Информационная культура современной личности

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»












Кафедра информационно-коммуникационных технологий




КУРС: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ»


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ









Преподаватель: Зенкина С.В.,
доктор педагогических наук,
профессор каф. ИКТ
Работу выполнила:
Смирнова Н. Ф.,
учитель английского языка
МКОУ Дубневская СОШ








Москва 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ


стр.

ВВЕДЕНИЕ..
3

1. Информационная культура личности и информатизация общества
4

2. Понятие информационной культуры личности .
10

3. Информационные потребности современного человека ...........
13

4. Отбор, анализ и оценка информации ...........
14

5. Повышение уровня информационной культуры личности .......
15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..
20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..
21






















ВВЕДЕНИЕ

Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной культуры, как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации является человеческий фактор.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.
Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.

1. Понятие информационной культуры личности.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.
Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.
Основой сущностного определения понятия «информационная культура» должно стать понятие культуры, дополненное в соответствии с особенностями данной специфической сферы деятельности и рассматриваемое как компонент общей культуры личности. В науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Для конкретного исследования целесообразно остановиться на сути понятия, обращая внимание на те его стороны, которые окажутся существенными при расшифровке интересующего нас представления «информационная культура личности».
В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности
людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро - или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)». Культура личности включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности, то есть все то, что человек вырабатывает в себе, приобретает в своей жизни в обществе и под влиянием общества, при участии других людей, «присваивая» общественно-исторический опыт. Это соответствует исходному пониманию термина «культура», принятому еще в Древней Греции.
В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы», то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура и глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:
а) в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
б) как творческое содержание деятельности;
в) как способ деятельности, ее технологии;
г) как качественная характеристика деятельности и ее результатов.
Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и так далее. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.
Кроме того, исследования показали, что проблема определения ИКЛ затруднена многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину.
Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Именно система образования должна дать необходимые знания о новой информационной среде обитания, формировать новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и, наконец, деятельности самого человека.
Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.
Изучение литературных источников показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.
Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:
- знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
- совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:
а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и так далее);
б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).
В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:
- компьютерная грамотность личности;
- знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
- наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
- умение ориентироваться в информационных потоках;
- умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
- развитость алгоритмического мышления личности.
Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.
К компонентам компьютерной культуры относятся:
а) знание методологии применения информационных компьютерных технологий в различных областях жизнедеятельности человека;
б) понимание соответствующей терминологии, связанной с информационно компьютерными технологиями;
в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;
г) знание конкретных примеров использования информационных компьютерных технологий;
д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;
е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и других);
ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:
и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;
к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);
л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения информационных компьютерных технологий.
В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.
Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:
1) информационная грамотность. Она включает:
- стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;
- умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;
2) осознанную мотивацию личности на:
- удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий;
- повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
- развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;
3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.
В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой диаметрально противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.

2. Информационные потребности современного человека.

Рассматривая данный вопрос, мы исходим из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности всей сложности их взаимоотношений. Общеизвестно – это своего рода разомкнутая самоуправленческая система, необходимым условием существования которой является постоянный обмен веществом, энергией и информацией, что рассматривается как потребность.
Есть несколько точек зрения на природу потребностей. В понятие «потребность» как бы объединяются объективные отношения, которые побуждают к деятельности, и состояние субъекта, которое отражает эти отношения. С одной стороны, потребность определяют как нужду в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В таком плане потребность рассматривается с точки зрения её участия в жизнедеятельности людей с целью поддержания биологических и социальных параметров. С другой стороны потребности возникают в процессе деятельности человека и обуславливаются этой деятельностью. Эта особенность определяет их изменчивость, развитие на база удовлетворения потребностей их изменчивость, развитие на базе удовлетворения потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности не стоят на месте. Реализованная потребность зачастую приводит к другой, более высокой и сложной потребности.
Потребности современного человека в информации базируются на общей теории потребностей личности. Потребности в информации в явном виде нет, но в скрытом виде она присутствует, позволяя путем использования информации удовлетворять разные виды потребностей. Потребность в информации проявляет себя как на уровне биологическом, так и на уровне социальном, обретая на каждом из них свою специфику и структуру.
Потребность в информации на биологическом уровне в целом требует постоянного притока информации извне. В человеческом обществе все биологические потребности, в том числе и потребность в информации, социализироны, т.е. способ их удовлетворения обусловлен общественными установками, моральными нормами, традициями. Общество определяет приемлемые в данный исторический отрезов времени формы. Поэтому эта потребность проявляется как потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, непереносимость изоляции, потребность ориентации в пространстве и времени. Социальные потребности отличают человека как субъекта своего исторического процесса, приспосабливающегося к среде. Социальная потребность человека в информации не является врожденной, а формируется, видоизменяется и развивается на протяжении жизненного пути. Важности её в жизни современного человека огромна.
Известно, что потребности в информации могут иметь разную природу, характер, направленность. Они носят объективный характер, поскольку обусловлены внешними условиями жизни, родом и спецификой выполнения процессов жизнедеятельности. С другой стороны, потребности в информации субъективны, поскольку зависят от активности личности, её интеллектуального уровня, способностей к восприятию, переработке информации, умения оперировать ею.
Для успешного выполнения многообразных функций в обществе, человек в процессе развития должен пройти процесс социализации. Социализация определяется как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, трудовых знаний, норм навыков, традиций, накопленных из поколения к поколению. Это принцип преемственности поколений, благодаря которому молодое поколение может стать взрослым, лишь включаясь в связь традиций, используя опыт и знания более старшего поколения в воспроизводстве общественного наследия и человеческого рода.
Следующим важным средством социализации является овладение письменностью, чтение письменных текстов. Благодаря чтению человек осваивает документально закрепленную информацию в виде художественных, учебных, справочных, научных текстов, постигая воплощенное в знаковой, образной, предметной форме накопленное знание и культурные ценности. У современного человека социальная потребность в информации проявляет себя многообразно. Прежде всего, для человека важно ощущать себя информированным. Состояние информированности сопровождается чувством психического комфорта, уверенностью и спокойствием. Недостаточная информированность повышает степень неопределенности ситуации, приводит к потере уверенности, психическому дискомфорту, что толкает человека к активным действиям по поиску нужной информации.
Социальная потребность в информации проявляет себя также как познавательная потребность. В частности, потребность в информации отражает потребность в знаниях и рассматривается с точки зрения разности между уровнем знаний, накопленных в обществе о предмете деятельности потребителя, и его индивидуальным уровнем знаний в этой области. Большое влияние на интенсивность её проявления оказывают творческая увлеченность личности, включенность в такую жизнедеятельность, в которой удовлетворение познавательной потребности сопряжено с повышением социального статуса и квалификации.
Сегодняшние требования к социализации в условиях информационного общества значительно выросли и изменились по сравнению с предыдущими поколениями. Изменились условия жизни в результате активного внедрения информационных технологий в производственную и бытовую жизнь граждан. Сегодня уже недостаточно тех знаний и умений, с которыми можно было благополучно прожить лет 30-50 назад.
В число обязательных умений постоянно входит пользование персональным компьютером, владение современными программными средствами, поиск информации в Интернете, общение через электронную почту т.д. Но отличие от предыдущих эпох не столько в этом наборе обязательных умений, сколько в том, что научно-техническая революция приобрела непрекращающийся характер и обновление технических средств сегодня осуществляется непрерывно. Это означает, что невозможно сегодня получить образование и потом всю жизнь жить с этим «багажом». В информационном обществе учится надо непрерывно, иначе стремительные изменения, происходящие первоначально в технологии, быстро затем внедряющихся в социальную жизнь, могут оставить человека, остановившегося в своем развитии, на обочине цивилизации.

3. Отбор, анализ и оценка информации.

Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На наш взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи. Согласно Толковому словарю русского языка, полезность - это пригодность для определенной цели, удовлетворяющая определенным требованиям, или иначе, нужность, пригодность. Изучение литературы показало, что в современной науке полезность понимается неоднозначно, и в работах разных авторов (представляющих самые разнообразные области знаний) можно встретить существенно различные определения полезности и точки зрения. Одни связывают степень полезности информации, то есть ее ценности, с увеличением вероятности достижения некоторой цели после получения информации. Другие авторы под полезностью понимают критерий предпочтения, как фактор, оптимизирующий человеческую деятельность. Она оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. Полезность информации не может быть определена независимо от ее восприятия. Установлено, что о полезности информации можно судить лишь по последствиям ее принятия человеком.
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

4. Повышение уровня информационной культуры личности.

И так для становления информационного общества необходимо единство информации и культуры, поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развития мира, общества, индивида. Глобальная информатизация еще больше обострила существующую разорванность, культурного сознания на две культуры – мир гуманитарный и мир точных наук и техники. Цель преодоления данного противостояния двух культур заключена в извечном стремлении человечества к гармонии, единству миросозерцания, гармоническому развитию личности. Отсюда возникла задача достижения равновесия, гармонии в процессах гуманизации информационных технологий и формировании информационного общества. Именно гуманитарная культура объединяет все составляющие общественной жизни. Гуманитарная культура приводит к интеграции духовного мира личности – субъекта информационной цивилизации, носителя новой, информационной культуры.
Формирование информационной культуры на личностном уровне осуществляется путем обретения, в первую очередь, знаний, умений, навыков, развития специфических способностей, особых личностных качеств, форм поведения и деятельности. В этот структурный блок, прежде всего, входит информационное поведение личности, которое понимается как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение появляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению своим результатом имеют информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности.
Трудно переоценить значение информированности для выработки адекватного поведения и мироощущения личности. Наличие понятной и многосторонней информации снижает степень неопределенности ситуации, сводя её к минимуму. Информированность выступает как средство обретения профессиональных знаний, умений и навыков, представляет возможность личности успешно ориентироваться в политических, социально-научных процессах, что способствует повышению её социального статуса.
Разные формы информационного поведения представляют собой некую ступеньку к развитию культуры информационной деятельности. Деятельность в отличии от поведения целенаправленна, предполагает последовательное и параллельное осуществление процессов, операций, направленных на достижение общего результата. Информационная деятельность сложно организована и может быть представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации. Рассмотрим эти процессы, акцентируя внимание на их культурной составляющей.
Сбор информации это первый из процессов информационной деятельности базируется, прежде всего, на читательской деятельности. Невозможно собрать информацию предварительно её не, прочитав. Читательскую деятельность мы осваиваем в начальной школе. А вот читательская культура складывается постепенно путем приобретения читательских навыков, читательской активности, вдумчивой и заинтересованной работой с книгой.
Чтение – это процесс, имеющий особую важность для развития личности. Чтение расширяет кругозор, информированность, знания. Чтение как процесс способствует совершенствованию мыслительной деятельности. Сбор информации будет не полон без использования библиографической информации, что предполагает еще один процесс, входящий в информационную деятельность, а именно – библиографическую деятельность и её составляющую – библиографическую культуру. Она предполагает знакомство с информационными ресурсами и их составляющей – библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек. В процессе использования библиографической информации субъект усваивает и сами способы библиографической деятельности, которые представляют собой следующий процесс информационной деятельности – обработку информации.
Культура использования современных информационных технологий строится в большей мере на здании, в фундамент которого заложены библиографические методы: индексирование, классифицирование, каталогизирование, выделение поисковых признаков. Таким образом, библиографические знания помогают более успешно организовать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на их уровень использования.
Обработка информации осуществляется не только библиографическими, но и логическими методами. Они предполагают анализ текста источника, критическое его осмысление, выделение информационного значения фрагментов, оформление их в виде выписок, цитат и определений. Это предопределяет необходимость развития умственного труда – еще одного элемента культуры информационной деятельности.
Важным элементом культуры информационной деятельности является культура передачи и использования информации. Культура передачи информации предполагает, в первую очередь, транслирование её и в достаточном объеме для адекватного восприятия, без искажений и максимально адресно. Культура потребления информации – важное составляющее звено информационной культуры личности, признанное решать задачи формирования умения пользоваться информацией в целях гармонизации личности, преодолевать недостатки её потребления, распознавать механизм информационных манипуляций и уметь противостоять ему. Но нельзя сбрасывать со счетов и некоторые личные качества, ей способствующих. Это – хорошо развитая память на существенные факты, имена авторов издания, способность устанавливать связи между явлениями физического и духовного мира, людьми, фактами, событиями; привычку видеть мир отраженный в произведениях печати и других документах, запоминать и вспоминать их, мобильность – способность быстро переключится с одной темы на другую; стремление быть «в форме» - быть постоянно информированным о важных новостях, о том, что сегодня актуально; эвристический склад мышления, помогающий устанавливать ассоциативные связи внешне далеких явлений, подсказывающий небанальные пути поиска в неожиданных ситуациях.
Информационная культура зависит от степени осознания собственных информационных потребностей. Здесь же обратим внимание на их качественное состояние, их влияние на информационное поведение и информационную деятельность. Малоразвитые и неразвитые информационные потребности характеризуются слабой мотивацией, нечеткостью в определении границ, спонтанностью и непостоянством, невозможностью их ранжировать, а по значимости из-за слабой соотносимости с жизненными и профессиональными целями.
Кроме того, информационные потребности легко можно спутать с привычкой потреблять информацию. Дело в том, что получаемая извне информация не только логически анализируется человеком, но эмоционально оценивается. Яркость им разнообразие чувств, сопровождающих процесс удовлетворения потребности в информации, субъективно переживается человеком, запечатлевается его памятью и толкает к дальнейшим поискам информации для того, чтобы пережить ощущение еще и еще. Так рождается привычка к потреблению информации, рассматриваемая в физиологии как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся готовностью к функционированию.
Сегодня мы живем в среде, где массированное наступление информации превышает возможности усвоения её человеком. В связи с этим большая часть информации не воспринимается, рассматривается как фон и формирует, соответствующую привычку также вредной привычкой следует считать ориентацию на получение исключительно эмоционального удовольствия от информации. Специалисты замечают своего рода легкий наркотический эффект от бесконечных телесериалов, легких бездумных, уводящих в мир иллюзий бестселлеров, музыкальных клипов. Закрепляясь, такие привычки приводят к тому, что в источнике информации видят лишь предмет, вызывающий эмоциональное удовольствие и блокирующий усвоение действительно серьезных и сложных произведений. Рассматривая информационную культуру как направление, задачей которого является гармонизация личности, функционирующей в мире информации, следует опираться на базовое понятие потребностей в информации. Личности необходимо осознание своих потребностей, побуждающих её к поиску и использованию информации.
К сожалению, многие личности не могут ориентироваться в потоке поступающей информации, вследствие чего получают искаженную, не проверенную фактами из нескольких источников. Для решения этой проблемы необходимо проводить уроки информационной культуры, проводить занятия со специалистами по повышению их информационной культуры. Эту проблему можно решить используя знания, накопленные человечеством за десятилетия и применить на базе школ.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из выше сказанного можно сделать вывод, что человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающей целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Определили, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований [Текст] / И.М. Антонова, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: тез. докл. междунар. науч.конфер.- Краснодар-Новороссийск 14-15 сент. 1995г. – Краснодар,1995.- С.6-8
2. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.- Краснодар:КГУКИ,2005.- 208 с.
3. Лопатина, Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Лопатина.- М.: МГУКИ,2002.- 81 с.
4. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики [Текст] / Э.П. Семенюк // НТИ. - Сер.1.- 1994.- № 1.- С. 2-7.
5. Сухина, В.Ф. Человек в мире информатики [Текст] / В.Ф. Сухина М.: Радио и связь. - 1992 – С.111








13PAGE 15


13PAGE 142115