Повторение. Синтаксис и пунктуация. На материале стихотворения М. Карима Птиц выпускаю… ( урок в 9 кл)


Интегрированный урок
по русскому языку и литературе в 9 классе
«Повторение. Синтаксис и пунктуация» на материале стихотворения
Мустая Карима «Птиц выпускаю…»
Цели урока:
На материале стихотворения М. Карима «Птиц выпускаю..» систематизировать, обобщить через практическую работу знания учащихся о синтаксисе и пунктуации;
Развивать умения и навыки анализа поэтического текста, на его основе находить синтаксические конструкции
Воспитывать вдумчивое и бережное отношение к слову, формировать гражданскую позицию учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать и анализировать единицы синтаксиса.
Метапредметные:
познавательные: систематизируют собственные знания, осуществляют для решения учебных задач отбор нужной информации;
коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в группе;
регулятивные: целеполагание, планирование , контроль
Оборудование:
Использование ИКТ (слайды «Портрет М.Карима», текст стихотворения, презентация (дифференцированное задание), задания для самостоятельной работы
Оргмомент.
II . Определение темы и целей урока учениками.
Чтение учителем наизусть:
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
« Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята,  над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»
Эдуард Асадов.
- Назовите ключевое слово в стихотворении ( слово)
- Продолжите предложение: Слово - языковая единица….
- Какие единицы языка также изучаются в разделе языкознания «Синтаксис»?
- Следовательно, на уроке мы сегодня будем повторять…
- Запишем число в тетрадях и тему урока: « Повторение. Синтаксис и пунктуация».
- Почему будем повторять и пунктуацию? (пунктуация неразрывно связана с синтаксисом)
- Сформулируйте цели урока.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Что изучает синтаксис?
Синтаксис (греч.- построение, сочетание, порядок)- раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях.
1. Коллективно составляется кластер «Синтаксис» (Слайд).
Класс делится на 4 группы и каждая объясняет теоретический материал, приводя примеры.
1 группа – Словосочетание
2 группа – Простое предложение.
3 группа – Обособленные члены предложения.
4 группа - Сложное предложение.
Синтаксис
Слово
Словосочетание
Предложения
Согласование
Управление
Примыкание
Простые
Сложные
ССП
СПП
БСП
1-сост
2-сост

2. Дифференцированная работа по карточкам.
А. Вставьте на месте точек простые предложения.
1. Легко работать, когда знаешь, (что?)….
2. Кто храбр, тот жив; кто смел, тот (каков?)….
3. Не тот первый, кто впереди идет, а (кто?)…
4. Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто….
Ответы: 1…что твой труд ценят.
2…цел.
3…тот кто за собой ведет.
4…кто побеждает смерть.
Б. Чем интересно с синтаксической точки зрения следующее предложение:
К вечеру с востока прогромыхивало, сильно парило и трудно было угадать, обойдется или нет без грозы в эту ночь.(М. Пришвин)?
( В этом сложном предложении с сочинением и подчинением, с придаточным дополнительным в конце, все четыре простых предложения безличные; запятая перед «и» не ставится, так как у простых предложений есть общие слова «к вечеру»)
IV. Беседа на восприятие стихотворения «Птиц выпускаю…» (СЛАЙД)
Слово учителя: Ребята, все вы хорошо знаете башкирского поэта Мустая Карима. Сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением «Птиц выпускаю…», написанном в 1970 году.
Творчество М. Карима стало эпохой в литературе. Его хорошо знают в каждом доме, очень многие искренне любят волшебство его пера. Да, творчество М. Карима занимает видное место не только в башкирской, но и в русской литературе.
Хорошо сказал о М. Кариме его друг Кайсын Кулиев: «Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ… Он тот поэт, который открыл нам, читателям, сердце и ум родного народа, донес до нас шуршание колосьев своей земли, запах ее хлеба, зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся мальчик, лежа на земле».
Наша задача –вникнуть в каждое слово поэта, понять его смысл.
Чтение стихотворения.
Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади….
И вот сейчас с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.
Идущие на бой во имя чести!
Вам – первый дар, всем прочим не в укор:
Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье
Орел могучий крылья распростер.
Те, кто в пути! Вам – бодрым и усталым –
Шлю журавля сквозь ветер в ранний час….
Кукушку, чтобы долго куковала.
Больные, выпускаю я для вас.
Влюбленные! К вам соловей, неистов,
Рванулся – петь все ночи напролет.
Томящиеся врозь! Вам голубь чистый
К надеждам старым новые несет.
Отчаянных, и робких, и недужных-
Всех одарю я, всех вас птицы ждут…
Нет только ничего для равнодушных,
Пускай без птиц- как знают, так живут…
Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади….
И каждый день с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.

- Какой удивительный сюжет в этом стихотворении! И конечно же, у вас возник эмоциональный отклик на него. Каков он? / Любовь поэта к людям, его дар, желание быть полезным/
- Определите тему стихотворения / Тема творчества/
- Объясните смысл заголовка. Какие ассоциации у вас возникают? Какое значение – предметное или символическое - реализуется в образе птиц?
/ Птицы – символ открытой души. Поэт дарит каждому частичку своей души/
Дифференцированное задание (презентация). Объясните смысл символов птиц. Выступление ученика.
Орел - символ храбрости.
Соловей – символ таланта.
Кукушка – по народному поверью, число услышанных криков кукушки означает количество оставшихся лет жизни.
Голубь - символ счастья, мира и любви.
Журавль – символ чистоты, готовности к бескорыстной помощи.
- Прочитайте в тексте словесный ряд, объясняющий жизненную позицию автора.
Отчаянных, и робких, и недужных-
Всех одарю я, всех вас птицы ждут…
Нет только ничего для равнодушных,
Пускай без птиц- как знают, так живут…
- Какой троп вы могли бы назвать ведущим в этом стихотворении и какую задачу он помогает решить автору?/ метафора/
- Определите размер и рифму стихотворения.
-Что вы можете сказать о синтаксисе стихотворения? /Какие предложения преобладают , способы выражения подлежащего, обращения, однородные члены предложения, обособление/.
Слово учителя:
В философском стихотворении Мустая Карима доминирует мотив самоотверженности отдать всего себя без остатка тем, кто страждет: огонь тому, кто замерз, радость тому, кто плачет.  Это прекрасное стихотворение берет свои истоки в башкирском народном обычае - улемтек (буквально - посмертный подарок). По давней традиции каждая башкирка перед смертью должна подарить что-нибудь своим родным и знакомым. В повести "Долгое-долгое детство" Старшая Мать, готовясь в последний путь, собрала всех детей, родных, знакомых и наказывала, кому что оставляет. И при этом очень тревожилась, как бы кого не забыть. Этот обычай, вероятно, имеет древние корни, когда человек беспокоился, как бы жизненные долги не помешали ему попасть в рай.      Одарить ближних - таков закон улемтека. Но как истинный творец, Мустай Карим дал новую трактовку обычаю. Открыть людям душу, выпустить птиц надежды, пожертвовать собой ради других - вот долг поэта перед своим народом!
V. Индивидуальная работа (интернет-ресурсы). Выступление ученика.
- Творчество народного поэта Башкортостана Мустая Карима увековечено в архитектурном облике Уфы. Памятный знак установлен на стене со стороны улицы, названной именем классика башкирской литературы, в рамках мероприятий к его 90- летию. Памятник представляет собой барельеф с изображением птицы, дополненный строкой из стихотворения. Идейными вдохновителями создания и авторами мемориальной плиты стали Заслуженный деятель искусств РБ, член Союза художников России Наиль Байбурин и член Союза художников РБ Виталий Николаев. На торжественной церемонии открытия присутствовали дети писателя.
VI. Самостоятельная работа по тексту . Выполнение заданий, включающих вопросы ОГЭ. Взаимопроверка (Слайд)
1. Укажите, какое средство выразительности речи не используется в стихотворении?
1) метафора 2) фразеологизм 3) олицетворение 4) эпитет
2. В каких словах в стихотворении правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?
3. Замените словосочетание « с рассветными лучами», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.
4. Укажите количество грамматических основ в 1 строфе стихотворения.
5. Выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
VI. Подведение итогов урока.
- Синтаксис изучает с одной стороны правила связывания слов и норм слов, а с другой стороны- те единства, в составе которых эти правила реализуются. Поэтому изучением синтаксиса в школьной программе заканчивается курс «Русского языка». Овладение синтаксическими знаниями позволяет нам:
1. Грамотно «строить» словосочетания и предложения.
2. Использовать изобразительно - выразительные средства в своей повседневной речи.
3. Зная законы синтаксиса, расставлять смысловые  акценты в  устной и письменной речи.
4. Помогает решать коммуникативные задачи, облегчает общение.
VI. Домашнее задание:
1.Мысли вслух ( сочинение) «Стихотворение М.Карима «Птиц выпускаю» я понимаю так…..