Конспект Растительность нашего края 2 класс (Кубановедение)

«Кубановедение»
2 класс

ТЕМА: «Растительность нашего края» (лесная, горная,
прибрежная)».

ЦЕЛИ:
Продолжить знакомить детей с растительностью Краснодарского края.
Познакомить учеников с растительностью, которая произрастает в лесу, горах, на Черноморском и Азовском побережье.
Дать представление о невидимых нитях в природе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


ОБОРУДОВАНИЕ:
И.П. Лотышев «Путешествие по родному краю», гербарий листьев, деревьев (клен, дуб, липа), карточки для практической работы, кроссворд, раскраска.






ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Здравствуйте! Вы отдохнули и собрались идти в дорогу дальше? Помните, что мы собирались идти в трудное путешествие в горы и леса?

П. Проверка домашнего задания.
Выставка работ учащихся. Рассматривание, определение лучших.

Ш. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
Итак, мы отправляемся в путешествие. Сначала в лесу нас будут окружать лиственные деревья и заросли кустарников. А как называются лиственные деревья, мы сейчас узнаем, отгадав загадки:
** Величавый и могучий,
Он растет на склоне кручи.
Зубчатой своей листвой.
Укрывает в летний зной.
А когда наступит осень,
Желудь в дар он нам приносит. (дуб)

** С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают
Шкуру тонкую сдирают. (липа)

** Сучки – рогатые,
Плоды – крылатые,
А лист – ладошкой
С длинной ножкой. (клен)

После разгадывания каждой загадки учитель показывает листья деревьев из гербария.
Учитель: Но ведь это еще не все деревья, которые растут у нас в лесах.
Вопрос: А какие еще деревья растут у нас на Кубани? Назовите их.
Учитель: И чем дальше в лес мы будет идти, тем все меньше будет лиственных деревьев, и чаще будут встречаться хвойные. А какие это деревья вы угадаете сами. (учитель показывает веточки сосны и пихты). А еще это деревья называются вечнозеленые.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Хорошо дышать в хвойном лесу! Чистый и прозрачный воздух, покой и тишина. Ну ладно отдыхать, а то совсем заскучали.



Практическая работа.
(У детей на парте карточки с заданием). Приложение № 1.
Учитель: Возьмите в руки карандаши – за работу!
Задание: дорисовать рисунки и раскрасить их.

Работа с книгой.
Откройте книгу на стр. 15 и посмотрите на картинку леса. А на стр. 16 мы прочитаем о субальпийских лугах (чтение, рассматривание фотографий).
Учитель: Ребята, а еще выше, чем альпийские луга, нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.

Физминутка: Ну что будем возвращаться или отправимся дальше? Ну хорошо! Но для этого нам надо провести физминутку, чтобы быть в хорошей спортивной форме.
** Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И готовы к дали!
Учитель: Вот и готовы мы. Карабкаемся по неприступным скалам, полюбуйтесь необыкновенной красой горных вершин, и если не сорвемся вниз, то благополучно переберемся через Кавказский хребет, и начнем спуск.

Работа по карте.
А для того, чтобы не заблудиться, достанем карту и посмотрим, куда предстоит нам идти. Откройте в книге карту и посмотрите маршрут. И вот после перехода через несколько часов мы с вами окажемся как-будто в другом мире, в мире густого леса и теплого моря. (картины моря).

Сообщения учеников. (заранее подготовленные).
1-й ученик: Приморская полоса от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом. Здесь много вкусного кизила и целебного шиповника, шумят дубы-великаны.
Учитель: Ребята, а вы пробовали кизил? Эти ягоды любили и наши предки. Их собирали еще в эпоху каменного века.

2-й ученик. В районе горда Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы. (показ картинок с изображением растений).
Учитель: Ребята, рассмотрите картинки (показ. картинки). Есть такие деревья, которые очень ценны, например, тисс. Это хвойное дерево. Его еще называют негной-дерево. Оно живет до 4 тыс. лет и не гниет в воде и вырастает до 25 метров в высоту. Из него можно делать части для подводных сооружений, мебель, из его коры варят клей.

Знакомство с грибами.
Все наше путешествие мы с вами говорили о травах, кустарниках и деревьях, а ведь кроме них у нас есть еще множество других растений. А какие, вы угадайте!
** Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
Правильно, ребята, это грибы.
Вопросы: Кто из вас хоть раз ел грибы?
Вам они понравились?
А как вы думаете, для чего нужны грибы? (ответы детей).

Обобщение материала.
Учитель: Правильно. Они служат пищей для животных, лекарством, а еще они очень полезны тем, что они много трудятся. Оказывается, хоть мы их любим, но вполне можем без них обойтись, а вот лес нет. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, а грибы их превращают в перегной, т.е. плодородную почву.

Кроссворд.
А какие грибы встречаются в наших лесах мы узнаем, разгадав кроссворд. (Приложение № 2).

По горизонтали: 1.Я в красной шапочке расту.
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик)

2. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это (сыроежки)

По вертикали: 1. Растут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их (волнушки)

2. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (мухомор)

3. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (белый)

4. Стоят на пне ребята
А зовут их все (опята)

Практическая работа.
(У детей на парте лежат карточки для индивидуальной работы. Приложение № 3.) А теперь посмотрите на рисунок и найдите самый опасный гриб для человека. Раскрасьте его.
Если попадешь в лес, старательно обойди даже ядовитые грибы, не топчи их, не уничтожай. Все грибы приносят лесу огромную пользу и служат кормом для многих его обитателей.

1У. Подведение итогов.
Вот завершилась наша первая экскурсия в мир растений. Пусть это будет началом. Я думаю, вы теперь будете внимательно смотреть под ноги и наблюдать за тем, что нас окружает. А теперь усядьтесь поудобнее и ответьте мне на такие вопросы:
Понравилось вам путешествие?
С какими группами растений мы познакомились (трава, кустарники, деревья).
По какому краю мы путешествовали?

У. Домашнее задание.
Подобрать загадки, пословицы о растениях и сделать рисунки любых растений, которые вам больше всего понравились и запомнились в этом путешествии.
Подготовить сообщения о животных (мышь, соня, ласка, барс, кабан).