Конспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампа

Конспект урока литературы в 10 классе
(с использованием технологии «Формирование критического мышления на уроке»)

Тема : Рассказ А.Грина «Зеленая лампа»

Цель: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению, для пробуждения дара воображения, развитие творческого мышления.

Задачи.
Образовательные:
Развитие умения анализировать текст (экспозицию рассказа), выделять главную мысль, доказывать свою точку зрения, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Коррекционные:
Коррекция высших психических функций (памяти, мышления); развитие слухового восприятия, формирование произношения.

Воспитательные:
Формирование активной нравственной позиции о роли мечты в становлении человека, смысле жизни;

Оборудование:
портреты А.Грина, выставка его книг, таблички со словарем, адаптированный текст 1 части рассказа (экспозиции) для особой категории учащихся.

Технологическая карта урока:


Стадии урока
Приемы


стадия вызова
Мозговой штурм, вызов ассоциаций, синквейн


стадия осмысления
чтение с остановками, работа по вопросам (уточняющим, интерпретационным, оценочным)


стадия рефлексии
дерево предсказаний, творческое домашнее здание



Ход урока:

1.Организационный момент:
(за экраном)
-Все готовы к уроку?
-Как меня слышите?
-.
I.Стадия вызова
Мозговой штурм

1.Работа с эпиграфом:
*Сегодня к уроку я подобрала эпиграф из стихотворение В.Саянова, послушайте:

«Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе.
С соленой, как море бунтующей кровью,
С великою злобой, с великой любовью,
С известной, как солнце, мечтой о добре».

(за экраном)
-О ком на ваш взгляд написаны эти стоки?
(о А.Грине)
-О какой стране говорится в стихотворении?
(о Гринладии- страна созданная автором)
-Почему автор называет его «сказочником странным»?
( показал в своих произведениях оригинальный мир моря,
любви, веры в исполнение мечты)


* Сегодня на уроке мы познакомимся со вступительной частью рассказа А. Грина, попытаемся ее проанализировать
(за экраном)

-Как называется вступительная часть в литературном произведении?
(экспозиция )
-Какие вы еще знаете композиционные части произведения?
( завязка, кульминация, развязка)
-К какому литературному роду относится жанр рассказа?
(к эпическому)
Прием ассоциаций.

*Рассказ называется «Зеленая лампа»
-Какие ассоциации вызывает у вас это название?
( представления)
()

()
-Что может произойти в рассказе с таким названием?
(-О чем нам расскажет автор?)
()
Прием синквейн.

(за экраном)
*Запишите в тетради синквейн на тему «Зеленая лампа»
Прочитайте получившиеся синквейны.


II.Стадия осмысления.
1.Чтение с остановками

(1ч.) (см. Приложение)
-Где происходят события рассказа?
-Когда они происходят?
-Что подчеркивает автор в героях вышедших из ресторана?
(хорошо одетые, дорогой ресторан)
-Что вы о них можете предположить? Как они живут?
(успешны в бизнесе, занимают высокое положение)
-Кто привлек их внимание?
(молодой человек, лежащий без движения)

-Как выдумаете, почему он лежит на дороге?
()
-Как описывает его автор?
( если требуется повтор ключевых предложений за экраном)
()
-Как бы поступили вы, увидев человека, лежащего на дороге?
()

(2 ч.)

-Как относятся герои к этому человеку?
(плохо, брезгливо)

-Почему они подошли к нему?
(скорее им было любопытно, от скуки)
-Они жалеют его?
(нет, называют палью, пьяным)
-Как вы понимаете фразу : «делать из людей игрушки»?
-Каков замысел Стильтона?
поиграть с человеком)
-Как характеризует это Стильтона?
()
(3ч.)

-Послушайте, какое описание дает автор героям
(чтение учителя)
* Заполните таблицу предложенными фразами:
«Две судьбы»

Стильтон
Джон Ив





-Какой литературный прием использует автор в изображении главных героев?
( противопоставление, контраст, антитеза)
(4ч.)
-Как вы думаете, что предложит Стильтон Джону Иву?
()


Дерево предсказаний.

-Как будут дальше развиваться события для героев рассказа? Свои предположения оформите в виде «Дерева предсказаний» (2 варианта)



Дерево предсказаний

Джон Ив
Стильтон



Что будет дальше?
Чем закончится рассказ?






* Завтра, когда вы дочитаете рассказ до конца, мы узнаем, чье же предположение окажется самым точным, чьи предсказания окажутся верными.



III. Стадия рефлексии.
*Заполнение «Дерева предсказаний»
-Вам понравился рассказ? Чем?
()
-Что мы делали сегодня на уроке?
(анализировали)
-Какой литературный прием использовал автор?
()

Оценки за урок.

Домашнее задание: дочитать рассказ до конца. Напишите краткую биографию Стильтона до встречи с Джоном Ивом.









Приложение №1

ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА
1
В Лондоне в 1921 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан. Там они ужинали, пили вино и шутили с артистками из Дрюриленского театра.
Теперь внимание их было привлечено лежащим без движения плохо одетым человеком лет двадцати пяти, около которого начала собираться толпа.

2

Стильтон! брезгливо сказал толстый джентльмен высокому своему приятелю, видя, что тот нагнулся и всматривается в лежащего, честное слово, не стоит так много заниматься этой падалью. Он пьян или умер.
Я голоден... и я жив, пробормотал несчастный, приподнимаясь, чтобы взглянуть на Стильтона, который о чем-то задумался. Это был обморок.
Реймер! сказал Стильтон, вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

3

Бродягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, выйдя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкуренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видели, замечен Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.
Стильтон в 40 лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов.

4


Ив рассказал Стильтону свою историю, тот заявил:
Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу блеснут глаза.




ГОУ школа - интернат I-II вида











Конспект урока литературы

Тема: Рассказ А.Грина «Зеленая лампа»








Составила: Крицкая Т.А.














г. Кострома 2008г.