Воспитательное мероприятие с продуктивной составляющей На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны (6-10 лет)


«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны»
Цель: воспитывать в детях чувство патриотизма, уважения русских традиций через приобщение к народному искусству и ремеслу
Задачи:
Знакомить обучающихся с традициями и обычаями русского народа
Знакомить обучающихся с искусством русских народных мастеров, использовавших образ птицы в росписи, резьбе, вышивке и т.д.
Воспитывать у детей бережное отношение к народному
искусству и его создателям
4. Развивать у детей потребность в творчестве, воображение и фантазию.
5. Формировать конструктивные умения и навыки в передаче
объемной формы. Содействовать эмоционально-эстетическому развитию детей средствами комплексного воздействия труда, изоискусства, литературы.
Тип урока:
Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
Для педагога: презентация на медийном оборудовании
Для обучающихся: лоскуты ткани 20 на 20 см, нитки на катушках, бумажные платки.
Краткое описание: На этом занятии дети получают знания об истоках традиционно бережного отношения наших предков к птицам, об образе птицы в фольклоре, о традициях и обычаях весенних праздников, учатся изготавливать сувенир «Птичка»
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. Сегодня тема нашего занятия очень интересная. Я хочу рассказать вам что - то новое о наших русских народных традициях и обычаях и ещё я могу научить вас делать игрушку самостоятельно, не используя при этом ни ножницы ни иголку. Вам Интересно? Хотите узнать об этом, научиться и поиграть?
С давних времен человек наблюдал за птицами и удивлялся их способностью летать. Этой способности птиц люди завидовали с древних времен, и считали их посланниками богов, вестниками, предсказателями и поэтому птицы часто являются персонажами мифов, легенд, сказок и былин.
Слайды 1-6 (птицы в сказках, мифах)
(Дети комментируют увиденные слайды и делают выводы)
Вопросы:
- можно ли сказать, что птицы в сказках всегда положительные персонажи?
Птицы могут быть не только добрыми вестниками и помощниками, но и символизировать явления природы, которые были не понятны нашим предкам.
Например:
Соловей (разбойник) – вихрь, буря, ураган.
Сокол (ясный сокол) – молния, гроза.
Орел (сильный, быстрый) – ветры.
Ворон – вести
Кроме того, птица у славян – символ женского начала (в сказках птица превращается в девушку).
(Дети приводят примеры.)
Мудрые Девы-птицы выполняют трудные задачи, непосильные человеку, заставляют подчиняться себе природу.
Изображение Птицы является оберегом, защитой.
Но самым популярным стал образ загадочной и сказочной Птицы - Девы Сирин. Пришел этот образ из далекой «страны чудес» Индии, где родилась легенда о сладкоголосых птицах - девах. По представлению наших предков, крылатые девы излечивали от болезней, предсказывали судьбу, а главное, приносили людям счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей. Да и по сей день художники используют этот образ для украшения ювелирных изделий, шкатулок, декоративных панно, в надежде на то, что эти вещи принесут удачу и счастье их владельцам.
У художников, как правило, очень развито воображение, и они умеют изображать не только сказочных животных, но и сказочную природу, сказочных персонажей. А помогает им в этом изучение реальности, которая служит толчком для воображения.
Самым любимым стало изображение птиц: это и «утушки», и «лебедушки», павлины и петушки. Они украшают и резьбу дома, и вышитые рушники, и расписную посуду.
(слайды 7 – 9)
Образ птицы можно увидеть и в традиционном женском костюме воронежского края. Тёмная юбка, белая рубашка с широкими рукавами, головной убор женщины, похожий на птичий клюв, называемый «сорока» и даже название рубашки – «сорочка» созвучно с названием вида птиц.
(слайд 10)
Пернатые почитались у земледельцев в самых красочных обрядах, посвященных духам природы, весеннему обновлению. По полету птиц прогнозировали погоду, будущий урожай, предсказывали судьбу.
Весенние праздники:
Герасим – грачевник (4 марта),
Сороки – 22 марта, (пекли булочки «ЖаворОнки» слайд 11)
Борис и Глеб – 2 мая (прилет соловьев);
11 ноября – Федор студеный – зинькин (Синичкин) день – вешали кормушки для птиц.
(Дети могут перечислить приметы погоды, связанные с птицами).
Древние люди зависели от явлений природы, поклонялись ей, задабривали. От стихий зависело жилье, одежда, пища, тепло – т. е. вся жизнь человека.
Со временем человек развивался – его мысль, умения. Научились строить жилье, изготовлять теплую, надежную одежду, не составляло труда поддерживать огонь. Языческие представления отразились и на предметы быта – обереги. Но, тем не менее, человек перестал быть чрезвычайно зависим от сил природы. И ценности бытовой жизни сменились другими ценностями. Людям стали важнее отношения между собой, дружба, любовь, мир, покой, сочувствие, сострадание. Этим ценностям отвечали христианские законы.
Вековые привязанности во взглядах не могли резко измениться. С принятием христианства почитание природных стихий не исчезло, а соединилось с новой религией.
Церковь насколько возможно вбирала себя некоторые привычные представления крестьянина. Многие земледельческие праздники по срокам совпадали с христианскими святыми праздниками. Принимая новую религию люди, совмещали образы мировоззрений. Так посланцы языческих богов - птицы оказались похожими на библейских ангелов, приносивших повеления Всевышнего.
Каждый год 7 апреля празднуется Благовещение. Этот церковный двунадесятый праздник совпадал с народным календарем земледельца – началом раннего сева. На Благовещение сохранился обычай выпускать на волю птицу.
- Благовещение – птиц на волю отпущение.
В этот день выпускали на волю птиц, которых зиму выхаживали в жилье. Традиционно в народе доброе бережное отношение к птицам. Их подкармливали зимой, помогая пережить холода, строили скворечники. Поэтому ловить птиц для продажи их в праздник, содержание птиц в неволе и причинение какого - либо вреда пернатым не считалось достойным.
Дети для закликания весны использовали игрушки в виде птиц, так называемые Вербные игрушки. Вербные игрушки приурочены к двум праздникам – Вербному воскресению (вход Господень в Иерусалим) и Благовещению. Делались в виде животных и птиц, раздаривались, и должны были (по поверью), защищать дом и приносить в хозяйстве прибыток.
(слайд 12)
Сегодня я хочу научить вас изготавливать игрушку – птичку из лоскутка ткани и ниток. Такие игрушки можно изготавливать не только на Благовещение, но и для подарка близким и на забаву малышам. Сделать птичку из лоскутка очень просто.
(слайд 13)
(изготовление игрушки. Используется словесный инструктаж, визуальная схема и практическая помощь детям при работе)
Наша игрушка готова. Но как играли с ней наши далёкие предки? На Благовещение дети традиционно собирались на широком открытом месте и подбрасывая вверх своих игрушечных птиц, призывали, закликали весну. Хотите послушать, как звучат такие заклички в современном исполнении?
(звучит аудиозапись)
Такую закличку мы выучим сегодня и немного поиграем с птичками, которых вы сделали своими руками
Жаворонки, жавороночки!Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
Молодцы ребята, вы прекрасно поработали. Ваши работы украсят школьную выставку и будут дарить радость, улыбки и тепло ваших сердец всем кто их увидит.