Конспект урока по литературному чтению на тему Стихи о войне


КОНСПЕКТ УРОКА,
литературное чтение
учитель начальных классов Бузмакова Надежда Александровна
ТЕМА УРОКА: «Стихи о войне»
ЦЕЛИ УРОКА:
- проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, проявлять интерес к истории своей Родины, воспитывать гордость за военное прошлое своих сверстников.
ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-воспринимать художественное произведение,  уметь работать по иллюстрации.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-формировать у учащихся умения строить рассуждения, выбирать аргументацию.
- формировать у учащихся умение вести поиск и обработку информации.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание интереса к литературе, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни, расширять кругозор учащихся; трудолюбие и т. п.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Познавательные УУД
Развиваются умения:
1.ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, …) 4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту
Регулятивные УУД
Развиваются умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваются умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- учебник.
-презентация к уроку;
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся. Примечания
1.Органи—
зацион-
ный момент.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна.
Сегодня я проведу у вас урок чтения.

Дорогие ребята, этот урок я посвящаю самому главному событию нашей страны.
Какой Праздник мы отмечали на этой недели?
Мы часто встречаем в книгах, слышим в кино- и телеэкранов такие слова  как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”.(слайд1)
И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? (Высказывают своё мнение учащиеся)
Воспринимают информацию, проверяют свою готовность к уроку.
Ответы детей
Показ
презентации.
Слайд №1
2.Поста-
новка учеб-
ной задачи
 Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.
Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.(слайд2)
Нашему народу выпало тяжкое испытание
22 июня в 4 часа утра на нашу страну напали немецкие захватчики.
В КАЖДОЙ СЕМЬЕ ЕСТЬ СВИДЕТЕЛИ ЭТОЙ УЖАСНОЙ И ТЯЖЕЛОЙ ВОЙНЫ.
Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа.
 МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ, С БЛАГОДАРНОСТЬЮ СЛУШАТЬ ИХ РАССКАЗЫ, ЗАПИСЫВАТЬ ИХ, ЧТОБЫ ПОМНИТЬ ВЕЧНО….
Сколько много книг написано о Великой Отечественной войне, песен сочинено, фильмов показано…
Сегодня мы познакомимся с  некоторыми стихами о войне, ,  вспомним песни, которые привели наш народ к Победе.
Слайд№2
3.«Отк-
рытие» новых
Знаний.
Про войну немало песен спето
Только вы не ставьте мне в вину,
Что опять, опять про это
Про давно минувшую войну  
 Скажите, ребята, о какой войне вспоминает поэт?
Да! Многие года отделяют нас от суровых и грозных дней войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.
Сейчас вы прослушаете запись песни В.Высоцкого (поэта, композитора, актёра) «Он не вернулся из боя».
-Что взволновало вас больше всего после прослушивания песни? Почему?
Небольшой рассказ о жизни Высоцкого.(Слайд4)
б) Чтение стихотворения учащимися «про себя».
        
Словарная работа (5 слайд).
Подберите слова синонимы.

       Невпопад – некстати
       Павшие – погибшие.
       Землянка – жильё.
в) Чтение: по четверостишию.
Прочитайте, какие слова повторяет автор, чтобы подчеркнуть скорбь, грусть, негодование.
 
Прочитайте последнее четверостишие.
Что хотел автор показать этими строчками?
О каком историческом времени говорится в стихотворении?
        Во время  Великой Отечественной войны многие люди были готовы в любую минуту встать на защиту Родины. И это можно назвать героизмом?
Физкультмитка.         
Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты
9 Мая 1945 года Берлин пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы (6  слайд).
В девятый день ликующего мая,
              Когда легла на землю тишина,
              Промчалась весть от края и до края:
              Мир победил! Окончена война!  
     

Давайте познакомимся со стихотворением Б. Окуджавы «Король».
В стихотворении нам встретятся слова, которые потребуют предварительного объяснения.
Дети, прежде чем узнают точное значение слова, высказывают свои предположения, обращаются к словарю С. И. Ожегова.
Радиола – проигрыватель для пластинок, соединяющий в себе и радио.
Всемогущий (всемогущ) – тот, кто все может.
Мессершмитты – фашистские военные самолеты.
Король-…
-Кого обычно называют королем?
Какое отношение он может иметь к войне?
Дети:
Это человек, который управляет страной, он защищает свою страну, может вступить в бой за нее.
- Король может воевать, защищать свою страну.
                  Первичное чтение.
Стихотворение читает учитель.
О чем это стихотворение?
затем дети читают стихотворение про себя для дальнейшего более глубокого анализа.
 
                   .Анализ текста стихотворения.
Учитель: Давайте теперь прочитаем стихотворение вместе и представим себя жителями этого маленького московского дворика.
 
Чтение 1 строфы.
Какое время описывает рассказчик?
Мы узнаем о жизни до войны.
Кто он сам  этот рассказчик?
Это житель двора или человек, живущий по соседству.
Что было символом, приметой мирной жизни московского дворика?
Танцы под радиолу.
Жил во дворе Ленька Королев.
За что его прозвали Королем?
Его могли так назвать по его фамилии.
А могли и за то, что он всех защищал и всем помогал если нужно.
Как все к нему относились?
«Все ребята уважали очень Леньку Королева
И присвоили ему званье короля…»
За что его могли уважать?
С каким настроением нужно читать эти строки?
С настроением светлого воспоминания.
Послушаем чтение 1 строфы…( читает один ученик).
Чтение 2 строфы.
Что узнали мы о Леньке?
Каким он был человеком? (всемогущим, благородным).
Почему автор говорит о Леньке «Король как король»?
Что значит «царственная рука» в понимании Окуджавы (Верная рука).
И спасти Король мог не только ребят своего двора.
С каким настроением будем читать эту строфу?
-С бодрым, серьезным, поучительным.
Прочитает…
Чтение 3 строфы.
Что случилось на рассвете июньским утром 1941 года?
-Началась война.
«… Мессершмитты, как вороны
Разорвали на рассвете тишину…»
Как поступил тогда Ленька? Прочитайте.
«..Наш король как король,
Он кепчонку как корону набекрень
И пошел на войну…»
Вновь повторяется строка «Король как король» Почему?
Настоящий король должен защитить свою страну, и Ленька это сделал так, как будто он каждый день отправлялся на войну, будто это и не подвиг, а обычное дело.
- Только это не совсем обычный король.
-Что он носит на голове?
Вместо короны у него кепчонка.  
-Как он надел свою кепчонку?
       -  Он надел ее гордо, как корону.
Он надел ее набекрень, набок, может, чтобы других успокоить, что вот мол, ничего страшного.
В первые же дни войны отправился Ленька на фронт, не ждал, когда его вызовут повесткой, пошел сам защищать свою страну.
- С каким чувством, настроением будем читать строфу?
С серьезным, тревожным, голосом нужно будет передать состояние готовности.
   
 Прочитает… Чтение 4 строфы.
Как автор говорит о гибели Леньки?
  «… Вновь играет радиола,
 Снова солнце в зените,
  Да некому оплакать его жизнь...»
Это значит, что когда вновь наступил мир, Ленька не вернулся.
Мы узнаем, что Леньку некому оплакать.  За эти строки песню эту Булату Окуджаве очень долго не разрешали исполнять. Чиновникам не нравилось, что Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы вспоминаем о них раз в год, а о скольких мы не знаем ничего, и только, может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще.
С каким настроением нужно читать эту строфу?
С печальным, грустным, нужно передать голосом состояние потерянности.
Прочитает…
       Чтение 5 строфы.
      Почему о таких ребятах нужно помнить, ответ мы найдем в последней строфе.
      Дети вполголоса читают последние строфы.
       Какими чувствами наполнены строки этой строфы?
Это чувства ожидания, чувство надежды, чувство грусти.
     
Как вы понимаете 2 последние строчки?
Старая Москва уже не будет прежней без таких ребят, как Ленька. Мы должны быть достойны их памяти, стараться походить на них.
Строфу прочитает …
Сейчас вы перечитаете это стихотворение целиком.
-В каком темпе вы будете читать?
Нужно ли читать очень громко?
Нужно читать не быстро, но и не медленно. В спокойном темпе, не громко, но так, чтобы все услышали.
Дети читают вполголоса сначала себе, чтобы определиться, как каждый сам сможет выразительно прочитать стихотворение.
-Согласны ли вы, что здесь есть ощущение того мира, в котором жили люди?
_Сохранился ли он?
Война разрушила этот мир.
-Почему автор решил рассказать нам о Леньке Королеве?
Мы должны помнить всех, кто победил в этой войне, даже если мы не знаем их имен.
-Какие чувства он передал читателям?
Чувство грусти и печали о тех, кто уже не придет никогда.
           -Чувство гордости за таких ребят, как Ленька Королев.
( О Великой Отечественной войне).
Ответы детей.
Ответы детей.
Мнение учеников.
Мнение детей. Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
4.Закре-пление знаний.
Что объединяет произведения, которые читали на уроке?
Как вы считаете, зачем в мирное время нужна армия?
Какие моменты на уроке поразили?
Что заинтересовало?
Ответы детей. Слайд№7
5.Рефлексия. Продолжи предложение.
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
БЫЛО ТРУДНО…
Я ПОНЯЛ, ЧТО…
МЕНЯ УДИВИЛО…
МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…
Домашнее задание.
Слайд№8
Источники:
http://aplik.ru/10-klass/urok-masterskaiastikhi-o-voine/