Классный час 1 сентября на тему: 20-летие Конституции Российской Федерации. Государственные символы России.

20-летие Конституции Российской Федерации. Государственные символы России.
Цель:
. познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
. познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;
. развивать интерес к истории России;
. воспитывать чувство гордости за свою страну.
1.Заливается звонок – начинается урок: 
Ученик.  У всего своё начало:  У домов, у кораблей,  У дороги – от причала  Через тридевять морей.  У хлебов – в полях раздольных,  У комбайна, у станка –  Всё идет от двери школьной  И от первого звонка.
- Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня первое сентября – День Знаний. Есть много слов, но среди них есть самые дорогие, родные. Назовите эти слова (ученики называют слова).
- Да, правильно. А ещё есть одно дорогое слово,
Ученик. Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя.  Слышишь голос соловья?  Это – Родина твоя.  Школа, где твои друзья, -  Это – Родина твоя.  Руки матери твоей,  Звон дождей и шум ветвей,  И в саду смородина –  Это тоже Родина.
 Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9. краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт - Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.
-Как называется наше государство?
(Наше государство называется Россией - Российская Федерация). «Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.(статья 5).
2. Вступительная речь.
- 12 декабря 2013 года Россия отмечает государственный праздник - день Конституции Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства. В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня. В этом году, будет 20 лет, как была она принята.
-Для чего человеку нужна Конституция? Для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.ё. ощущать себя сё гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции приобщаемся к богатейшему наследию предков, понимаем неповторимость родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.
-Сегодня наш первый урок посвящается Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации является Основным Законом нашей жизни. Граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности. Конституция Российской Федерации как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Юным гражданам нашей страны очень важно научиться жить по определённым установленным правилам. Граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности. Школа и школьники тоже живут по установленным правилам (быть внимательными, правильно выполнять все задания, не шуметь, не перебивать учителя и товарищей, уважать своих одноклассников.) В статье 43 Конституции закреплено право на образование граждан. И все дети нашей большой страны с 7 лет приходят в школу за знаниями. Школа станет для них вторым домом, здесь они научатся читать, писать, решать задачи, любить и беречь природу, найдут много новых замечательных друзей. В жизни человека очень важную часть составляет любовь к школе, к учению, к книге, уважение к традициям школы; важнейшие обязанности детей в школе - хорошо учиться, быть воспитанными, уважать учителей и других взрослых, заботиться о своём здоровье, помогать товарищам.
-Какие ещё права из Конституции вы знаете? (Право на жизнь 20,на жилище 40,на охрану здоровья 41).
3. Рассказ о символах.
-У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства.
-Как вы думаете, что такое символы? Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия?
Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несет в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, для представления страны на международной арене, как зрительный и музыкальный образ государства. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. Символы свидетельствуют о неразрывной связи времен, они - живые, свидетели памяти. Таким образом, знание Государственной символики, позволяет глубже понять историю своего государства, помогает воспитывать уважение к своему Отечеству.
-Какие символы знаете?
Основными символами служат государственный герб, флаг, гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны Конституцией.
-А когда родители были школьниками, то они каждый день видели и слышали совсем иные государственное символы - герб, флаг и гимн СССР (учитель показывает слайды с изображением гербов и флагов СССР и Российской Ф.) Сегодня у нас совсем другие государственные символы - герб и флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю? Только в конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн.
А) Герб - это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб позволял узнать своего владельца, судить о его положении и правах. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны и может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определённого времени. В настоящее время герб является официальным государственным символом.
- Где можно увидегь герб? (Его можно увидеть на флагах; монетах; печатях и
официальных документах).
- Посмотрите внимательно на герб Российской Федерации. Что он представляет.собой?
(Четырехугольный, заостренный в оконечности красивый щит с золотым - двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья – символ власти, силы, мудрости.. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. 3 короны – символ власти: исполнительной, законодательной, судебной. В правой лапе орла - скипетр, а в левой - держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь дракона – символ борьбы добра со злом, защиты Отечества. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника).
-Кто знает, как его зовут? (Георгий Победоносец) Б) Слово “флаг” - голландского происхождения означает корабельное знамя. Это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Государственный Флаг является символом суверенитета государства. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Рисование флага Российской Федерации.
- Правильно ли вы нарисовали Флаг (правильно ли расположили цвета)?
- Что обозначают цвета Флага России?
Цветами Российского флага являются белый, синий и красный. Этим цветам флага приписывается множество символических значений. В настоящее время нет официального толкования цветов Государственного флага. На Руси означали:
белый цвет-благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность, целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
В) Гимн (от греч. - торжественная песнь в честь божества) - хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражаямировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов.
- Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древнем Eгиптe их исполняли в честь богов. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно стали частью театрального представления. Впервые потребность в гимне возникла при Петре 1. На праздниках, во время торжественных событий в честь побед русского оружия исполнялся Преображенский марш. В годы правления императора Александра 1 появился 1-ый официальный государственный гимн – «Молитва Русских». В 19 веке в честь празднования Рождества звучал гимн «Боже, царя храни». Потом использовали «Интернационал», гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь». После выборов президента в 2000 году депутаты утвердили гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова.
-Как должны веста себя люди при исполнении государственного гимна?
-Какие чувства должен испытывать человек, слушая гимн Родины?
4. Охрана природы.
- Каждый гражданин обязан беречь природу - сказано в Конституции.
Ученик. Берегите лес, Он источник чудес!  Чтобы всюду зеленели  Сосны, вязы, клёны, ели.  Берегите лес!
- Под защитой этого закона находится зелёный мир, звери, птицы, реки, моря и даже полевые цветы.
-Мы разобрали всего несколько статей. Каждая гарантирует счастливую жизнь нашему народу.
Итог.  - Как называется Главная книга страны? 
-Назовите дату государственного праздника.  - Сколько прошло лет, как была принята Конституция?  Ученик. В своём краю, как ни в каком ином,  Есть все права – расти, творить, трудиться.  Берегите свою страну – ведь другой похожей нет.  Берегите поля, моря, - это Родина твоя.

























Ученик.  У всего своё начало:  У домов, у кораблей,  У дороги – от причала  Через тридевять морей.  У хлебов – в полях раздольных,  У комбайна, у станка –  Всё идет от двери школьной  И от первого звонка.

Ученик. Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя.  Слышишь голос соловья?  Это – Родина твоя.  Школа, где твои друзья, -  Это – Родина твоя.  Руки матери твоей,  Звон дождей и шум ветвей,  И в саду смородина –  Это тоже Родина.

Ученик. Берегите лес, Он источник чудес!  Чтобы всюду зеленели  Сосны, вязы, клёны, ели.  Берегите лес!

Ученик. В своём краю, как ни в каком ином,  Есть все права – расти, творить, трудиться.  Берегите свою страну – ведь другой похожей нет.  Берегите поля, моря, - это Родина твоя.