Социализация детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи

Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) « Детский дом № 6 «Огонёк»
(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)









Социализация детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи
Проект «Будьте моими родителями»








Исполнитель:
Мальцева Елена Николаевна,
воспитатель


















Прокопьевск 2016 Содержание

Предисловие .3
Пояснительная записка.4
Актуальность проекта.. 7
Цель и задачи 8
Условия реализации 9
Схема подготовки ребенка к жизнеустройству .. 10
Ожидаемый результат .11
Механизм реализации ..12
Список литературы ..16
Приложения ..17







Тип проекта: информационно / практико-ориентированный
Участники: социальный педагог, педагог – психолог, воспитатель – действующий приемный родитель, приемный ребенок и дети детского дома (среднего школьного возраста)
Проблема: дефицит знаний, навыков, умений необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье, данная проблема обусловлена следующими причинами: отсутствие
- понимания своих чувств и умение их открыть;
- умения настроиться на себя и объяснить свои переживания;
- понимания визуальных сигналов тела;
- способности отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими;
- умения раскрываться в общении (давать людям информацию о себе);
- умения проявлять заботу и понимание.









Пояснительная записка
Приемная семья – это форма семейного воспитания детей. В нашей стране издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи.
Считается, что для того что бы приемная семья состоялась, необходимо вести подготовку приемных родителей - следует знакомить их с особенностями ребенка, лишенного родительского попечения. Приемные родители понимают, что может являться причиной сиротства, но даже не предполагают, как отражается отсутствие родителей на развитии ребенка. Так же они не знают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия, какие трудности их ждут и много, многое другое. Нередко, рождение даже родного ребенка по-разному сказывается на микроклимате семьи: не выдержав или не сумев приспособиться к этим изменениям, некоторые семьи распадаются в первый год жизни ребенка. Что же говорить о появлении в семье приемного ребенка!
Считается, что для того что бы приемная семья состоялась, необходимо вести подготовку приемных родителей - следует знакомить их с особенностями ребенка, лишенного родительского попечения, подготовить морально и практически, дать комплексные знания, необходимые для создания семьи, где все будут счастливы. Именно с этой целью по всей стране создана «Школа приемных родителей». После того, когда ребенок был взят в новую семью, с приемными родителями продолжается работа по преодолению возникающих трудностей в их жизни, чтобы это не послужило причиной возврата детей в детский дом. Это правильно. Но эта только одна сторона медали.
Ведь проблемы, с которыми сталкиваются в замещающей семье взрослые, характерны и для детей.
Я приемная мама одиннадцатилетнего сына. Мой шаг был осознанный. У меня педагогический стаж работы с детьми, оставшимися без попечения родителей - 15 лет. Пройдя обучение в «Школе приемных родителей» и имея опыт, я не думала, что столкнусь с такими трудностями.
Прошел первый месяц, и в жизни нашей семьи устанавливается определенный порядок. Начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. В течение первого полугодия существования нашей обновлённой семьи, проявились психологические барьеры: несовместимость темперамента, черт характера, привычек. Мне было трудно понять, почему так происходит, ведь мы с моим ребенком знали друг друга, ни один год. Я стала наблюдать за изменениями в поведении сына: он стал, замкнутым, не послушным, плохо шел на контакт. Я видела, как ему тяжело. Почему это произошло?
Дети все хотят жить в семье, иметь своих собственных родителей, а не одну маму - воспитателя на всех детей в группе, но опыта проживания в нормальной семье у детей, которые оказались без попечения родителей, нет. Ребенок понимает, что ему нужно вести себя иначе, ни как в детском доме. Но как, он не знает. Он не знает, какие у него права и обязанности в семье. Где его вещи и можно ли трогать другие. Ребенок не так представлял жизнь в семье. Сюда прибавляется страх, страх предательства со стороны родителей – «он плохой, он все делает не так!». И переубедить его очень сложно. Как справиться со всем этим ребенку, он же не посещал «Школу приемных детей».
Я считаю, что если бы мой сын знал о том, что его ожидает его на самом деле, а не в его иллюзиях, то период адаптации не был бы таким болезненным для него, он мог избежать растерянности, неуверенности и шока.
Мы преодолели немало трудностей. Любовь, взаимопонимание и терпение помогли нам в этом. «Мой ребенок - ребенок, выношенный сердцем»
Вывод: эффективное функционирование замещающей семьи связано не только со способностью родителей принять на себя новые обязательства и решать новые задачи, но и с готовностью самого ребенка строить новые отношения.
Проанализировав данную ситуацию, обсудив проблему с коллектив детского дома, был запланирован долгосрочный проект «Станьте моими родителями» (по подготовке воспитанников детского социального учреждения к помещению в опекунские или приемные семьи).













Актуальность проекта
На сегодняшний день жизненные перспективы детей, оставшихся без попечения родителей, существенно расширены благодаря такому новому для России социально-психологическому явлению, как замещающая семья.
Анализ опыта подготовки детей к семейному устройству показывает, что деятельность специалистов детского дома, направленная главным образом на подготовку к самостоятельной жизни и социализацию воспитанников, не дает ребенку ни каких подсказок для жизни в приемной семье. Многое конечно ребенок в теории знает, а практика семейных отношений отсутствует. Данный проект направлен на психолого-педагогическую и правовую подготовку воспитанников для проживания в замещающей семье, формирование базового чувства доверия к миру и привязанностей, через практическую деятельность.
Упражнения и задания проекта пригодны как для работы непосредственно перед передачей в семью, так и в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни.







Цель проекта: Оказание помощи в преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной сфере и формирование у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.
Задачи:
просветить детей в сфере семейного взаимодействия;
профилактика нарушений семейной общности;
формировать у детей навыки освоения новой ролевой позиции приемного ребенка;
развить у детей навыки самоконтроля, рефлексии, жизненного и ситуационного целеполагания;
познакомить с правилами поведения в семье, правами и обязанностями членов семьи;
формировать умение правильно реагировать на имеющиеся негативные эмоции (страх, гнев и т.д.),
При разработке проекта учитывались следующие особенности ребенка
возраст;
предшествовавший семейный опыт:
индивидуальные психологические свойства;
психологическая работа, которая уже была проведена или проводится с ребенком.



Условия реализации
Подготовка детей к жизни задача комплексная, объединяющая усилия всех служб детского дома. Понимая остроту проблемы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, лишенных полноценного семейного воспитания, наш детский дом работает по программе « Вверх по счастливой лестнице». Работа по программе позволяет заложить основу ценности семьи, подготовить воспитанников к самостоятельной и семейной жизни после выхода из детского дома. Данный проект является логическим дополнением к проводимой работе. Рассчитан проект на 9 месяцев. Время проведения – вторая половина дня, 2 раза в неделю. 1- теоретическое занятие и 1 – практическое, на базе МКУ «Детский дом №6 «Огонек» города Прокопьевска.

Три направления работы

преодоление негативных влияний быта детского дома на детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;
корректировка искажений личностного становления;
профессиональная психологическая подготовка детей к жизни в семье.













Система подготовки ребенка к жизнеустройству

Направление
деятельности

Ответственные
лица

Методы, техники,
формы работ


Комплексная диагностика
(сбор информации)


Педагог-психолог,
социальный педагог,
воспитатели

Диагностический, инструментарий,
анкетирование,
тестирование


Работа по формированию психологической готовнос-ти ребенка к устройству в семью

Педагог - психолог


Педагог – психолог
воспитатель





Техники работы с
психотравмой ребенка

Техники работы с переживаниями
ребенком горя и утра-
ты семьи, близких
людей (мозартика)


Работа по мотивации
ребенка к жизни в замещающей семье

Воспитатель
Техники принятия собственной истории,
прошлого и осознание своего настоящего и будущего (составление книги жизни)


Работа по формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и
места ребенка в ней

Социальный педагог,
воспитатель
Круглые столы, игры, беседы с участием
1. приемного родителя;
2. приемного ребенка

Работа по изменению травмирующих представлений о себе, совершенствование знаний о семье, ее функциях, правилах, семейных ролях.

воспитатель
Не директивная игровая терапия (направлена на то, чтобы дети «проиграли» свои чувства и проблемы, точно так же как взрослый «выговаривает» свои трудности



Упражнение «Розовый куст"

Обыгрывание жизненных ситуаций

Подготовка ребенка
к расставанию с детским домом


Педагог-психолог,
воспитатели

Ритуал расставания





Ожидаемый результат
Участники проекта будут осознавать преимущества воспитания в приемной семье и будут готовы, основываясь на полученных знаниях, развивать более глубокое понимание своего нового положения. Эти знания и навыки позволят значительно снизить чувство неуверенности и тревожности у приемных детей, тем самым послужит адаптации ребенка в приемной семье.









Механизм реализации
Мероприятия
сроки
ответственные

Запланированные мероприятия по программе «Вверх по счастливой лестнице»
В течение учебного года
воспитатели

Вводная беседа с детьми о понятии «приемная семья»
Сбор информации

сентябрь
Воспитатели
соц.педагог

воспитатели

октябрь

Работы с психотравмой ребенка (По индивидуальному плану)


Педагог - психолог

Заседание «Клуб «Надежда» (ознакомление)
1 раз в неделю
воспитатель

«Книга жизни» (теоретическая часть)
1 раз в неделю
воспитатель

ноябрь

Работы с психотравмой ребенка (По индивидуальному плану)


Педагог - психолог

Заседание «Клуб «Надежда»
Занятие «я в мире людей»


1 раз в неделю
воспитатель




«Книга жизни» (план)
1 раз в неделю
воспитатель

декабрь

Работы с психотравмой ребенка (По индивидуальному плану)


Педагог – психолог

Не директивная игровая терапия (игра дочки – матери)
1 раз в неделю
воспитатель

«Книга жизни» (Оформление - начало)
1 раз в неделю
воспитатель

январь

Заседание «Клуб «Надежда»
Занятие «люди вокруг меня

1 раз в неделю
воспитатель

«Книга жизни» (Оформление )
1 раз в неделю
воспитатель

Круглый стол «Начало»
В конце месяца
Воспитатель, действующий приемный ребенок

февраль

Работы с психотравмой ребенка (По индивидуальному плану)


Педагог - психолог

Заседание «Клуб «Надежда»
Занятие «поведение и культура»
1 раз в неделю
воспитатель

«Книга жизни» (Оформление )
В конце месяца
воспитатель

Игра «Семейные развлечения»
В конце месяца
Воспитатель, действующий приемный ребенок

март

Работы с психотравмой ребенка (По индивидуальному плану)

Педагог - психолог



Не директивная игровая терапия (я и брат)
Упражнение «Розовый куст"
1 раз в неделю
воспитатель

Педагог - психолог

Заседание «Клуб «Надежда»
Занятие «семейные конфликты и пути их разрешения»

1 раз в неделю

воспитатель

Встреча «Вопрос – ответ»
1 раз в неделю
Воспитатель
Члены приемной семьи

«Книга жизни» (Оформление )
В конце месяца
воспитатель

апрель

Работы с психотравмой ребенка (По индивидуальному плану)


Педагог - психолог

Заседание «Клуб «Надежда»
Занятие «представление о семье»
1 раз в неделю
воспитатель

Не директивная игровая терапия (отношения)
Упражнение «Розовый куст"

1 раз в неделю
воспитатель

«Жизнь в игре» (обыгрывание жизненных ситуаций)
1 раз в неделю
Воспитатель
Члены приемной семьи

«Книга жизни» (Оформление обложки )
В конце месяца
воспитатель

май

Работы с психотравмой ребенка (По индивидуальному плану)

Педагог - психолог

Заседание «Клуб «Надежда»
«Как это было?»

1 раз в неделю
воспитатель

Не директивная игровая терапия (Здравствуйте – это я»)

1 раз в неделю
воспитатель

Ритуал расставания


все

«Час домашнего чтения» В течении учебного года на ночь – чтение книг




















Список литературы:
1. Алексеева, Л. С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания/ Л.С. Алексеева//Научно-методическое пособие – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
2. Базарова, Г.Т Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью/ Г.Т.Базарова// Методическое пособие – М.: Изд-во «Проспект», 2009. – 232 с.
3. Ослон, В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи/ В.Н.Ослонов//Дефектология. – 2006. - № 1. – с. 30-35.

















Приложения
ЗАНЯТИЕ «Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

1. Приветствие:
Цель. Развитие коммуникативных навыков, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Упражнение проходит весело, заряжает группу положительными эмоциями.
Педагог: «Человек входит в воду. Почему у него появилось это желание? Может, он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может, ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае – у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много. Что испытывает человек, только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже и страх, затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды – так она приятна и соответствует его ожиданиям.
Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и т.д. Ему понадобится некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени. (Прежде всего, человек должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым).
2. Упражнение «Жизненный путь»:

Участники выполняют коллаж на тему «Мой жизненный путь».
Педагог: «Вы идете по дороге, которая называется Жизнь...
Откуда лежит ваш путь и куда? Каковы ваши основные достижения в прошлом, настоящем и будущем? Что помогает вам шагать по жизненному пути, а что препятствует? Кто и что вас окружает? И куда вы хотите прийти?.. Сделайте, пожалуйста, коллаж, который бы отражал ваш жизненный путь в прошлом, настоящем и будущем: основные достижения, планы, ваше окружение». Упражнение обычно выполняется индивидуально, хотя может, при желании участников, проводиться и в микро группах. В качестве основы для коллажей используются листы формата А2-АЗ или полотнища светлых обоев. Помимо обычного комплекса изобразительных
материалов (фломастеры, краски, иллюстрированные журналы, из которых можно вырезать приглянувшиеся картинки), целесообразно попросить участников принести для выполнения этого упражнения несколько личных фотографий, отражающих значимые события жизни. На выполнение коллажей дается 35-50 минут, потом проводится их презентация. Она организуется как экскурсия, на которой каждый из участников поочередно выступает в роли экскурсовода, представляющего группе свою композицию (3-5 минут на человека).
Упражнение способствует формированию более осмысленного отношения к планированию собственного жизненного пути. Оно дает возможность задуматься, какие события наиболее важны и где источники ресурсов, на которые можно опереться при осуществлении «режиссуры собственной жизни», достижении поставленных целей и преодолении препятствий.

Обсуждение.
Какие эмоции и чувства возникали в процессе работы и
возникают сейчас, при взгляде на готовые коллажи?
Что нового удалось понять о себе, своих жизненных целях и ценностях?
Насколько достижимо будущее, изображенное на рисунке, на что можно опираться, чтобы оно воплотилось в реальность?

3. Упражнение «Клубочек»:
Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Ира, рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.
Педагог: «Легко ли было говорить приятные вещи другим детям? Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное? Как ты себя сейчас чувствуешь?»
Педагог: «Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основаниях, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления.
Взаимоподдерживающая система отношений объединяет людей, дает
им возможность эффективно развиваться». Инструменты повышения само- и взаимоэффективности:
– уважение друг к другу;
– стремление понимать и сопереживать друг другу;
– возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты подавления).

4. Упражнение «Доброе животное»:
Педагог предлагает представить, что вся группа превратилась
в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит.
Предлагается всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед.
Выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. Очень важно все делать одновременно.
Педагог: «Все ли придерживались правил? Понравилось ли
тебе «животное», частью которого ты был? Что-нибудь удивило тебя
в этой игре?»
Педагог: Послушайте притчу «Солнце и ветер»:
«Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал
путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ,
тот и будет признан самым сильным из нас. Стал ветер дуть, очень
старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в
свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ».
Педагог: «О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?»

5. Упражнение «Давайте жить дружно»:
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Когда по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; когда одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.
Обмен впечатлениями от занятия проводится по кругу с передачей друг другу горящей свечи.

ЗАНЯТИЕ «ЛЮДИ ВОКРУГ МЕНЯ»

1. Приветствие:
Цель. Рассмотрение различных видов взаимоотношений отношения и на основе этого научиться видеть положительные стороны взаимодействия в коллективе, помочь выявить способности, способствующие выполнению общего дела.

2. Игра «Поздоровайся, как я»
Цель. Реагирование, провокация и преодоление «здесь и сейчас» нерешительности, скованности через телесный контакт с другими; стимуляция положительных эмоций через необычность телесного контакта у нерешительных детей или у детей с депрессивным и тревожным фоном настроения; стимуляция гуманных чувств у конфликтных детей или враждебно настроенных к другим.
Педагог подходит к ребенку и предлагает: «Давай поздороваемся, вот так», – только указательными или большими пальцами, «А так
можешь, кулачками?» – предлагает поздороваться кулаками и т. д.
Возможные правила-ограничения:
Если не поздоровался локтями, то глаза открывать
нельзя;
После того как поздоровался, надо сосчитать до 5-10
и тогда оторвать свой нос от носа товарища.
Варианты игры.
Педагог упрощает, усложняет, варьирует необычность, новизну и неожиданность вариантов телесного контакта между детьми или взрослым и ребенком. Например, предлагает детям поздороваться подбородками, лбами, ушами; а можно предложить детям здороваться всем вместе: вдвоем, разбившись по парам, втроем, вчетвером, чтобы игра была веселее, эмоционально насыщеннее.
Можно предложить здороваться с закрытыми глазами. Если ребенок
отказывается от телесного контакта, то, чтобы не прерывать игровое
взаимодействие с ребенком, можно предложить ребенку здороваться с игрушкой, с носками обуви; сказав: «Ну, если ты здороваться не
хочешь, может карандаши или куклы поздороваются вместо нас?»

3. Упражнение «Приветствие»:
Участникам предлагается цветок с разноцветными лепестками, равными количеству участников. Каждый должен оторвать лепесток и отдать его своему соседу справа, при этом поприветствовать. Упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого не будет по лепестку.


4. Упражнение «Пересортировка»:
Педагог убирает свой стул из круга, дает команду поменяться
местами тем, у кого карие глаза (у кого обувь черного цвета, кто сегодня в джинсах, кто пил утром чай, кто встал в 8 часов утра и т.д.). Все, у кого присутствует названный признак, меняются местами. Кому не хватило места, тот становится ведущим. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не поменяются местами.

5. Упражнение «Выбери цвет»:
Участникам предлагается разделиться на две команды, по принципу считалочки «яблоки – апельсины». Каждой команде дается несколько листочков цветной бумаги (красный, синий, белый).
Команда «Яблоки» готовит рекламу полученных цветов. Команда
«Апельсины» готовит антирекламу этой же цветовой гаммы. Время
на подготовку – 15 минут. По истечении времени проходит защита
проектов (рекламных плакатов).

6. Упражнение «Снежки»:
Участникам группы предлагается разделиться па две команды по предыдущей игре «яблоки – апельсины». Помещение делится на два поля «яблочный сад» и «апельсиновая плантация». Каждый участник получает по 1 листу бумаги формата А4, из которого он делает снежный ком. Задача каждой команды «забросать» территорию соседей. Время на проведение игры – 1 минута. После сигнального свистка побеждает та команда, у которой меньше снежков на территории.

7. Упражнение «Центр круга»:
Одному из участников группы предлагается стать в центр круга. Остальные участники находятся в 1 метре от «центра», затем все становятся на 1 шаг ближе к центру, смыкаются в тесный круг, потом становятся спиной к «центру», затем каждый участник игры находит удобное место в помещении по отношению к «центру».
(Здесь уместны близкие контакты; такие, как обнимание, поглаживание, а также контакты на расстоянии.) «Центром круга» должен побыть
каждый из участников.

8. Упражнение «Плохое и хорошее»:
Участникам группы предлагаются два воздушных шарика (синий и розовый). На розовом шарике каждый из участников пишет положительный качества, которые он любит в окружающих его людях. На синем шарике – отрицательные качества, окружающих его
людей. Каждое высказывание комментируется.
Подведение итогов упражнения: «Выделяя качества как негативные, каждый из нас предполагает, что именно они (качество) вызывают негативные эмоции во время общения или контакта с окружающими. А может быть, мы негативно оцениваем именно те качества, на которые не знаем, как реагировать?»

9. Упражнение «Руки»:
Участники разбиваются на пары. Пары садятся друг напротив друга и ставят руки как в зеркальном отражении. Первая часть упражнения: выбирается ведущий и ведомый, во второй части ведущих нет. Участники должны повторять за своим партнером движения руками, а затем прислушиваться к действиям партнера, чтобы со стороны смотрелось, как зеркальное отражение.

10. Упражнение «Дракон»:
Участники становятся друг за другом паровозиком, положив
на плечи друг другу руки. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост».
Задача «хвоста» – приблизиться к «голове», а задача головы
– увернуться от хвоста. Упражнение заканчивается, когда все участники побывали в роли «головы» и в роли «хвоста».

ЗАНЯТИЕ «ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРА»

1. Приветствие:
Цель. Стимулирование поведенческих изменений, обучать индивидуальным приемам межличностного общения.
Все участники встают в два круга (внутренний и внешний)
лицом друг к другу. Задание: поприветствовать друг друга глазами,
головой, руками, словами.

2. Упражнение «Массаж по кругу»:
Все участники стоят друг за другом, ладони лежат на плечах
стоящего впереди. Каждый ребенок начинает осторожно массировать плечи и спину стоящего впереди. Через две минуты все поворачиваются на 180 градусов и игра повторяется.
Педагог: «Может ли человек, обладающий массой достоинств,
быть некультурным? Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура»?»
Культурное поведение – это:
поведение человека в соответствии с теми нормами,
которые выработало и которых придерживается данное
общество;
определенные способы общения, которые подсказыва-
ют правила поведения в той или иной ситуации.
Эти способы общения учат нас правильно вести себя:
за столом;
быть вежливыми и предупредительными со старшими;
уметь вести себя в малознакомом и хорошо знакомом
обществе;
уметь вести себя в школе;
с друзьями.
Хорошие манеры необходимы каждому. Если они станут внутренней потребностью человека, то помогут в значительной степени устранить множество поводов для плохого настроения, которое еще подчас порождает грубость и невоспитанность людей. «Добрые приличия опираются, как и требования хорошего вкуса, на здравый смысл, на законы человеческого такта, которые вырабатываются без особого труда у каждого, кто требователен к себе и внимателен к людям», – писал Лев Кассиль. Культурный человек – это человек, убежденный в правоте своего поведения. В моделях своего поведения в различных ситуациях он опирается не на необходимость соблюдать внешние приличия, а на свою совесть – мерило культурности человека.

3. Упражнение «Ворвись в круг»:
Дети встают в большой круг, взяться за руки. Один ребенок
остается за кругом и пытается прорваться в него. Как только ему это
удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться
в него.
Дайте возможность как можно большему числу детей проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны впустить этого ребенка в круг, а кто-то
другой выходит из него и продолжает игру.
Обсуждение упражнения.
Что вы делали для того, чтобы проникнуть в круг? Что вы чувствовали, когда были частью круга? Что вы почувствовали, когда проникли в круг?

4. Упражнение «Оцени ситуацию»:
Участники работают в парах. Они получают карточки с описанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок – человек поступает опасно; зеленый флажок – человек поступает верно; желтый флажок – человек поступает справедливо.
Ситуация 1. В купе поезда едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди
в купе.
Ситуация 2. Очередь в магазине. Вы попросили последнего в
очереди предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.
Ситуация 3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это
знаете. Ваши действия.
Группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации и вы-
двигает версии правильного поведения. Подросткам раздаются для
заполнения карточки с перечнем нравственных качеств.
Нравственное
качество
Свойства, признаки,
элементы, характеризующие это
качество личности
Степень
сформированности
Человечность
Благодарность
Великодушие
Вежливость
Доброжелательность
Доброта
Сострадание
Милосердие
Любовь к людям
Забота о ближних
Послушание
Щедрость
Умение прощать
Внимание, внимательность
Участники должны отметить степень выраженности этих
качеств у самих себя. Оценивание идет следующим образом: «В»
(высокая степень выраженности); «С» (средняя степень выраженности); «Н» (низкая степень выраженности); прочерк (отсутствие
признака).

5. Упражнение «Подарок»:
Педагог: «Сейчас мы будем дарить друг другу подарки.
Средствами пантомимы каждый изображает какой-либо предмет и
дарит его соседу справа (это может быть цветок, мороженое, мяч и
др.). За подарок необходимо поблагодарить».
Обсуждение упражнения.
Педагог: «О чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить подарок? Что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?»

ЗАНЯТИЕ «СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
Цель. Повышение уровня знаний подростков о культуре семейных взаимоотношений.

1. Упражнение «Путаница»:
Участникам предлагается сойтись в центре помещения, вытянув руки вперед, а затем взяться за руки так, чтобы в одной руке оказалась одна рука другого человека. Задача – распутать клубок, не разрывая рук.
Педагог: «Это упражнение помогает нам быть вместе, спокойно
и культурно общаться, стараться выслушать мнение каждого и оказывать помощь друг другу».
2. Просмотр фрагмента кинофильма «Любовь и голуби»:
Детям показывают отрывок из фильма – конфликтную семейную ситуацию.
Педагог: «Что вы увидели на экране? (Люди ссорятся, ругаются.) Как вы думаете, что произошло между людьми? (Конфликт.) Что такое конфликт? (Когда у людей возникает проблема, они не могут ее решить, и поэтому они ссорятся, злятся.) Кто участники данного конфликта? (Мужчина и женщина, муж и жена.) Что значит семейный конфликт? (Когда ссорятся в семье муж и жена или родители и дети.)
Какие чувства испытывают конфликтующие люди? (Злость, обида,
досада, грусть, огорчение, разочарование.) А какие чувства испытывали вы, когда смотрели этот фрагмент?» (Ответы детей).
3. Упражнение «Собери фасоль»:
Для выполнения следующего задания педагог обращается к
воспитаннику:
– Олег, собери фасоль.
После того как мальчик справляется с заданием, психолог предлагает сделать то же самое по парам:
– Теперь вместе соберите фасоль.
По окончании педагог спрашивает детей: «Ребята, когда задание
было выполнено быстрее? Как приятнее выполнять работу – вместе
или одному? В какой семье людям приятнее жить: в той, где супруги
выполняют домашнюю работу вместе или в которой все домашние
обязанности выполняет один супруг? Когда люди будут работать вместе, когда будут понимать и прощать друг друга, тогда в семье не будет конфликтов».
Педагог: «Какие качества необходимо в себе воспитывать, что-
бы избежать конфликта?»

4. Упражнение «Обсуждение конкретных ситуаций»:
Педагог: «Я расскажу вам случаи из жизни, а вы послушайте и
скажите, являются эти ситуации конфликтами или нет».
Ситуация 1. Переполненный пассажирами автобус. Мужчина
нечаянно толкнул девушку и не извинился. Девушка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.
Педагог: «Эта ситуация является конфликтом?» (Да).
Ситуация 2. Жена попросила мужа вынести мусорное ведро.
Муж смотрел телевизор и не выполнил просьбу. Жена разозлилась и
стала ругаться.
Педагог: «Эта ситуация является конфликтом? (Да.) Какой из
данных конфликтов является семейным? (Второй). Как следует разрешить этот конфликт? (Не ругаться, не кричать.) (Мужу извиниться
и выполнить просьбу жены.) Если супруги вместе выполняют семейные обязанности, это значит, что они сотрудничают».
Инсценировка ситуации семейного конфликта:
Педагог: «Представьте ситуацию: жена только что вымыла пол.
Муж зашел в грязной обуви. Каково может быть поведение жены и
мужа в данной ситуации?»
Дети разыгрывают два варианта: негативное развитие ситуации
– конфликт и позитивное развитие ситуации.
Вариант с отрицательным решением: кричат, ругаются, ссорятся.
Педагог: «Вам приятно было присутствовать при этой ситуации? Как должны были правильно поступить муж, жена?»
Вариант – конфликт не состоялся: «муж» и «жена» спокойно об-
судили ситуации, помогли друг другу.
Педагог: «Вам приятно было присутствовать при этой ситуации?
Правильно ли поступили муж, жена?»
Педагог: «Ребята, как вы думаете, какой самый важный момент
разрешения конфликта? (Примирение, прощение). Очень важно стремиться разрешить семейный конфликт, и это можно сделать, если вы:
– постараетесь спокойно выслушать другого человека;
– объясните, чего вы хотите;
– будете стремиться к сотрудничеству и принятию общего решения».

5. Беседа: «Взаимоотношения в семье»:
Педагог выясняет, как дети понимают, что значит любить родителей, близких родственников, в чем выражается эта любовь. Далее педагог рассказывает о том, как хорошо работают родители на производстве, как много они делают дома, как помогают им по хозяйству бабушка и дедушка, что полезного делает дома тот или иной ребенок,
а также о том, какими должны быть взаимоотношения в семье.
В конце беседы педагог рассказывает притчу «Три сына»:
«Три женщины встретились у колодца со стариком. Все они
имели сыновей. Одна из них хвалила своего сына за то, что он пре-
красно поет. Вторая стала хвалить своего сына за то, что он прекрасный танцор. Третья молчала. Но тут подошел мальчик и взял у нее тяжелые ведра. «А где же три сына? – спросил старик. – Я вижу только
одного».
Дети рассуждают о том, почему старик назвал сыном того мальчика, который поднес матери ведра с водой, а не того, кто хорошо пел
или хорошо танцевал.
Педагог: «Давайте теперь поговорим о толерантности в семье».
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести
из своей жизни?
– Совместимы ли понятия «толерантность «и семья?
Педагог: «В основе взаимоотношений в семье – главное терпимость, уважение, любовь, понимание, прощение. Это и называется
толерантность».
Педагог: «В Китайском эпосе есть притча «Ладная семья»:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и
лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни,
Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо
детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял
лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен
был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце
листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
– И все?
– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хоро-
шей семьи. – И, подумав, добавил: – И мира тоже.

6. Упражнение «Моделирование реальных ситуаций»:
Педагог: «Давайте обсудим ситуации»:
«Мать и сын». Мать пришла с работы, села на стул и говорит, что
очень устала, а надо еще идти за картошкой. Сын подходит к матери
и говорит, что сходит в магазин, спрашивает, что еще нужно купить.
2. «Бабушка и внуки». Бабушка сидит и вяжет, роняет спицу,
наклоняется, ищет ее. Рядом за столом делают уроки внук и внучка.
Бабушка просит девочку помочь найти спицу, но та отвечает, что ей
некогда – она уроки делает. Внук встает и подает бабушке спицу, та
благодарит его.
3. «Помощница». Таня спрашивает Олю: «Ты почему гулять
не выходила?» Оля отвечает: «Я маме помогала, а ты помогаешь?» –
«Нет, она не просит», – отвечает Таня.
Далее детям предлагается сюжет для устного разбора:
«Жили мать и сын. Мама много работала, уставала, но старалась
принести сыну что-нибудь вкусное. Сын не забывал благодарить мать
и предлагал ей съесть конфету или яблоко, которые она приносила, но
та каждый раз отказывалась. Однажды мама пришла очень усталой.
Было много работы, она не успела пообедать, но яблоко сыну принес-
ла. Мальчик предложил его матери. Мама яблоко съела. Сын очень
обиделся».
Педагог: «Почему обиделся сын?»

ЗАНЯТИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ»

1. Упражнение «Скульптура семьи»
Один участник (доброволец) создает композицию «идеальная семья». Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент взаимоотношений в семье. Получается застывшая скульптура или «живая картина». Например, можно изобразить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «художник» рассказывает о том, кто изображен на картине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каждый участник композиции делится своими чувствами: насколько комфортно в данной позиции, не слишком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т.д. После обсуждения, при желании, они могут поменять свое местоположение и позу, и, возможно, получится новая картина.

2. Упражнение «Кино»
Педагог: «Представь, что о тебе, когда тебе стало 30 лет, сняли фильм. И сейчас каким-то чудом тебе удалось его посмотреть.
Расскажи, как ты – главный герой фильма – выглядишь, чем занимаешься, с кем живешь и т.п. Нарисуй кадры из фильма».
Обсуждение.
Педагог: «Доволен ли ты этим фильмом? Что тебе там понравилось больше всего? Есть ли там что-то, что тебе не понравилось?
Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Что тебе нужно для этого сделать?»

3. Упражнение «Маленькая книжечка»
Для этого занятия педагог приносит маленькие блокнотики или
маленькие листики бумаги, степлер, тесемочки и т.п., чтобы можно
было сделать буклет. Педагог говорит: «В этих книжечках мы будем
делать заметки». Обычно дети неохотно пишут на занятиях. Они волнуются, что допустят много ошибок, напишут неровно и др. Педагог
обязательно должен сказать, что неважно, как они напишут, важно, что они знают, о чем они пишут, что они это делают для себя. Детям
предлагается написать свои заметки на темы: «Если бы я была моей
мамой» для девочек и «Если бы я был моим папой» для мальчиков. В
зависимости от желания детей они могут поделиться своими размышлениями.
На последующих занятиях можно использовать другие темы,
например: «Получаю письмо от папы (от мамы). Что в нем написано?»

4. Упражнение «Связанные одной цепью»
Члены семьи связаны друг с другом, все вступают в какие-то
взаимоотношения, влияют друг на друга. С помощью этого упражнения можно представить отношения в семье. Для этого упражнения
надо приготовить 4 веревки длиной 1 метр каждая и 6 (для 4 человек)
веревок по 6 метров. Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого каждый привязывает к этой веревке концы
длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи.
Не должно остаться ни одного свободного конца.
Педагог: «Это не значит, что вы каждый день в семье бегаете с
веревками, но вы ощущаете эти незримые связи. Представьте себе
какую-то повседневную ситуацию в семье и начните действовать.
Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться или
сын хочет пойти поиграть в свои игрушки и т.п.».
Обсуждение:
Педагог: «Насколько ты чувствовал себя связанным с другими?
Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый член семьи? Где имела место напряженность? Что вы можете сделать для
того, чтобы ослабить ее?»
Педагог: «Эти веревки можно рассматривать как различные
чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других.
Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную
жизнь».

5. Упражнение «Семейное событие»
Упражнение проводится по типу круглого аквариума. Участники
во внутреннем круге представляют собой семью. Они уточняют
свои семейные роли, затем педагог говорит о каком-то радостном
или печальном событии, которое произошло в их семье, например:
«Представьте себе, что в вашей семье родился ребенок» или «Папа
выиграл приз на соревнованиях» – и предлагает им вести дискуссию.
Внешний круг наблюдает за внутренним. Педагог может заранее дать
наблюдателям задание, например: обратить внимание, насколько семья будет дружной при решении той или иной проблемы. Можно каждому участнику во внешнем круге предложить наблюдать за поведением какого-нибудь конкретного участника в центре. Здесь задания могут быть самыми разными. Например, в ситуации с выигрышем: на что данный член семьи собирается истратить деньги – на учебу, путешествие, какие-то покупки и т.д., сумел ли он заинтересовать других своим предложением, насколько может выстроить приоритеты и т.п.
После обсуждения внешний и внутренний круги меняются местами и
ведется дискуссия на другую тему.
Сходным образом могут быть разыграны ситуации, в которых семья должна принять какое-то решение. Можно обратить внимание
на то, кто оказал наибольшее влияние на принятие решения, насколько прислушивались к мнению детей, удалось ли семье прийти к единому мнению, найти компромиссное решение?
Возможна такая ситуация: отец матери (дедушка) живет один в деревне, у него свой дом и хозяйство, он заболел, но уезжать в город не хочет. Семья должна решить, что делать. До проигрывания сцены можно определить, у кого какие желания. Например, мать хочет уехать, ей нравится иметь свое хозяйство, отец не хочет, так как у него хорошая работа, старший сын тоже не хочет, потому что собирается поступать учиться, младший хо-чет – летом можно купаться в речке, а зимой на лыжах кататься и т.п.
6. Упражнение «Сценки из жизни семьи»
В отличие от предыдущих упражнений, участники представляют семейные ситуации в виде сцен. Дети делятся на две подгруппы и по очереди разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть
ситуация, имевшая место в прошлом, ситуация, которая может сложиться в будущем, или фантастическая ситуация. Можно разыгрывать сценки без слов или со словами. В случае разыгрывания сценок без слов больше внимания уделяется мимике и жестам. Играющие могут рассказать о своей ситуации, а могут предоставить зрителям возможность догадаться.
Сцена обычно проигрывается в определенном пространстве комнаты и имеет четкое начало и конец. Когда сцена подходит к концу, педагог просит играющих остановиться. После проигрывания зрители, а затем портрет делятся своими впечатлениями. Затем зрители становятся играющими. Участники группы могут придумать и разыграть сцены все вместе на любую тему.





2014 год



2015 год






2016 год


















13PAGE \* MERGEFORMAT143915




мой сынокTimes New Roman