Конспект урока по окружающему миру на тему Как сберечь природу России (4 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 125»
С углублённым изучением математики
Г. Снежинск
Челябинская область




Учитель начальных классов: Бродягина Н. М.

Тема: «Как сберечь природу России».
Цели и задачи урока:
1.Дать понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
2.Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
3.На основе экологических связей развивать логическое мышление, память и воображение.
4.Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, рассуждать, опираясь на собственные наблюдения.
5.Развивать познавательную активность и речь учащихся.
6.Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся объяснять экологические проблемы и предлагать пути их решения;
оценивать экологическую обстановку в своём крае и реальное участие в природоохранной деятельности.

Ход урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать и рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экологическое равновесие – это важно или нет?»
2.Работа над новой темой.
У.- Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Экологическое равновесие – это важно или нет?
Запись на доске и в тетрадях: «Экологическое равновесие».
У.- Давайте сначала выясним, что означают слова «экологическое» и «равновесие». От какого слова образовано прилагательное «экологическое»?
у. – От слова – «экология».
У.- А что такое экология?
у. – Слово экология образовалось из двух греческих слов: «экос» - что значит дом, и «логос» - наука, учение. Наука о нашем собственном доме. О Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
У. – Что изучает экология?
у. – Любое живое существо (в том числе и человек) множеством невидимых нитей связано с тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые нити как раз и исследует наука экология.
Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй и другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями.
У. - Что такое равновесие?
у. – Это значит «равное по весу».
Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь. (Толковый словарь С. И. Ожегова.)
3.Работа с текстом учебника.
У. –Рассмотрим это на примерах. Откройте учебник на странице 96. Прочитайте 1 абзац. Беседа.
- По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими и здоровыми. Почему это было так?
- Река отдавала влагу деревьям. А деревья тоже давали реке воду.
- Как деревья давали реке воду?
- Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.
- То есть происходил обмен: река питала растения, а растения реку. Но вот пришли люди и вырубили лес. Что произойдёт с рекой?
- Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.
- Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки в природе. Они могут нанести ей очень большой вред.
То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными.
4.Повторение. Экологическая пирамида.
- Давайте вспомним экологическую пирамиду.
На доске:



У. – Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке – множество желудей. Сова – это кто?
у. – Хищник.
У. – Значит, хищников должно быть меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить, хотя бы одно звено этой цепочки?
у. – Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сов, разведётся много мышей.
У. – А что произойдёт, если сов будет очень много?
у. – Они съедят всех мышей, а жёлуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.
5.Работа с учебником. Индивидуальная работа у доски.
У. – Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия.
Небольшие сообщения детей – примеры опасного нарушения экологического равновесия в природе по вине человека.
У. – Какой вы сделаете вывод из всего сказанного?
у. – Нельзя нарушать экологическое равновесие, это может привести к большим экологическим проблемам в мире.
Прочитаем об этом в учебнике на странице 98.
Индивидуальная работа у доски по карточкам.
1.Составь цепь питания: В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы. Почему?
2.Составь цепь питания: В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. Почему?
3.Составь цепь питания: Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения. Почему?
Беседа по тексту учебника. (Стр. 98)
У. – Что произошло в Австралии?
у. – Когда туда завезли кроликов, они быстро размножились и стали опустошать поля и пастбища. Это произошло потому, что там нет хищников, и никто на них не охотился. Когда кроликов стало очень много, им стало не хватать пищи, и они стали есть всё. Что было на полях и пастбищах.
У. – Что сказали бы о произошедшем случае в Австралии учёные – экологи?
у. – В Австралии нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.
Ответы уч-ся, которые работали у доски по карточкам.
1.Дубы – шелкопряд – птицы.
Нарушено экологическое равновесие между гусеницами и птицами.

2.Молодые деревья – козы – волки.
Нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.

3.Деревца – мыши – ежи, барсуки.
Нарушено экологическое равновесие между травоядными животными и хищниками.
У. – Так какой ответ вы дадите на наш вопрос об экологическом равновесии?
у. – Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
6.Работа в группах.
У. – Предлагаю разделиться на группы и объяснить такие экологические ситуации:
1.Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?

2.Участились случаи отравления грибами, которые всегда считались съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит?
3.Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками?
4.К несчастью, случается и такое. Помыл танкер – нефтевоз свои громадные баки-танки, грязную воду в море. Потерпел в пути аварию – вся нефть выливается в море. Чем это грозит для обитателей моря и для человека?
5.Захотелось людям померяться с силами с природой. Давайте, говорят, многоводные великие реки, которые «без толку» текут в Ледовитый океан, повернём-ка на жаркий засушливый юг. То-то будет здорово: пустыни зазеленеют, безводные степи зацветут! Согласны вы, с этим утверждением или нет. И почему?
6.Как-то напали на лес полчища прожорливых гусениц. Глодают листву – хруст по всему лесу. Стали деревья лечить, от гусениц спасать разными ядовитыми порошками, ядовитыми туманами. Всех гусениц перетравили. А заодно продолжи, что случилось дальше и почему?
7.Решили ребята как-то летом покататься на лодке. То, что они увидели во время путешествия, поразило их. Они обгоняли пластиковые сосуды, пустые бутылки, консервные банки и полиэтиленовые пакеты. Чем это грозит для обитателей водоёмов и человека?
(проходит обсуждение данной экологической ситуации в группе, попытка исправить данную ситуацию и защита - ответ у доски.)

7.Решение экологических задач. (На усмотрение учителя)
1.На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?

2.Вяз и клён выделяют в год 16 кг кислорода, клён в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз?


8.Подведение итогов. Выставление отметок.
У. – Что нового узнали на уроке. Какие проблемы пылись решить? Почему нельзя нарушать экологическое равновесие?
у. – ответы детей.
У. – Закончить урок мне хочется стихотворением Б. Заходера
«Про всех на свете»:
Все-все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\рисунки для презентации\оформление\оформление\природа\Пейзажи\31.gif