческих работ, выставка «Мир моих увлечений», обмен опытом которые способствуют развитию креативности. профилактике эмоционального выгорания, сплочению педагогического коллектива.  Одной  из форм работы с педагогами является проведение Релаксации:
- релаксационная гимнастика,
- дыхательные упражнения,
- упражнения для саморасслабления.
Ароматерапия:
Как стимулирующее, гармонизирующее расслабляющее и успокаивающее, укрепляющее воздействие.
Музыкотерапия:
Для профилактики утомляемости, нервном истощении.
   Универсальным средством оптимизации работы мозга и нормализации вегетативных функций в организме являются кратковременные упражнения психофизической гимнастики, которая позволяет осознать, насколько разум связан с телом, как лучше управлять своим телом и как тело влияет на мысли.
 Продолжительность этапа  работы над собой зависит от личностных качеств педагога, его желания изменить что-то в себе. Все изменения,  происходящие в этот период, объективно оценены всеми участниками образовательного процесса, т.к. от этого зависит темп изменений происходящих с личностью педагога.    
Сравнительная характеристика результатов диагностики  уровня личностно-профессионального развития педагогов за 2012 и 2013 годы выявила его положительную динамику по всем представленным позициям.
По результатам диагностических исследований наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе, повышение уверенности педагогов, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодых специалистов
Приложение №1
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)
Шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений 
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день». 
Опросник1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею нахсдитъ правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее-время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Ключ обработки и интерпретация
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). 
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» - 0 баллов;
«очень редко» - 1 балл;
«иногда» - 3 балла;
«часто» - 4 балла;
«очень часто» - 5 баллов;
«каждый день» - 6 баллов. 
Ключ к опросникуНиже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).
«Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 30).
«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Приложение №2
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)
Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ.
1– полностью удовлетворен;
2– скорее удовлетворен;
3– затрудняюсь ответить;
4– скорее не удовлетворен;
5– полностью не удовлетворен.
Удовлетворены ли вы: 1 2 3 4
своим образованием взаимоотношениями с коллегами по работе взаимоотношениями с администрацией на работе взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, учащиеся, клиенты) содержанием своей работы в целом условиями профессиональной деятельности (учебы) своим положением в обществе материальным положением жилищно-бытовыми условиями отношениями с супругом (ой) отношениями с ребенком (детьми) отношениями с родителями обстановкой в обществе (государстве) отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми сферой услуг и бытового обслуживания сферой медицинского обслуживания проведением досуга возможностью проводить отпуск возможность выбора места работы своим образом жизни в целом Обработка данных.
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить -2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.
Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо:
1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу;
2) подсчитать сумму этих произведений;
3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.
Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5–4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;
3,0–3,4: повышенный уровень фрустрированности;
2,5–2,9: умеренный уровень фрустрированности;
2,0–2,4; неопределенный уровень фрустрированности;
1,5–1,9: пониженный уровень фрустрированности;
0,5–1,4: очень низкий уровень;
0–0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики
Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:
– личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму;
– для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.
Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.
В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются;
– органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;
– дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;
– внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;
– соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.
Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.
Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.
Список литературы:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М.:-
Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.
2.Кулинцова.И. - «Стресс». Журнал «Здоровье дошкольника», 2008.№6
3.Шебеко.В, Семенова .Е . – «Профессиональное здоровье педагога: Как его сохранить и укрепить» Журнал «Здоровье дошкольника» 2009. №6.