Конспект занятия в группе 1-го года обучения по дополнительной общеобразовательной программе Искусство звучащего слова Наш дар бесценный — речь…

Конспект занятия в группе 1-го года обучения
по дополнительной общеобразовательной программе
«Искусство звучащего слова»

«Наш дар бесценный – речь»

Цель: дать учащимся понятия устной и письменной речи.
1. Орг. момент.
Для чего человеку нужна речь?
3.Учитесь говорить и писать.
Работа с текстом: рассуждаем, думаем.

«Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно.
Бывает так, что человек не говорит, а «плюётся» словами. Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что он умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно».
Д.С. Лихачёв «Земля родная»

4.Формы речи
Речь существует в двух формах: устной (от слова уста-губы) и письменной (от слова письмо).
*Продолжите предложение:
Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся _______________________________ формой речи.
Когда пишем и читаем - ________________________________ формой речи.

5.Пословицы и поговорки о слове, речи.
Подумайте, в каких пословицах говорится об устной речи, а в каких о письменной, в каких - о той и другой формах речи?
*Что написано пером – того не вырубишь топором.
*Ласковым словом и камень растопишь.
*Слово не воробей, вылетит –не поймаешь.
*Каков разум – таковы и речи.

Самостоятельная работа
Подумайте, какая речь появилась раньше: устная или письменная. Обоснуйте свой ответ.
*Запишите предложение, восстановив в нём пропущенные слова:

Сначала появилась ______________________ речь, затем ______________________________.

Рефлексия
-Назовите две формы речи.
-Чем отличается устная речь от письменной?
-Какая речь древнее?
-Какими средствами передаётся устная речь, письменная?

8.Подведение итогов