Конспект урока по окружающему миру Как сберечь природу России


Конспект урока по окружающему миру 4 класс(15.12.2016)
Тема урока : «Как сберечь природу России».
Цели :
- сформировать представление об экологическом равновесии ;
- обобщить знания об экологических проблемах в равных природных и путях их решения;
- развивать речь, умения наблюдать ,рассуждать; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Задачи: 
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - содействовать формированию социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды;- учить аргументировать свои умозаключения на основе полученных знаний; - развивать творческие способности, навыки самостоятельности с использованием информационно-компьютерных технологий; - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; 
Планируемые результаты
Личностные УУД: - формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках; - формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;
Метапредметные результаты: 
Регулятивные УУД: - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов; - оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий. 
Познавательные УУД: - осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами, - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружаю-
щего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; - допускать существование различных точек зрения; - уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); - использовать в общении правила вежливости.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийные презентации, карточки с заданиями для создания экологических знаков природы, : карта природных зон России, аудиозапись песни «Расскажите, птицы»(сл. и муз .И.Ю.Николаева), тесты и карточки для проверки знаний, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков ,М.Ю. Новицкая
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (слайд 4)
а) Проверка знаний
- Соедините линией народ, его образ жизни и занятия
Народ Образ жизни Занятие
Эвенки
Нанайцы Кочевой
Оседлый Оленеводство
Охота
Рыболовство
б) Индивидуальный опрос
(Учащиеся отвечают на все вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.109. Затем объясняют , как выполнили задания в рабочей тетради.
3.Самоопределение к деятельности
(На доске вывешены фотографии природных зон и деятельность человека в них. Включаю аудиозапись «Расскажите, птицы»).(слайд 5)
-О какой экологической проблеме поется в песне?( о браконьерстве) (слайд 6)
-Как автор говорит о беззащитности нашей планеты? (Планета наша- хрупкое стекло).
-Кто угрожает природе планеты?(Человек, его хозяйственная деятельность)
-Как же быть? Ведь человек не сможет прожить без полезных ископаемых, воды, а заводы и фабрики выпускают необходимую для человека продукцию.(ответы уч-ся)
- Послушайте стихи об экологических проблемах нашей планеты.(слайд 7)

Деревья
Кроны – корни, растущие в небо.
Корни- нервы деревьев в земле.
Лесником и садовником мне бы
Тяжесть века носить на челе.
Не пилите бездумно деревья,
Не губите леса и сады.
Их вершины , торжественно рея,
Исцеляют от злой суеты.
Пощадите поющие ветви –
И не тронет вас холод и зной.
Наших предков славянских заветы
Не порушьте своей новизной.
В. Сорокин
- О какой экологической проблеме это стихотворение?( О вырубке леса)
- В какой природной зоне возникает эта проблема?( В лесной зоне)
-Какие славянские заветы имеет в виду автор?(Надо брать от природы столько. Сколько необходимо , не брать лишнего; нужно беречь природу)
Голубые тарпаны трав (слайд 8)
Пролетают в тумане утра.
Ржаньем степь голосит как будто,
Как затравленные ветра,
Топчет топотом табуна
Гобелен – голубой цикорий.
Ковыли поредеют вскоре,
Колокольцы в ворсинках сна.
Не вмещается в круг один,
В общий план и макет пространства
Человека и зверя братство.
Здесь расзодятся их пути.
И дрофа покидает свой
Травянистый душистый терем.
Травы, птицы,жуки и звери –
Дикий, общий с ветрами вой.
С. Скорик
-В какой природной зоне происходит действие? (В степи)
- О какой экологической проблеме идёт речь? (О неумеренном выпасе скота, исчезновении птиц)
-Что необходимо сделать , чтобы братство человека и зверя сохранилось в степи? ( Надо соблюдать правило выпаса скота: не пасти долго на одном месте)
Мертвый лес
Пожар отклокотал и умер. (слайд 9)
И умер лес, отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
один хозяйственный отдел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
хватили горя комары,
в жилищах птиц сварились яйца
от неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
безрукий, безволосый лес:
что ни пихта — иссякла сила,
и что ни лиственница — крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
—Не человек. Злодей. Злодей.
- В какой природной зоне происходит действие? (В лесной зоне))
- О какой экологической проблеме идёт речь? (О лесных пожарах)
-Каковы чаще всего причины пожаров в лесу? (Неосторожное обращение с огнём)
Если я сорву цветок, (слайд 10)
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Т. Собакин
-В каком сообществе происходит действие? ( В лесу , на лугу)
- Какие цветы занесены в Красную книгу из-за того , что их срывают люди? (Ландыш, гиацинт, незабудка, ятрышник, подснежник и др.)
- О каких ещё экологических проблемах нашего края , России мы говорили на уроке?(Ответы учеников).
4.Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Коллективное чтение и анализ статей учебника на стр. 110-113)
- В чём особенность климатических условий Арктики?
- Какие виды хозяйственной деятельности там возможны?
- Какие экологические проблемы возникают из-за этой деятельности человека?
- Какие природоохранные меры предпринимаются в этой зоне?
- Чем занимается человек в тундре?
- Какие полезные ископаемые там добывают?
- Как человек влияет на экологию тундры?
Как можно предотвратить разрушение почвы?
- Какие работы ведёт человек а лесной зоне?
- Какой вред наносит вырубка лесов?
- Как это влияет на растительный и животный мир лесов?
-Какие лесовосстановительные работы необходимо проводить?
-Как мы можем помочь в сохранении лесов?
-Какие экологические проблемы существуют в степи?
- Как перевыпас связан с исчезновением растений и животных?
-Как происходит опустынивание степей?
- Как перевыпас влияет на экологию пустыни?
-Каковы экологические проблемы субтропической зоны7
-Какие правила вы бы сформулировали для отдыхающих на море?
-Какие животные и растения из-за агрессивного поведения туристов внесены в Красную книгу? (Бабочка бражник, тритон, цикламен, подснежник)
2. Работа в группах
Задание для 1-й группы
- Составьте памятку для гостей Черноморского побережья.
Задание 2-й группе
- Составьте памятку для туристов в лесу.
(Коллективно обсуждаем после выполнения)
5. Физкультминутка
6.Закрепление изученного материала
1.Выполнение заданий в рабочей тетради
№1,2 (стр.62-63)
2.Коллективная работа
- Послушайте стихотворение и объясните , какой вклад вы можете внести в сохранении растительного и животного мира, воздуха нашей планете.
Мы посадим липы и клёны,(слайд 11)
Будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу -
Пусть звенит над ней гомон весёлый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветёт с каждым годом всё краше
Молодая планета наша.
Н. Кутов
- Как высадка саженцев в селе решит проблему охраны воздуха?
Как эти действия помогают сохранить водоемы и леса?
- Почему леса называют «лёгкими нашей планеты»?(Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)
8.Подведение итогов урока
- С чем связаны экологические проблемы природных зон?
- Какие проблемы существуют в нашем селе, крае?
- Как мы можем помочь в охране воздуха, воды , степи?
- Как следует вести себя на природе ?Д/з стр.110-113 читать, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя»