Перспективное календарно – тематическое планирование национально — регионального компонента в НОД по речевому развитию /развитие речи/ и в режимных моментах в младшей группе


Муниципальное казённое
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Подснежник»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МКДОУ
"Детский сад № 8 "Подснежник" "Детский сад № 8 "Подснежник"
"______"___________2016 г. _____________ Л. И. Чомаева
Протокол №______ "_______"________________2016г.

Перспективное календарно – тематическое планирование национально - регионального компонента в НОД по речевому развитию /развитие речи/ и в режимных моментах в младшей группе
Разработчик, воспитатель:
Карабашева Мадина Агюфовнас. ДжагаПерспективное календарно – тематическое планирование национально - регионального компонента в НОД по речевому развитию /развитие речи/ и в режимных моментах.
Пути реализации национально регионального компонента во второй группе младшего возраста:
Интеграция в НОД;
Включение в режимные моменты.
Основными целями национально - регионального компонента являются:
создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
Приобщение детей к истокам национальной культуры народов, населяющих КЧР;
Формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальных культур КЧР: народных традициях и обычаях;
Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры;
Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих КЧР: праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками КЧР и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.  
обеспечение единства образовательного пространства.
Введение национально - регионального компонента направлено на решение следующих задач:
развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
обновление содержания общего образования;
овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Использованная литература:
Хрестоматия по детской литературе народов КЧР. / Составители: Гогоберидзе Г.М., Гюльвердиеваа / Л.М. Кунижева М.М. – Карачаево – Черкесское государственное республиканское книжное издательство. Черкесск 1995г.;
Народы Карачаево – Черкессии: история и культура. / Под ред. В.Ш. Нахушева.- КЧРИПКРО. Черкесск 1998г.;
Детская энциклопедия. Народы России. - М. РОСМЭН 2012г.;
Белляу, белляу, белляула. / Кечерукова Б. – Шам-Шахар 2009г.;
Сабий адабият. Хрестоматия для дошкольного образования. / Урусова М.В. Карачаевск 2013 г.
НОД
Сентябрь
1 неделя: «Мое имя…» - игра.
Цель: Ввести в речь детей имена сверстников, помочь осознать разницу национальных и русских имен.
2 неделя: «Мои родные» - рассматривание фотографий. ЗКР звуки а, у.
Цель: Учить детей внимательно рассматривать фотографии, и рассказать об их содержании. Упражнять в правильном и отчетливом произношении звуков, изолированных в буквосочетаниях и словах.
3 неделя: «Давайте познакомимся – это моя мама» - дидактическое упражнение.
Цель: Продолжать знакомить детей с составом их семьи. Учить правильно и четко произносить имя мамы, в нескольких словах рассказать о ней.
4 неделя: «Давайте познакомимся – это мой папа» - дидактическое упражнение.
Цель: Учить детей правильно говорить в игровой ситуации. Помочь им уточнить имя отца и правильно его произности.
Режимные моменты
«Кто у нас хороший» - игра;
«Я и моя семья» - дидактическое упражнение;
«Я хочу быть похожим на…» - дидактическое упражнение;
«Что такое детский сад» - беседа;
«Улица моего села» - конструирование;
«Я по улице иду, в детский сад я попаду» - знакомство с улицей на которой стоит детский сад.
Октябрь
1 неделя: «Я девочка – ты мальчик» - дидактическая игра
Цель: Активизировать в речи детей обобщающие слова. Помочь детям найти общий язык в игре.
2 неделя: «Село, где я живу» - игровое упражнение.
Цель: Продолжать вводить в деятельность детей дидактические игры, во время которых, активизировать речь детей и пополнять их словарный запас.
3 неделя: «Мой дом – моя крепость» - беседа
Цель: Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Свободно использовать слова «мой, моя, моё» в речи, при беседе с воспитателем и сверстниками.
4 неделя: «Осень золотая в мое село пришла» - рассматривание иллюстраций
Цель: Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог употребляя прилагательные.
Режимные моменты
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики» - дидактическая игра;
«Колобок» - чтение сказки;
«Мой любимый детский сад» - рисование;
«Матрешка» - рассматривание народной игрушки;
«Котик - коток» - знакомство с потешкой;
«Народная музыка» - прослушивание аудиозаписей.
Ноябрь
1 неделя: «Мы с моею бабушкой добрые друзья» - знакомство со стихотворением.
Цель: Учить детей с удовольствием слушать стихотворную речь. Помочь расслышать рифмы и дать понятие о них. Оживить в памяти детей их встречи с бабушкой, и побудить их рассказать о ней.
2 неделя: «Мой любимый дедушка» - беседа. ЗКР – звуки д и дь.
Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей: умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим, грамматически правильно строить простые предложения.
3 неделя: «Водичка - водичка» - знакомство с потешкой.
Цель: Познакомить детей с народной потешкой. Вызывать положительные эмоции при прослушивании рифмованной речи.
4 неделя: «Осень на участке детского сада» - рассматривание фотографий
Цель: Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать иллюстрации. Учить внимательно рассматривать фотографии, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.
Режимные моменты
«С кем я иду в детский сад» - игра;
«Листочки летят» - рисование;
«Халы гинджи» - рассматривание карачаевской народной куклы;
«Сорока - ворона» - знакомство с потешкой;
«Репка» - знакомство с народной сказкой;
«Я живу в селе Джага» - рассматривание фотографий.
Декабрь
1 неделя: «Где работают мои родители» - дидактическая игра. ЗКР – б и бь.
Цель: Закреплять произношение звуков б и бь в звукосочетаниях, словах, предложениях
2 неделя: «Зима пришла – волшебство принесла» - рассматривание иллюстраций: «Зима в КЧР».
Цель: Продолжать учить рассматривать сюжетные картины, помогая им определить ее тему и конкретизировать детали. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение слов. Учить характеризовать местоположение предметов.
3 неделя: «Что есть в моем доме» - рассматривание иллюстраций современных предметов быта.
Цель: Учить детей при помощи схемы описания предмета составить рассказ о современных предметах быта. Активизировать в речи детей слова обозначающие электрические приборы.
4 неделя: «Что было в доме моих бабушек и дедушек» - рассматривание иллюстраций предметов быта карачаевцев.
Цель: Продолжать показывать детям, что при внимательном рассмотрении иллюстраций можно узнать много нового. Ввести в речь детей слова: очаг, люлька, тренога.
Режимные моменты
«Моя малая Родина - КЧР» - просмотр слайд – шоу;
«Кто где работает» - игра;
«Зима на нашем участке» - рисование;
«Улица нашего села» - конструирование;
«Сорока - ворона» - знакомство с потешкой;
«Мои друзья» - дидактическая игра.
Январь
1 неделя: «Покормите птиц зимой» - игровое упражнение. ЗКР – т, к, п.
Цель: Знакомить детей со стихотворной речью. Активизировать в речи названия птиц зимующих в КЧР. Учить отчетливо произносить звуки т, к, п в звукосочетаниях, словах, фразах.
2 неделя: «Бабушкин сундучок» - рассматривание одежды карачаевцев.
Цель: Учить детей рассматривать иллюстрации как можно тщательнее. Ввести в словарь детей слова: кямар, ичиги, нижнее платье, верхнее платье, бурка, папаха.
3 неделя: «Любимые игрушки» - дидактическое упражнение.
Цель: Продолжать упражнять детей в умении вести диалог, употреблять в речи существительные обозначающие игрушки. Составлять небольшой описательный рассказ о своей любимой игрушке.
4 неделя: «Волк в западне» - чтение абазинской сказки.
Цель: Знакомить детей с абазинской народной сказкой. Дать понятие о разнице народной сказки и сказки авторской. Учить детей высказывать свои мысли свободно и отчетливо произнося слова.
Режимные моменты
«Картинки о зиме» - рисование;
«Бабушкин сундук» - закрепление знаний;
«Самовар с бубликами» - чаепитие;
«Сортировка зернышек для кормления птиц»;
«Кто в нашем доме живет» - беседа;
«Мои друзья» - дидактическая игра.
Февраль
1 неделя: «Рукавичка» - чтение сказки.
Цель: Напомнить детям уже известные им сказки. Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.
2 неделя: «Бабушкин сундучок» - рассматривание русского народного костюма. ЗКР – к и п.
Цель: Учить как можно внимательнее рассматривать иллюстрации. Ввести в речь детей слова: кокошник, кафтан, сарафан. Упражнять детей в четком произношении звуков к и п в словах, фразовой речи. Побуждать детей вести диалог используя слова с данными звуками.
3 неделя: «Как зимуют животные» - дидактическая игра.
Цель: Побуждать детей составлять маленькие рассказы о своих любимых животных используя прилагательные согласованные с существительными в роде и падеже.

4 неделя: «Репка» - ознакомление с русской народной сказкой.
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Упражнять в выразительном чтении отрывка выбранного самим ребенком. Вызвать желание у детей прослушать сказку еще раз.
Режимные моменты
«Дом, в котором я живу» - лепка;
«Репка» - театр Би-Ба-Бо;
«Карачаевские колыбельные» - прослушивание аудиозаписей;
«Жмурки» - игра;
«Бир, эки, юч» - пальчиковая игра;
«Кишиум» - стихи на карачаевском языке.
Март
1 неделя: «К нам весна шагает…» - беседа, рассматривание иллюстраций: «Весна в КЧР».
Цель: Развивать Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов: кап – кап и т.п.
2 неделя: «Праздник самых любимых» - беседа. ЗКР – л и ль.
Цель: Знакомить детей с праздником Международный женский день. Ввести в словарь детей праздничные слова. Побуждать детей придумать поздравления для своих мам. Учить правильно произносить звуки л и ль в словах и фразах.
3 неделя: «Весенняя капель» - рассматривание иллюстраций.
Цель: Продолжать учить детей правильно рассматривать картину и составлять описательный рассказ по ее содержанию. Учить составлять предложения используя глаголы согласованные с существительными.

4 неделя: «У бабушки моей» - рассматривание иллюстраций: «Домашние птицы».
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произношении слов обозначающих домашних животных. Побуждать детей составить описательный рассказ по содержанию иллюстраций.
Режимные моменты
«Джаз» - стихотворения на карачаевском языке;
«Цветы для мамы» - открытка для мамы;
«Дымковская игрушка» - знакомство с народными промыслами;
«Домашние птицы» - лепка;
«Домики для животных» - конструирование;
«Времена года» - дидактическая игра.
Апрель
1 неделя: «Два козленка» - знакомство с карачаевской сказкой.
Цель: Познакомить детей с содержанием карачаевской сказки. Побуждать детей пересказать содержание сказки.
2 неделя: «Кто живет в нашем лесу» - беседа.
Цель: Совершенствовать у детей диалогическую речь: вступать в разговор не перебивая сверстников, высказывать суждение так, чтобы они были понятны окружающим, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.
3 неделя: «Чья мама?» - дидактическая игра.
Цель: Побуждать детей включится в игровую деятельность с энтузиазмом. Упражнять детей в правильном произношении звуков с и сь в словах и фразах.
4 неделя: «Как мы гостей встречаем» - рассказы детей
Цель: Побуждать детей рассуждать о том, как в разных семьях по - разному встречают гостей. Дать детям возможность свободно высказывать свои мысли. Учить детей грамматически правильно составлять предлоджения.
Режимные моменты
«Весна на нашем участке» - рисование;
«Мы идем в гости» - знакомство с правилами этикета;
«Печем хычины с бабушкой Асият» - лепка;
«Мы гуляем по Джаге» - экскурсия за территорию детского сада;
«Две реки нас окружают» - беседа;
«Снова весна идет, радость несет» - панно.
Май
1 неделя: «Расти коса до пояса» - знакомство с потешкой.
Цель: Продолжить знакомить с устным народным творчеством. Вызывать положительные эмоции при прослушивании потешки. Учить находить рифму в произведении.
2 неделя: «Что такое День Победы» - беседа.
Цель: Предварительно попросить детей побеседовать с дедушками или бабушками о Дне Победы. Вызывать у детей соответствующие эмоции: гордость, радость, печаль. Активизировать в речи детей слова обозначающие военную технику.
3 неделя: «Возле большого пня» - рассматривание сюжетной картины. ЗКР – ш и шь.
Цель: Учить правильно описывать картину, составлять рассказ по схеме используя слова: на переднем плане картине, на заднем плане картины, пейзаж.
4 неделя: «Как много мы узнали» - обобщение занятий за год.
Цель: Закрепить знания детей по развитию речи за год.
.
Режимные моменты
«Праздник весны» - вечер досуга;
«Весна в произведениях поэтов»;
«Прогулка по берегу реки совместно с родителями»;
«Весенние цветы» - рисование;
«Отгадай загадку» - вечер досуга;
«Что для меня означает КЧР».