Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (для обучающихся НПО и СПО)

Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Армавирский индустриально-строительный техникум»





Программа
патриотического и духовно-нравственного
воспитания (для обучающихся НПО и СПО)






Автор программы - Сураева Н.Н. ,
преподаватель ГБПОУ КК АИСТ
г. Армавира
2014 год
Пояснительная записка
Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и
желание способствовать им во всех отношениях.
Н.М. Карамзин
Мы русские, какой восторг!
А.В. Суворов
В концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания подростков и молодежи: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Учреждения профессионального образования активно включились в реформирование, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности. Вот почему, на наш взгляд, невозможно сегодня говорить о патриотическом воспитании, не связывая его с духовно-нравственным воспитанием.
Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В связи с этим задача патриотического и духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности патриотического воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения патриотического и духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.


Назначение программы:
обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих патриотическому и духовно- нравственному воспитанию подростков и молодежи.
Участники:
обучающиеся НПО и студенты СПО
Этапы реализации программы:
2013- 2014 гг.- организационно- аналитический, формирующий этап
2014 - 2015 гг.- корректирующий этап
2015-2016 гг.- итоговый этап
Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:
обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах учреждения с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
публикация в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
психолого-педагогическая диагностика абитуриентов, студентов и анкетирование родительской общественности.

Нормативно - правовое обеспечение программы:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
Краевая целевая программа «Духовно- нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и возрождение семейных традиций в Краснодарском крае на 2012- 2014 гг.»;
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года».


Цель духовно- нравственного воспитания в школе - создание условий для становления духовно- нравственной культуры у студентов и обучающихся.


























Задачи патриотического и духовно- нравственного воспитания

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Прогнозируемые результаты реализации программы
В ходе освоения программы «Патриотическое и духовно- нравственное воспитание обучающихся НПО и СПО» объект воспитания должен обладать следующими компетенциями:
Духовно - нравственными (модуль 1) /см. Приложение 1/
Социально - личностными (модуль 2) /см. Приложение 2/
Культурными (модуль 3) /см. Приложение 3/



Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Результат воспитания –
ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Главная цель воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
«Гордитесь именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем Победы» это слова Кутузова, выгравированные в музее под Малоярославцем, где было сражение в 1812 году. Все эти постулаты вошли в План реализации программы патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся НПО и СПО (см. Приложение 4).

Литература
Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г.
Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994
Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993
Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Владимир, 1993
Воспитывать духовно- нравственную личность

Что
делать?

Зачем
делать?

Для воспитания будущего гражданина, патриота

На основе дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей, интересов и потребностей учащихся

Как
делать?

Отечественные традиции, обряды

На каком содержании?

Цель
программы

Со всеми субъектами образования и воспитания

С кем
делать?

На занятиях и в свободной деятельности

Когда
делать?

Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России

Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей

Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим