Разработка итогового занятия за 1 полугодие по модифицированной образовательной программе дополнительного образования детей «Планета загадок» для воспитанников детского объединения «Юный эколог»


Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Станция юных натуралистов города Сальска
Разработка
итогового занятия за 1 полугодие
по модифицированной образовательной программе
дополнительного образования детей «Планета загадок»
для воспитанников детского объединения
«Юный эколог»
1 год обученияРазработала
педагог дополнительного образования
МБУ ДО СЮН Сальского района
Штефан Татьяна Николаевна
Сальск 2016г.
Пояснительная записка
Модифицированная программа по экологии « Планета загадок» для дошкольников и младших школьников, направлена на экологическое воспитание подрастающего поколения. В основе программы – опора дается на «эмоциональное неравнодушие» каждого ребенка к природе. Эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней, сформированные в младшем возрасте, является основой дальнейшей работы в области экологического воспитания. По цели обучения программа характеризуется как познавательная, расширяющая кругозор воспитанников.
Программа детского объединения «Юный эколог» разработана на основе авторской программы Алексеевой С.А., в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же основной образовательной программой дошкольного и начального общего образования.
Срок реализации данной программы - 2 года
Программа адресована детям младшего, среднего школьного возраста. Расчёт часов программы:
В соответствии с расписанием МБОУ лицей 9 в 2016 -2017 учебном году по 1 году обучения - 144часа, 2 раза в неделю по 2 часа.
В первом полугодии программой предусмотрено – 68 часов.
Итоговое занятие за 1 полугодие проводилось 14.12.2016 и 15.12.2016г.
Целью итогового занятия за 1 полугодие являлась диагностика остаточных знаний, в результате освоения ДОП « Планета загадок». Занятие проводилось в нетрадиционной форме – занятие смотр знаний и презентации.
Занятие состоит из – организационного момента и мотивации деятельности воспитанников, актуализации знаний, игровые задания, рефлексия и подведение итогов.
На занятии использовались следующие методы: словесный, наглядный – просмотр заданий с помощью презентации.
Оборудование: ПК, ноутбук
В ходе занятия воспитанники выполняют несколько видов работы: отвечают на вопросы викторина «Сезонные явления», викторине "Эти забавные животные", узнай животное по описанию. викторина «Деревья»; выполняют задания в дидактической игре «Деревья, кусты, цветы», Загадки-нескладушки, конкурсе Животные в мультфильмах и сказках, конкурсе Узнай по объявлению.
N
п\п Раздел программы ЗУН
в соответствии с программой Способы
диагностики на итоговом занятии
Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры
- Особенности природы Донского края
- Значение природы для человека
-Группы растений и животных своего края
-Охраняемые растения и животные своего края
-Знать правила поведения в природе и соблюдать их.
Воспитанники должны уметь:
- Классифицировать растения по видам, знать их характеристику.
-Правильно называть времена года, и правильно их перечислять.
-Вести наблюдения в природе под руководством педагога.

Экологическая игра, презентация, мультфильмы
Основы экологии Легкие планеты .Что это? Викторина презентация, мультфильмы
Верные друзья Игровая программа презентация, мультфильмы
Тема итоговое занятие
Цель проверить остаточные знания за 1 полугодие
Задачи
Образовательные: систематизировать знания обучающихся , полученных за 1 полугодие
Развивающие: способствовать развитию у обучающихся высокого уровня познавательной и творческой активности, положительной мотивации учения.
Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению своего края.
Ход занятия
Орг.момент
Повторение
П. за 2 четверти мы с вами познакомились с 3 разделами нашей программы «Планета загадок». Это – «Основы экологии», «Легкие планеты. Что это?», «Верные друзья »,
1. Тема: основы экологии
Цель проверить остаточные знания по разделу экология
А. Викторина «Сезонные явления»
Что такое живая и не живая природа? Приведите примеры.
Дайте определение, что такое экология? Это наука о взаимодействиях живых организмов и между собой и с окружающей средой. 
Что наступает после зимы? (Весна)
Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
Самое жаркое время года. (Лето)
Самый короткий месяц в году. (Февраль)
Снежное время года. (Зима)
В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)
Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)
Какого цвета листья бывают осенью?
Кто всю зиму спит? (Медведи, ежи)
В какое время года заяц бывает серым? (Летом)
Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)
Самый первый месяц года. (Январь)
В каких состояниях может быть вода в природе?
Почему нельзя пить морскую воду? (Она соленая.)
2.После чего обычно бывает радуга? (После дождя)
Назовите основные виды облаков? Перистые, кучевые, слоистые
Что падает зимой с неба? (Снег)
Что бывает во время грозы? (Гром и молния)
Как называется большое темное облако? (Туча)
Во что превращается вода зимой? (Лед)
Что видно на небе ночью? (Луну и звезды)
Что заставляет деревья качаться? (Ветер)
Как называются ледяные горошины, падающие с неба? (Град)
Б. игра «Приметы природы»
Осенью мы прощаемся с птицами, которые улетают в тёплые края, с солнышком- летним горячим, с густыми кронами деревьев, дающими прохладу в жаркий летний день, с цветами, с голубым небом и ... природа плавно погружается в состояние ожидания зимы. А знаем ли мы осенние приметы? Вот сейчас мы и проверим это

Если в лесу много рябины, то
осень будет:
1. дождливая;
2.сухая;
3.скоро выпадет снег.
ЕСЛИ В СЕНТЯБРЕ ГРОМ – ТО…
1.БУДЕТ ТЁПЛАЯ ОСЕНЬ.
2. БУДЕТ ДОЖДЛИВАЯ ОСЕНЬ;
3.БУДЕТ ЗАТЯЖНАЯ ВЕСНА
Воробьи осенью перелетают стайками с места на место к …
К предстоящим холодам;
К тёплой осени
К предстоящим ветрам
4. Птицы на деревьях сидят, нахохлившись
1. К ХОЛОДУ;
2. к ДОЖДЮ;
3 К ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ.
5. ЕСЛИ СНЕГ ВЫПАДЕТ НА МЁРЗЛУЮ ЗЕМЛЮ ТО МОЖНО ОЖИДАТЬ…
1. ХОРОШЕГО УРОЖАЯ ХЛЕБА;
2. ДОЛГОЙ И ЗАТЯЖНОЙ ЗИМЫ;
3. РАННЕЙ ВЕСНЫ
6. Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают",
1.будет стоять хорошая осень.
2.Будет холодная зима.
3. Скоро выпадет снег.
Комары в ноябре к…
1. К дождливой осени;
2.к холодной зиме;
3. быть мягкой зиме.
ЕСЛИ ОРЕХОВ МНОГО, А ГРИБОВ НЕТ ТО…
1.ЗИМА БУДЕТ БЕЗ СНЕГА;
2. ЗИМА БУДЕТ ТЁПЛАЯ;
3 ЗИМА БУДЕТ СНЕЖНАЯ И СУРОВАЯ
В. Игра «Четвёртый лишний».
Назовите лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ?
1.Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2.Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3.Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4.Осина, липа, дуб, ель. Так как …
5.Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6.Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7.Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8.Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как
2. Тема: Легкие планеты
Г. викторина «Деревья»
Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст
Задание подсчитайте, сколько лет дереву, чей спил на фото
Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора.
Из цветов, какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.
Какое дерево называют деревом - лентяев? Кокос. Его плоды, созревая, падают на землю сами.
Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? Листья ольхи.
Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? Ель.
У какого растения сережки имеют ласковые, нежные названия — колечки, пушки, лапки? Ива.
Какое растение известно нам по зимним веточкам? Оно не вечнозеленое, но имеет шишечки. Ольха.
У какого дерева ствол белый? У березы.
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Клен.
Этими ягодами зимой питаются снегири. (Рябина)
Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)
Родственница елки. (Сосна)
Д. Дидактическая игра «Деревья, кусты, цветы»
Педагог предлагает послушать названия цветов, кустов и деревьев и одновременно выполнять разные движения. Например, если назван цветок, дети должны похлопать в ладоши, если назван куст - потопать ногами, а если дерево - то попрыгать.
Цветы Жасмин
Ландыш Сирень
Ромашка Рябина
Незабудки Малина
Колокольчик Смородина
Сирень Пижма
Боярышник Одуванчик
Деревья Мать-и-мачеха
Сосна Кусты
Береза Калина
Дуб Шиповник
Ель Липа
Тополь Яблоня
Клен Роза
Е. Викторина "Эти забавные животные"
Ж. Загадки.
1. Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
2. Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (Овца)
3. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
4. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок – дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
5. Домашнее животное,
Да ещё и верный друг. (Собака)
6. И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр.
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая... (корова)
7. Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. (Заяц)
8. Кто я – догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (Лошадь)
9. Без крыльев,
А быстрее птицы.
С дерева на дерево
Перепрыгивает. (Белка)
10. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
11. Кто на своей голове
Рога носит? (Олень)
12. В речке плавает бревно,
И зелёное оно. (Крокодил)
13. Что за коняшки,
На всех тельняшки. (Зебры)
14. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
15. Я умею часто мыться,
Не водой, а язычком.
И мне очень часто снится
Блюдце с тёплым молоком. (Кошка)
16. Бивни–клыки толсты, велики.
Хобот силён, кто же это? (Слон)
З. Узнай животное по описанию.
1. «Я сильное животное. Мой рев подобен грому, а грива придает мне грозный вид. Живу я в теплых странах, в песчаных местах, поэтому шкура у меня песочного цвета. Днем чаще сплю, а ночью охочусь на зебр, газелей и антилоп. Хоть я и царь зверей, но легко поддаюсь дрессировке и могу выполнять различные номера в цирке». (Лев.)
2. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
3. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
4. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
5. «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик. Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)
6. «Тело у меня необыкновенно тяжелое, оно может весить как большой грузовик. Именно для того, чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь. Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». (Слон.)
7. «Меня знают все. Я похожа на человека, но в отличие от него у меня есть хвост, которым я держусь за ветки, пока срываю руками фрукты и ногами подношу их ко рту. Любимое мое занятие — корчить рожицы». (Обезьяна.)
8. «Мой рост может достигать в высоту шесть метров. На голове есть уши и смешные маленькие рожки, обтянутые кожей. Ни клыков, ни когтей у меня нет. Зато есть необыкновенно длинный язык, достигающий иногда 45 см. Таким языком я ловко срываю листочки с колючих растений, даже не уколовшись. Хотя передние ноги у меня длиннее задних, бегаю я быстро, могу перегнать лошадь. Сплю стоя, а воду пью, широко расставив ноги, потому что моя длинная шея совсем не гнется». (Жираф.)
9. «Я похожа на маленькую лошадку: у меня есть копыта, грива, хвост. Я быстро бегаю. У меня отличное зрение и хорошая память. Но окраска — полосатая. У меня много врагов: тигры, львы, гиены и другие хищники. Чтобы защититься от врагов, я и другие мои родственники объединяемся в группы. Я занесена в Красную книгу». (Зебра.)
10. «Я вполне хорошо чувствую себя там, где другие животные погибли бы от голода и жажды. Свою еду и питье я ношу с собой в горбах. Перед началом очередного путешествия я несколько днем ем и пью. Тогда только один мой горб может весить 45 килограммов! Но к концу путешествия мой горб пустеет и падает набок». (Верблюд.)
Верные друзья
Цель проверить остаточные знания по темам
И. Загадки-нескладушки
1. Кукарекает  спросонокМилый, добрый …(поросенок) петух2. Кто грызёт на ветке шишку?Ну, конечно, это …(мишка) белка3. Кто взлетит с цветка вот-вот?Разноцветный …(бегемот) бабочка4. Кто с утра в хлеву мычит?Я так думаю, что …(кит)  корова5. Кружевную паутинуСплёл искусно …(Буратино)  паук6. В курятнике большая драка!Кто зачинщики? Два …(рака) петуха7. Очень медленно и тихоПо листу ползёт …(зайчиха)  улитка8. Нарушая утром тишь,Распевает в роще…(мышь)  соловей9. В речке я люблю резвиться,В стайке плавать, ведь я — …(птица) рыба10. Меж коряг устроил домикШар колючий — добрый …(гномик) ёж11. Землю клювиком я рою,Но не домик себе строю,Червячка ищу я, вот!Угадали, кто я? …(крот) цыпленок12. Ква-ква-ква — какая песня!Что быть может интересней,Что быть может веселей?А поет вам …(соловей)  лягушка13. В чаще, голову задрав,Воет с голоду … (жираф)  волк14. Кто в малине знает толк?Косолапый, бурый …(волк)  медведь15. Дочерей и сыновейУчит хрюкать … (соловей) свинья16. В теплой лужице своейГромко квакал … (муравей) лягушонок17. С пальмы вниз, на пальму снова,Ловко прыгает … (корова) обезьяна18. Кто любит по ветвям носиться?Конечно, рыжая … (лисица)  белка19. По сосне, как в барабан,Застучал в лесу … (баран) дятел20. На заборе поутруКукарекал… (кенгуру) петух21. Клубком свернулся, ну-ка тронь,Со всех сторон колючий… (конь) еж22. Над лесом солнца луч потух…Крадется царь зверей… (петух)  лев
К. Конкурс 4. Животные в мультфильмах и сказках.
1. У кого в дверях застрял Винни-Пух? (у кролика)
2. Кто поёт песенку "Я на солнышке лежу"? (львенок и черепаха)
3. Назовите любимое выражение кота Леопольда. (Ребята, давайте жить дружно)
4. Как звали черепаху из сказки приключения Буратино? (Тортила)
5. Как зовут сказочного героя, которого нашли в коробке с апельсинами? (Чебурашка)
6. Длина какого животного составляет 38 попугаев и одно попугайское крылышко? (удав)
7. Какой зверь съел Красную Шапочку вместе с бабушкой? (волк)
8. К кому спешил мамонтёнок? (к маме)
Л.Игра «Кто самый нужный?»
Цели:  развивать   связную   речь,   учить   связному монологическому высказыванию
Ход игры.  Педагог предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить,  для чего то или иное животное нужно человеку.
 
Однажды   на   скотном   дворе   разразился   спор.   Домашниеживотные решали, кто из них нужнее человеку.
— Я — самая нужная, — мычала корова, — потому что ...    
Нет, я, — блеяла овца, — я ...
—А я, — визжала свинья, — ...
—Вы про меня забыли! — заржал конь. — Без меня человек не сможет ...
—Спорь, не спорь, — вставила собака. — Я всё же нужнее ...
---Мяу, конечно же я………
Кря,кря все врете вы нет, я…….
--Бросьте спорить, = про кукарекал петух, - я……..
--и курица не отставала, она утверждала……………….
___гусь громко хлопал крыльями, и по гусиному кричал…………………
 
М.. Конкурс 5. Узнай по объявлению.
1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, елка.)
2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)
3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса.)
4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
6. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)
7. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица.)
8. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха.)