Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме Технологическая карта урока — как вид методической продукции педагога


Технологическая карта урока – как новый вид методической продукции педагога
Урок, как наиболее распространенная форма организации образовательного процесса – пространство взаимодействия педагога и учащихся. Именно от того, как построен урок, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и обучающихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно предложить несколько форм построения технологической карты урока/занятия.
Вариант 1.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
             
Вариант 2.
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент
    Включение в деловой ритм урока
  Подготовка класса к уроку
  Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности   Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные:анализ объектов с целью выделения ведущих признаков
  Пояснение: на первом этапе актуализации знаний и фиксации затруднений организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
3.Постановка учебной цели и задач   Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи,  ставят проблему Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока; логические: формулирование проблемы
4.  Построение проекта выхода из затруднения   Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют  средства (алгоритм, модель, действие и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
  Пояснение: на втором этапе построения проекта выхода из затруднения организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Например, включает:
            на 1 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний (каким образом?);на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» (каким образом?);на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
5. Первичное закрепление   Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах) Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
  Пояснение: на третьем этапе  первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону   Организует деятельность по применению новых знаний Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование  Пояснение: на четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
•максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Деятельность  учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и так далее. 
Деятельность учеников может быть отражена в технологической карте урока следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия,  выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и другими.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы: контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Формулировки деятельности учителя и обучающихсяДеятельность учителя Деятельность обучающихсяПроверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленныхцелей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на...
Формулирует задание...
Напоминает обучающимся, как...
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученнымматериалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения...
Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
комментарий к домашнему заданию;
задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся (постановкацели и план действий);
самостоятельную работу с учебником;
беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о...
Наводящими вопросами помогает выявить
причинно-следственные связи в...
Обеспечивает положительную реакцию детей
на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечныхрезультатах учебной деятельности обучающихся
на уроке Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова и т. д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют...
Обосновывают выбор написания...
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают,комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают
его друг другу вслух.
Озвучивают понятие...
Выявляют закономерность...
Анализируют...
Определяют причины...
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают... Читают текст. Читают план описания...
 
Подчеркивают характеристики...
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют...
Слушают доклад, делятся впечатлениями о...
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы
на уроке.
Называют основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Таким образом, вместо распространенного в массовой практике составления конспекта урока, представляющего собой набор различных форм работы и заданий, «навязанных» ребенку учителем, проектирование технологической карты урока на основе ЛООС представляет собой четкую структуру планирования взаимодействия учителя и детей на уроке, в рамках которой каждый учащийся:
- может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную задачу, осознать свою роль в ее решении;
- будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности;
- получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;
- научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
Все это в совокупности позволит учителю решать на уроке центральную задачу ФГОС – формирование самостоятельной учебной деятельности.
Приведу пример технологической карты урока русского языка в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС.