Рабочая программа реализации программы дополнительного образования «Юный эколог» 2015-16 уч. года


Рабочая программа
реализации программы дополнительного образования
«Юный эколог»
2015-16 уч. года
ВЫКСА -2015-16уч.год
Сентябрь- октябрь 2015

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов Теория всего
1. 3.09 Введение. Знакомство с планом работы на год. Правила техники безопасности на занятиях. 1 1
2. 4.09 Что такое экология. Беседа «Зачем нужно изучать экологию» 1 1
3. 10.09 Дискуссия « Роль науки в рациональном использовании национальных богатств» 2 2
3. 17.09
18.09 Что такое экосистема –игра №1.Что такое экосистема – игра №2 «Работа юных экологов по охране природы ( просмотр видеофильма). Как построить экосистему? ( конструирование) - 2 2
4. 24.09 Биосфера –оболочка жизни.
«Биосфера-оболочка Земли, населённая живыми организмами»-рассказ- мультимедиа
Экологические катастрофы из космоса. Почему вымерли гиганты? Обзор различных теорий ( просмотр видеоматериалов и их обсуждение) 1 - 1
5. 25.09 Роль человека в биосфере. Экологические игры №3,4
Рекреационная нагрузка на окружающую среду. Что такое географическая оболочка? ( конструирование) - 1 1
6. 1.10
2.10 Антропогенное воздействие на природу.
Что такое загрязнение. Виды загрязнителей и загрязнений. (презентация)
2 - 2
7. 8.10
9.10 Чем загрязняются атмосфера, гидросфера, литосфера?( сообщения) 2 - 2
ИТОГО: 9 3 12
Октябрь- Ноябрь 2015

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
Теория Практика Всего
1.
15.10-
16 .10 Пестициды и нитраты – вред человеку или благо для растений (п/з №1)
Чем дальше в лес, тем больше… мусора(п/з №2) 1 1 2
2.
29.10
30.10 Легко ли дышится в школе и дома? (п/з№3)
Неприятные соседи (игра №5) 1 1 2
3.
5.11
12.11
13.11 Экомониторинг (рассказ педагога)
Сточные воды. Как работают очистные сооружения (лекция с презентацией) 1 1 2
4. 26.11
27.11 Проекты учащихся и презентации (2007-13г.г.) - 2 2
ИТОГО: 3 5 8
Декабрь 2015

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
Теория Практика Всего
1. 3.12 Атмосфера. Проблемы охраны. Очистим ли мы атмосферу? (доклады) 1 - 1
2.
4.10
10.12
11.12 Понятие о биотестировании. (п/з№4)
Понятие лихеноиндикация. Обучение азам проведения лихеноиндикации. 3 - 3
3 и 4. 17.12
18.12
24.12
25.12 Подготовка и проведение новогоднего спектакля 2 2 4
ИТОГО: 6 2 8
Январь 2016

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
Теория Практика Всего
1.
14.01 Понятие об антропогенных факторах среды.
Охрана природы, как антропогенный фактор (беседа) 1 - 1
3. 15.01 Рациональное и нерациональное использование природы (диспут) 1 - 1
4. 21.01
22.01 Заповедные места мира (лекция и презентация) 2 - 2
5. 28.01
29.01 Заповедное дело России (сообщения) - 2 2
ИТОГО: 4 2 6
Февраль 2016

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
Теория Практика Всего
1.
4.02
5.02 Памятники природы. Нужны ли они? (дискуссия).Растения и животные Выксунского района, занесённые в Красную книгу. 1 1 2
2. 11.02
12.02 Памятники природы Нижегородской области. (п/р №5) 1 1 2
3 18.02
19.02
25.02 Памятники природы Выксунского района. (экскурсия №2) в Ризадеевское лесничество (на лыжах) 1 2 3
ИТОГО: 3 4 7
Март 2016

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
Теория Практика Всего
1. 3.03
4.03 Эколого –психологический тренинг (упражнения) 1 1 2
2. 10.03
11.03 Эколого –психологический тренинг (упражнения) - 2 2
5. 17.03
18.03 Практические методы в изучении экологии 1 1 2
6. 24.03
25.03
31.03 Решение экологических задач №8-9 (подсчёт данных) - 3 1
ИТОГО: 2 7 9
Апрель 2016

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
Теория Практика Всего
1. 1.04 Решение экологических задач №10-11 (подсчёт данных) - 1 1
2. 7.04-8.04 Подготовка к научно-практической конференции 1 1 2
3. 14.04-15.04 Научно-практическая конференция - 2 2
4. 21.04
22.04
31.04 Акция «Чистый город»
Акция «Зелёный уикэнд»
Акция « Сделаем малые реки Нижегородской области чистыми» -
- 2
2
2 2
2
2
ИТОГО: - 6 6
Май 2017

п/п Дата проведения Тема занятия Количество часов
Теория Практика Всего
1. 7.05-8.05 Экологический театр «Дом, в котором я живу» (подготовка спектакля) 2 - 2
2. 14.05 Репетиция спектакля и выступление - 1 1
3. 21.05 Подготовка к экспедиции.Экспедиция на межонский пруд ( сбор проб воды и грунта) - 1 1
4. 22.05 Экологические исследования образцов воды и грунта из Межонки - 1 1
5. 28.05
29.05 Подведение итогов. Подготовка к летней практике 2 - 2
ИТОГО: 4 3 7
Итого: 67 часов (1ч. Резерв)8.Оценочные материалы
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, конкурсах разного уровня.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговые выставки творческих работ;
Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
Участие в конкурсах исследовательских работ.
9.Методическое обеспечение
Описание материально-технического оснащения, дидактико-методического обеспечения занятий
Школьный кабинет биологии №25, лабораторное оборудование, химические реактивы для проведения исследований, медиатека
10.Список используемой литературы
10.1. Общий список
ЗверевИ.Д. Учебные исследования по экологии в школе-М.,1993.
Картошов А.Г. Введение в экологию – Томск; «Водолей», 1998.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. -Минск, «Асар»,1996.
4. Опыт экологической работы со школьниками(занятия, экологические игры, викторины, экскурсии),автор-составитель В.М. Суворова), Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.
10.2. Список используемой литературы для педагога:
Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология - Ростов-на-Дону.» Феникс», 1996.
ЗверевИ.Д. Учебные исследования по экологии в школе-М.,1993.
Картошов А.Г. Введение в экологию – Томск; «Водолей», 1998.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. -Минск, «Асар»,1996.
Опыт экологической работы со школьниками(занятия, экологические игры, викторины, экскурсии),автор-составитель В.М. Суворова), Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.
10.3. Список используемой литературы для учащихся:
Я познаю мир. (Экология). Москва., Издательство «АС» 1997.
Экологическое состояние территории России. –учебное пособие, Москва, издательство «АСАДЕМ А», 2004г.
Экология-Дидактический материал(разрезные карточки, автор- составитель Н.А.Степанчук), Волгоград, издательство «Учитель», 2005г.
Экология (Практикум по экологии животных и экологии человека),автор- составитель Н.А.Степанчук , Волгоград,издательство «Учитель», 2009г.
Практикум по экологии (учебное пособие), С.В.Алексеев и др., Москва, АО МДС, 1996.