Сценарий литературной гостиной «Жизни блаженство в одной лишь любви» (По любовной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)

Сценарий литературной гостиной «Жизни блаженство в одной лишь любви»
(По любовной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)

Цели:
1. Познакомить с фактами биографии и любовной лирикой Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
2. Формировать навык выразительного чтения поэтических текстов.
3. Воспитывать трепетное отношение к своим чувствам и чувствам других людей.

Вступительное слово учителя: Любовь – великое чувство. Она возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Любовь – «эликсир жизни», пробуждающий скрытые силы, таланты. Иногда человек влюбляется только раз, и эта любовь проходит с ним через всю жизнь, сквозь беды и невзгоды. Но так бывает крайне редко. Чаще мы влюбляемся не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется. Во власти этого прекрасного чувства были многие писатели и поэты. «Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Ф.И.Тютчева стала названием нашей литературной гостиной. Сегодня мы будем говорить о любви в жизни и творчестве двух великих поэтов 19 века – Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.

Ведущий 1: Женщины в жизни Тютчева были всегда – от юности до самой старости. Жизнь сердца у поэта была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...»
В момент написания строк «Жизни блаженство в одной лишь любви» поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение.
Однажды Софья Андреевна Толстая, жена Л.Н. Толстого, заметила о Тютчеве: «Он декламировал нам стихи, и все любовь, любовь И это в 70 лет. Но он своей вечно поющей лирикой всегда пробуждал во мне поэтическое настроение» «Все та же вечно молодая поэзия, для которой нет ни возраста и никаких оков».

Звучит романс «Я встретил Вас» (фильм по романсу)

Ведущий 2: Эти прекрасные строки о любви посвящены Амалии Лерхенфельд. Тютчев познакомился с ней в 1823 году. На балу в Мюнхене он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюблённым. Ему было 20 лет, а Амалии – 15. Тютчев был просто очарован Амалией и хотел на ней жениться. Но простой русский дворянин показался невыгодной партией родителям Амалии. Они предпочли ему барона Крюденера. Выданная по настоянию родителей замуж, Амалия навсегда сохранила к Тютчеву теплые, дружеские чувства.
В 1870 году Федор Иванович лечился в Карсбаде. Амалия тоже приехала лечиться с мужем на воды. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность баронессой, вдохновили поэта на одно из самых прекрасных стихотворений. 26 июля, возвратясь с прогулки, он на одном дыхании написал свое стихотворное признание.

Ведущий 1: После окончания университета Федор Иванович Тютчев был направлен на государственную службу в качестве атташе коллегии иностранных дел в Европу. Начался долгий двадцатидвухлетний период пребывания его за границей.
Первая жена Тютчева, Элеонора Петерсон (Ботмер), вдова русского дипломата,  принадлежала к старинному аристократическому роду Баварии. В 1826 году  22-х-летний Тютчев женился на ней. «Никогда, ни один человек не любил другого так, как она меня», – говорил Тютчев. А впоследствии в одном из писем к родителям жены писал: «Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь, ни мгновения, умереть за меня».
Ведущий 2: В 1837 году Элеонора Тютчева с тремя малолетними детьми отправилась из России к мужу, в Италию. Корабль «Николай I», на котором находилась семья Тютчева, загорелся в море. При пожаре на пароходе Элеонара вела себя мужественно и чудом спаслась вместе с тремя дочерьми. Однако нервное потрясение, переутомление, простуда сломили и без того ее хрупкое здоровье, она умерла спустя 4 месяца после кораблекрушения. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.
О силе чувств к первой жене свидетельствует то, что через 10 лет после смерти Тютчев посвящал ей стихи, полные нежности и грусти.

Чтец 1 читает стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний»

Ведущий 1: В 1839 году Тютчев женится вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дёрнберг, с ней поэт познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Она стала любящей женой и нежной матерью осиротевшим дочерям. Вскоре его «коллекция барышень обогатилась ещё девочкой» – родилась дочь Мария. А затем и сыновья – Дмитрий и Иван.
Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки творческого шедевра «Люблю глаза твои, мой друг»

Чтец 2 читает стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг»

Ведущий 2: Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, писал: «Я отжил свой век, и у меня нет ничего в настоящем» Но случилось так, что в сердце его вновь пришла весна. Его большой Любовью и Музой стала Елена Александровна Денисьева. Ей Тютчев посвятил целый цикл стихотворений о любви, который так был и назван «Денисьевским циклом» – вершиной достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе (в нём 10 стихотворений).
Ведущий 1: Е.А. Денисьева принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду. Она находилась на попечении тетки, инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались по переезде в Петербург дочери Тютчева от первого брака – Дарья и Екатерина. Тетка Денисьевой, вообще отличавшаяся сухим и властным характером, проявляла большую снисходительность к племяннице, очень рано начала вывозить ее в свет. Рассказывая о Е.А. Денисьевой, муж ее сестры А.И. Георгиевский писал: «Природа одарила ее большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своей природной веселости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников».
Ведущий 2: Лёле Денисьевой было двадцать лет, Тютчеву – сорок семь, когда поэт впервые увидел её. Это не была любовь с первого взгляда, но она мощно нарастала и крепла в «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила все его существо, и он остался навсегда ее пленником».
Об их бурном романе вскоре заговорил весь Петербург. Елена Александровна прекрасно понимала, что её ждёт впереди. Но чувство оказалось сильнее доводов разума

Прослушивание стихотворения «Последняя любовь» (фильм)

Ведущий 1: Стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновение». Оно звучит как заклинание, обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. Но именно это стихотворение внесло много сложного и противоречивого в его взаимоотношения с женой Эрнестиной Федоровной и послужило причиной расхождения для обеих сторон. Однако новая любовь не вытеснила прежней привязанности к жене. Тютчев умел ценить силу её характера: сдержанность и постоянство.
Ведущий 2: Известный литературовед К. Пигарев писал: «С семьёй Тютчев не «порывал» и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом...» Привязанность к Эрнестине, его второй жене, совмещалась с любовью к Денисьевой, и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. Захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге, созданном им самим.
Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Она машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин

Чтец 3 читает стихотворение «Она сидела на полу...»

Ведущий 1: Но самые тяжёлые испытания выпали на долю Денисьевой. Их открытая 14-летняя связь была скандальной, трое детей стали незаконнорождёнными. От нее отрекся отец, тётя была вынуждена уйти из пансиона. Денисьева была подвергнута жесточайшим обвинениям, перед нею были закрыты двери домов, где ещё недавно она была желанной гостьей. Тютчев понимал, что губит её, но ничего не мог поделать. Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим»

Чтец 4 читает стихотворение «...О, как убийственно мы любим»

Ведущий 2: Это стихотворный роман об ужасном приговоре судьбы, незаслуженном позоре, о страданиях, о гибели души. В нем сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для любовной лирики поэта. Впервые в стихотворении появляется образ толпы, поправшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим.
Ведущий 1: Денисьева была вспыльчивой натурой: то любила безумно, то ругалась до невозможности, часто обиды на Тютчева отражались на пилении детей. Ему приходилось вмешиваться, чтобы успокоить свою «незаконную жену». Но с людьми она была всегда мила, держалась хорошо, никто и не мог бы подумать о её вспыльчивости и раздражительности. Она часто стала устраивать сцены. Все это ускорило её болезнь. В августе 1864 года в возрасте 38 лет она умерла от чахотки. Смерть Денисьевой стала невосполнимой утратой для поэта. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению «сломившая пружину его жизни» убила в нем даже желание жить, и последние девять лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом мучительного позднего раскаяния.

Чтец 5 читает стихотворение «Весь день она лежала в забытьи»

Ведущий 2: Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» – последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов не сумел с такой трагической силой передать чувства, вызванные утратой любимой.
Ведущий 1: Благодаря общению с женщинами Тютчев создал изумительные стихи. С полным правом о каждой из них можно сказать: «Любила ты, и так, как ты, любить – нет, никому ещё не удавалось!»
Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несёт ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побеждённый. Главное, что увидел и оценил Тютчев в женщине – это силу чувства, её способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу. Конечно, можно по-разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт вне осуждения. Оправданием для него может служить любовь женщин, которые его боготворили.

Ведущий 2: Что же можно сказать об Афанасии Афанасьевиче Фете? Достигнув всех высот благополучия, женившись по расчёту на немолодой и некрасивой Марии Петровне Боткиной, богатой помещице, став крупным помещиком, соорудив имение в Степановке в течение 17 лет, построив дом, посадив сад, вырыв пруд, он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его возлюбленная.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу» (фильм по романсу)

Ведущий 1: Ещё в период военной карьеры случилась в его жизни первая и последняя любовь, окончившаяся трагически. И эту боль, и страшную горечь утраты он так и не смог пережить. Её звали Мария Лазич. Она была дочерью бедного помещика. К моменту знакомства с Фетом ей было 24 года, ему – 28 лет.
Мария Лазич не была ослепительной красавицей. «Большого роста, стройная брюнетка, она далеко уступала лицом своей сестре, но зато превосходила её необычайною роскошью чёрных с сизым отливом волос». Она хорошо музицировала, была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала её. Она нежно и страстно любила Фета. Он писал ей стихи, осыпал цветами, она – смеялась, плакала и молила бога продлить это счастье. Но оно оказалось коротким 
 Ведущий 2: Мария была бесприданницей. Ни богатства, ни титула, к которым стремился Фет, она ему дать не могла. «Я не женюсь на Лазич, – пишет он Борисову, – и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной – чище снега. Прервать – неделикатно и не прервать – неделикатно Этот несчастный Гордиев узел любви, который чем более распутываю, тем туже затягиваю, а разрубить мечом – не имею духа и сил».
Запутанный любовный узел Афанасия Фета и его возлюбленной Марии Лазич разрубила сама жизнь. Весной 1850 года, когда с яблоневых деревьев облетал цвет, молодые люди повстречались в последний раз перед отбытием полка на манёвры. А осенью, когда Фет вернулся, Марии уже не было в живых. Она умерла ужасной смертью, какую даже трудно себе представить. Она сгорела в пламени огня. Существует несколько версий её смерти. Что же это было – самоубийство или случайность?..
Ведущий 1: Поздно вечером в своей спальне она долго смотрела на огонек лампы. Трепетные бабочки слетались на пламя и, замирая, падали вниз, опалив хрупкие крылья А что, если разом прекратить эту боль?.. Девушка порывисто встала, лампа опрокинулась на пол, огонь перекинулся на белое кисейное платье Марии, языки пламени побежали вверх – к ее распущенным волосам. Охваченная пламенем, она выбежала из комнаты в ночной сад и мгновенно превратилась в горящий живой факел. Сгорая, она кричала: «Во имя неба спасите письма!». Еще четверо суток длились ее мучения. «Можно ли на кресте страдать более, чем я?» – шелестели ее губы. И перед самой смертью Мария успела прошептать последние слова, во многом загадочные, но в них было послано прощение любимому человеку: «Он не виноват, – а я» На огненный жертвенник любви были возложены человеческое счастье и сама жизнь.
 
Чтец 6 читает стихотворение «Старые письма»

Ведущий 2: Любил ли Фет Марию? Кто может ответить на этот вопрос! Но в обыденной жизни его практический рассудок преобладал над чувством. И уже на склоне лет он осознал эту любовь. Любовь неповторимую и единственную. Теперь он будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Звучит романс «На заре ты её не буди» (фильм по романсу)

Ведущий 1: Забыть Марию Лазич Афанасий Фет не мог до конца своих дней. В мемуарах он называл ее Еленой Лариной, делая отсылку к «Евгению Онегину». Установить личность женщины удалось только в 1920-х годах Георгию Петровичу Блоку, биографу Фета. «Лазичевский цикл» – истинная вершина русской лирики в плане разработки темы любви к умершей женщине. Все эти стихи исполнены страсти и раскаянья. Мир без дорогой сердцу женщины – мир, в котором не хочется жить.

Чтец 7 читает стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю»

Ведущий 2: Произошедшая с поэтом любовная драма питала его лирику, придавая ей особое звучание. Трагедия ключом била в нём всю жизнь. Его стихотворения погружают нас во внутренний мир человека, опустошенного страданием и тоской, но в жизни которого, однако, была когда-то настоящая любовь, на долгие годы сохранившаяся в сердце.

Чтец 8 читает стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих»

Ведущий 1: Мы говорили, что Тютчев, уже будучи немолодым, влюбился искренне и сильно, до конца своих дней воспевал любовь. Но то же можно сказать и о Фете. На склоне лет он осознал свою любовь и до конца остался ей верен.

Чтец 9 читает стихотворение «Ещё люблю, ещё томлюсь»

Ведущий 2: Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение И пусть благословенны будут женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов. Жизнь без любви не имеет смысла. «Жизни блаженство в одной лишь любви».












Приложение 1
Федор Иванович Тютчев

***
Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло

Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты

Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

***
Ещё томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой,
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

***
Люблю глаза твои, мой друг
С игрой их пламенно- чудесной,
Когда их преподымешь вдруг,
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Последняя любовь

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье,- Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

Она сидела на полу

Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело

О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени.

О, как убийственно мы любим

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Весь день она лежала в забытьи

Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Лил теплый летний дождь его струи По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала увлечена, Погружена в сознательную думу

И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила Я был при ней, убитый, но живой: «О, как все это я любила!»

Любила ты, и так, как ты, любить Нет, никому еще не удавалось! О господи!.. и это пережить И сердце на клочки не разорвалось














































Приложение 2
Афанасий Афанасьевич Фет

***
Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

Старые письма
Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно, утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос всепрощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза.

***
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди На заре она сладко так спит!

***
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!

***
Долго снились мне вопли рыданий твоих: То был голос обиды, бессилия плач; Долго, долго мне снился тот радостный миг, Как тебя умолил я несчастный палач.

Проходили года, мы умели любить, Расцветала улыбка, грустила печаль; Проносились года, и пришлось уходить: Уносило меня в неизвестную даль.

Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?» Чуть в глазах я заметил две капельки слез; Эти искры в глазах и холодную дрожь Я в бессонные ночи навек перенес.

***
Еще люблю, еще томлюсь Перед всемирной красотою И ни за что не отрекусь От ласк, ниспосланных тобою.

Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни молодой Мне будет внятен отовсюду.

Покорны солнечным лучам, Там сходят корни в глубь могилы И там у смерти ищут силы Бежать навстречу вешним дням.