Статья Медиаобразованность — интегративное качество личности современного учащегося


МЕДИАОБРАЗОВАННОСТЬ – ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕНИКА
В условиях новых социальных реалий в России и мире, интенсивного увеличения объема информации особую роль приобретает подготовка обучающихся, способных решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Жизнь в условиях поликультурного общества выдвигает повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству.
Кардинальные изменения в политической, экономической, социальной, культурной, информационной жизни нашей страны обусловливают новую педагогическую ситуацию, требующую включения медиа-образования в теорию и технологию осуществления педагогического процесса, поскольку умение ориентироваться во все возрастающем потоке информации, характерном для современного общества, присуще только высокообразованным специалистам.
Актуальность проблемы подтверждается приданием медиа-образованию в России официального статуса. Так, на заседании Президиума Государственного Совета при президенте РФ и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике принято решение о проведении во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации 1 сентября 2011 года Дня медиа-безопасности.
Медиа-образование позволяет радикально повысить эффективность и качество подготовки обучающегося, способного в дальнейшем выступать активным деятелем собственного становления и развития.
Личностное новообразование - медиа-образованность – значимое качество ученика обучающегося в условиях информационных технологий. Подготовка школьников к использованию средств массовой коммуникации (СМК) в учебно-воспитательном процессе – необходимое условие успешной работы современного учителя, что подтверждается «Концепцией ФГОС общего образования (2009).
Изучение состояния практики основной общеобразовательной школы показывает несформированность у обучающихся такого качества, как медиа-образованность. Ученики не подготовлены к работе с информацией. Отсутствует целенаправленное педагогическое руководство формирования медиа-образованности обучающихся.
Подтверждение своевременности и необходимости формирования такого личностного инновационного качества учащегося, как «медиа-образованность», мы видим в том, что социализация человека в большей степени происходит через СМК. Только медиа-образованный ученик сможет понять, что такое средства коммуникации, как они функционируют, как создаются сообщения, как эти сообщения распространяются, представляя собой совершенно особый тип реконструкции действительности; только медиа-образованный ученик сможет оградить себя от отрицательных последствий воздействия масс-медиа на психику. Беря на себя ответственность за организацию медиа-образования школьников, учитель должен обладать сам достаточным уровнем медиа-образованности, что проявляется в его знаниях, умениях и ценностном отношении к медиа-образованию.