Конспект урока по окружающему миру на тему «Как сберечь природу» (Планета Земля – глазами эколога) (4 класс)


Урок: Окружающий мир
Класс: 4Д
Учитель: Дмитриева В.Ю – учитель начальных классов.
Тема урока: «Как сберечь природу» (Планета Земля – глазами эколога).
Цель: - дать понятие экологической проблеме и решение экологических проблем, воспитание экологической культуры, развитие интереса к защите окружающей среды;
Задачи: - способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - содействовать формированию социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды;- учить аргументировать свои умозаключения на основе полученных знаний; - развивать творческие способности, навыки самостоятельности с использованием информационно-компьютерных технологий; - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; - воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):Личностные УУД: - формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках; - формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов; - оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий. Познавательные УУД: - осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами, - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; - допускать существование различных точек зрения; - уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); - использовать в общении правила вежливости.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийные презентации, карточки с заданиями для создания экологических знаков природы, мультимедийная физминутка, учебник «Окружающий мир» Плешаков, Новицкая.
1.Орг момент.
-Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.
1.Приветствие (сигнал тишины) (1 слайд)
-Hi! Five!
2.Приветствие партнеров по лицу, по плечу.
-Партнеры по плечу обнимите друг друга, спасибо.
-Партнеры по лицу пожмите друг другу руки и улыбнитесь, замечательно.
-Ребята, сегодня наш урок необычный. Вам предстоит усилено поработать на уроке в группах.
-Повторяем правила работы в группах. (2 слайд)
-О чем пойдет речь, вам предстоит узнать.
2.Актуализация знаний. Открытие нового знания.
Структура Раунд - Тэйбл. (Слайд 3-4)
-Номера 1 возьмите 1 карточку, ваша задача разгадать кроссворд в команде. Каждый читает по одному вопросу, вы отвечаете, обсуждаете и пишите. Вам две минуты.
вкесотряиеитнтачлеыяссоп4.кэлгорихияхоераява6.1.и2.ет3.5.э
-Стол номер 3 участник номер 3 зачитайте ответы вашей команды. Все слушают (и не забываем проверять).
-Прочитайте ключевое слово. Что такое «Экология»?
(Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.)
-Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука. (Слайд 5)
-Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.
-Послушайте стихотворение и скажите, о каком доме идет речь. (ХАРИСОВА А) (Слайд 6)
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
-Ребята о каком доме идет речь?
-Посмотрите на наш дом, на планету Земля. (Слайд 7)
-Какая она?
-Ребята, а вы знаете, как зовут людей, которые занимаются этой профессией, как экология?
-Ребята, кто же сможет сказать, какая тема нашего сегодняшнего урока?
(ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА) (Слайд 8)
-Какие цели поставим на уроке?
3. Работа над новым материалом.
-Ребята послушайте внимательно одну историю. (3 ученика выступают) (Слайд 9)
Прохоренко В: Однажды между Сашей и Машей разгорелся спор. Саша утверждал, что
Токранов Э: «человек – самый сильный и могущественный на планете. Он вооружён техникой и ему всё подвластно. А значит он – покоритель природы и может распоряжаться ею как хочет».
Прохоренко В: Маша не соглашалась с Сашей. Она доказывала ему, что,
Алексеева В: «несмотря на свою силу и мощь, человек связан с окружающей природой множеством невидимых нитей и зависит от неё. Он не должен считать себя властелином и покорителем природы.»-Кем же человек должен стать для природы?
(Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.)
-Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. (Слайд 10)
-Часто в нашей жизни мы слышим слово «проблема».
-Что такое проблемы? (Слайд 11)
(Проблема – это противоречие, которое можно выразить словами «я хочу…, но не могу… »)
-Как называется проблема, которая возникает в результате загрязнения окружающей среды, называется… (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА)
-Можно ли утверждать, что человек не является причиной возникновения экологических проблем?
-Почему?
-Посмотрите на нашу планету, что с ней случилось? А почему? (Слайд 12 - 13)
(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.Сегодня на уроке мы должны будем с вами побороть эту опасность.)1 проблема. Защита океана от загрязнения.
-Рассмотри фотографии и определите экологическую проблему, которая представлена. (Слайд 14 – 17)
(Учащиеся смотрят презентацию, проблема загрязнения океанов, рек, озер.)
-Первая проблема, которую мы будем с вами разбирать «Как защитить океан от загрязнения?». (Слайд 18)
-Ребята, у вас у каждого на парте лежат листочки.
2 номера берут 2 карточку и начинают читать сказку всей команде о «Нефтяной» рыбке.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не с «одною тиною морскою», а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
-О чем данная сказка?
(ДИМИТРИЕНКО Д) Слушаем внимательно, нам назовут еще проблемы. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов с заводов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. (Слайд 19 - 20)
Структура Финк – Райт – Раунд – Робин
3 номера берут 3 карточку. Заполняем 3 номера начинают и передают 4 и так по очереди. (Слайд 21)
«Источники загрязнения океана»

(1.Нефтепродукты. 2.Пласстмассовые отходы. 3.Сточные воды с полей и ферм, содержащие ядовитые удобрения. 4.Радиоактивные отходы.)
-80% загрязнения океана – результат деятельности человека на суше.
-А что произойдет, если мы будем загрязнять океан? (Слайд 22 – 23)
(Не будет рыбы и т.д)
-А какие применяются меры по охране океанов? Послушаем наших товарищей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (САЛМИНА К) Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы.
(ХАЙРУЛЛИН Д) Очистительные сооружения на предприятиях и эффективные хим.препараты.
Ограничение отлова рыбы.
-Теперь ребята заполним таблицу, начинают 1 номера. (Слайд)
Меры защиты океана
от загрязнений

ФИЗМИНУТКА (ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР) (ПЕТРОВ ГЛЕБ) (Слайд)
Прочитайте слова А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда» (Слайд)
-Что имел в виду автор этих строк?
-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека.
-И прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
2 проблема. Работа с учебником. Защита тропических лесов.
-Переходим ребята с вами ко второй проблеме – о которой вы узнаете, прочитав в учебнике стр.111. Читает каждый сам.
-Следующая проблема: «Как спасти тропические леса?» (Слайд)
Чтобы ответить на этот вопрос отправимся в тропики.
-Номера 1 и 3 возьмите след.карточки. Дайте одну карточку партнерам по лицу.
Структура Эй Ар Гайд.
-Поработайте над этим заданием самостоятельно. В столбике «до» поставьте + если вы согласны с утверждением и – если вы не согласны с утверждением.
•Тропические леса расположены на экваторе. Да. Нет.
•В джунглях холодно и редко идут дожди. Да. Нет.
•В тропических лесах вечнозелёные растения. Да. Нет.
•Здесь богатая и плодородная почва. Да. Нет.
•Растительный и животный мир тропических лесов скудный. Да. Нет.
-Посмотрите видео. (ВИДЕО)
-Теперь, еще раз прочтите все утверждения и в столбике «после» поставьте + и -.-Сравните столбики до и после, изменились ли ваши утверждения.
-Что будет, если мы вырубим все леса.
-Ребята нам нужно заполнить схему, по прочитанному тексту. (Устно). (Слайд)
Причины уничтожения
тропических лесов

(1.Вырубка для древесины. 2.Выжигание, выкорчевывание деревьев для увеличения угодий.)
-Определите последствия, которые возникают в результате уничтожения тропических лесов. (Устно) (Слайд)
Результаты уничтожения
тропических лесов

(1.Разрыв цепи питания. 2.Уменьшение кислорода. 3.Разрушение почвы. 4.Гибель животных. 5.Изменение климата.)
-На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов.
-Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? (Слайд)
-Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим данную проблему.
3 проблема. «Очистим Землю от мусора»
-Отгадайте ребус. (Слайд)

-Назовите третью проблему. «Как избавиться от мусора?» (Слайд)
-Учебники стр.113 последний абзац читает каждый сам.
-Откуда появляется мусор? (Слайд)
(Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.)
-Куда девается содержимое мусорного бака?
(Мусор сортируется. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.)-Ребята, вы правы, что мусор сортируется. (Слайд)
-А вы знаете, где происходит сортировка мусора?
-В нашем городе есть заводы по переработке мусора?
(ШЕЛУДЬКО В) – сообщение о заводах в Набережных Челнах.
-Ребята, а мы чем можем помочь, что мы можем сделать?
Структура Тимбилдинг.
3 номера возьмите чистый лист.
-В группе вы должны будите придумать и нарисовать урну, так чтоб людям хотелось кидать мусор туда.
-На выполнение задания вам 2 минуты, а потом мы вас послушаем и выберем одну лучшую урну.
4. Лечить планету сообща.
-Ребята, посмотрите, мы вылечили нашу планету. (Слайд)
Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?
-А может ли человек один вылечить планету?
(САФИН Р) Гринпис – организация. (Слайд)
«Голубой ангел» - символ экологически чистого продукта. (СИРАЕВА А) (Слайд)
«Зеленая точка» означает: производитель товара платит налог организации, финансирующей переработку упаковочных материалов; не означает экологическую чистоту продукта или материала упаковки. (ПЕТРОВ Г и Е) (Слайд)
Знак – призыв «Не сорить», а собирать и сдавать использованную тару на приемные пункты для последующей переработке. Знак «Опасно для окружающей среды». (ТИТОВ Н) (Слайд)
-Что такое календарь?
-Ребята, а какие вы знаете праздники, которые посвящены Земле.
(ТОКРАНОВ Э). Международный год почв 2015год 4. Диагностика качества освоения темы
Структура Рэлли Тэйбл.
-Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал.
Номера 2 и 4 возьмите след карточки. Ваша задача в паре с партнером по плечу, рассмотреть иллюстрации и отметить знаком «+», то, что вы считаете полезным для природы, знаком «-», примеры отрицательного влияния на природу.
Чья пара не допустила ни одной ошибки, встаньте.
5. Итог урока
-Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.
Структура 3-2-1
-1 и 3 номера возьмите по 2 след карточки, дайте по одному листочку партнерам по лицу.
1. Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали.
2. Запиши 2 задания, которые тебе понравились.
3. Запишите комментарий или вопрос, который возник во время урока.
-Что такое экология?
-Назовите причины загрязнения океана?
-Как спасти тропические леса?
-Как избавиться от мусора?
-Какой вывод ребята, мы сделаем с вами с сегодняшнего урока?
-Послушайте стихотворение и постарайтесь сохранить о нем память.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет. (ПУГАЧЕНКО А)
Развеем над нею и тучи, дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами. (БОНДАРЕВА В)
Домашняя работа:
Стр.110 – 113 прочитать, подготовить пересказ.
Разработать проект в группе по теме: «Экологические проблемы РТ и пути их решения» (рекламу, плакат, видеоролик).
Рефлексия:
-Ребята посмотрите на дерево. На нем нет плодов.
-У вас в группе есть по 2 яблока, если вы считаете, что ваша группа работала очень дружно и у вас все получилось, то выбираем красное яблоко, если вам не очень понравилось работать в группе, то выберите зеленое яблоко.
Выставление оценок.