Рабочая программа объединения «Юный эколог» педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Рассмотрено:
На методическом совете
Протокол №1 от 06.09.2012
Согласовано:
Зам.директора МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
_________ Бариева Л.Х.
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
___________ С.Ф. Исаев
Приказ № от 2012 г









Рабочая программа
объединения «Юный эколог»
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Кукморского муниципального района РТ
Гаязова Раиля Райнуровича
на 2012- 2013 учебный год












Пояснительная записка

Программа разработана для дополнительного образования учеников 6-7 классов.
Весь курс рассчитан на один год и составляет 144 часа, по 4 часа в неделю (по 2 часа 2 раза в неделю).
Курс состоит из следующих частей:
Введение в курс
Основы фитоценологии
Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. Естественно-исторические районы РТ
Памятники природы, природные заказники, заповедники
Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник
Охрана окружающей среды

Актуальность программы определяется тем, что ученики имеют лишь небольшое представление о природных заповедниках, заказниках и о памятниках природы, а курс программы ориентирован на знакомство с нетронутыми участками природы. Кроме того курс помогает ученикам познакомиться с растительным миром Республики Татарстан, основами экологии и охраной окружающей среды.


Цель программы:

На основе изучения фитоценологии познакомить учеников с Природным богатством (памятники природы, природные заказники, заповедники) Республики Татарстан и продолжить воспитание экологического мировоззрения.
Задачи:

раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;
продолжить  воспитание экологического мировоззрения;
познакомить учеников с основами фитоценологии;
познакомить учеников с особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан;
познакомить с памятниками природы, природными заказниками, заповедниками Республики Татарстан;
научить учеников охранять природу от загрязнений и рационально использовать природные богатства.


После изучения курса учащиеся должны знать:

основы фитоценологии;
особо охраняемые природные территории Республики Татарстан;
естественно-исторические районы Республики Татарстан;
памятники природы, природные заказники, заповедники;
охрану окружающей среды.










После изучения курса учащиеся должны уметь:

самостоятельно оценивать общее экологическое состояние экосистем;
самостоятельно добывать и анализировать нужную информацию;
приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи;
анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению.


Учебно-тематический план на 1 год занятий

№п/п
Тема
Всего
Теор.
Прак.

1
Введение. Знакомство с целями и задачами курса.
2
2
-

2
Основы фитоценологии
62
44
18

3
Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан
Естественно-исторические районы РТ
20
2
18

4
Памятники природы, природные заказники, заповедники
36
36
-

5
Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник
8
4
4

6
Охрана окружающей среды
16
12
4


Итого:
144
100
44






Содержание занятий

№п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Дата проведения




Календар.
Фактическ.

Введение в курс

1
Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Предмет экологии. Краткая история экологии.
2
3.09


Основы фитоценологии

2
История развития фитоценологии
Казанская школа геоботаников
2
7.09


3
Основы фитоценологии.
Состав и строение фитоценозов
2
10.09


4
Сукцессии
2
14.09


5
Знакомство с фитоценозами прилегающих территорий
2
17.09


6
Структура растительных сообществ
2
21.09


7
Ярусность фитоценозов
2
24.09


8
Экскурсия по экологической тропе « Экосистема смешанного леса. Ярусость. Экологические факторы. Осень в природе»
2
28.09


9
Устойчивость растительных сообществ
2
1.10


10
Смена аспектов фитоценоза
2
5.10


11
Классификация растительных сообществ
2
8.10


12
Экология растений
2
12.10


13
Экскурсия «Изучение лишайников и хвои сосны с целью биодиагностики чистоты воздуха в лесу и близ дороги».
2
15.10


14
Ареал
2
19.10


15
Типы и устойчивость ареалов
2
22.10


16
Основные элементы флоры
2
26.10


17
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха.
2
2.11


18
Экологические факторы
2
9.11


19
Иссл. работа. «Влияние экологических факторов(освещение, влажность) на биологическое состояние комнатных растений»(поставка опытов)
2
12.11


20
Иссл. работа. «Влияние экологических факторов(освещение, влажность) на биологическое состояние комнатных растений»(анализирование результатов)

2
16.11


21
Доклады учеников на темы «Экологические последствия загрязнения атмосферы» ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. 
2
19.11


22
Климатические факторы
2
23.11


23
Поиск материалов из интернета учениками на тему Влияние климатических факторов на окружающий мир
2
26.11


24
Эдафические факторы
2
30.11


25
Влияние человека на экосистемы леса и озера»
2
3.12


26
Рельеф
2
7.12


27
Экскурсия «Знакомство с рельефом окружающей территории»
2
10.12


28
Земельные ресурсы Республики Татарстан

14.12


29
Водные ресурсы Республики Татарстан
2
17.12


30
Доклады о рациональном использовании водных и земельных ресурсов
2
21.12


31
Основные источники  загрязнения воды. Экологические последствия загрязнения водоёма.
2
24.12


32
Иссл. работа. «Биодиагностика чистоты воды» по материалам собранным на экскурсии.
2
28.12


Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан
Естественно-исторические районы РТ

33
Охраняемые территории, причины их организации и значение.
2
4.01


34
Знакомство учеников с картой и районами Республики Татарстан
2
7.01


35
Естественно-исторические районы РТ
Северный район елово-пихтовых смешанных лесов
2
11.01


36
Южный район елово-пихтовых смешанных лесов
2
14.01


37
Западный предволжский район широколиственных лесов
2
18.01


38
Центральный район широколиственных лесов
2
21.01


39
Восточный широколиственных лесов
2
25.01


40
Район западной (Заволжской) лесостепи
2
28.01


41
Район западной Закамской лесостепи
2
1.02


42
Район юго-восточной Закамской лесостепи
2
4.02


Памятники природы, природные заказники, заповедники

43
Памятники природы, природные заказники, заповедники
2
8.02


44
Национальный парк «Нижняя Кама»
2
11.02


45
Заказник «Кичке-Тан»
2
15.02


46
ГПКЗ «Спасский», «Чистые луга»
2
18.02


47
Заказник «Степной», «Чулпан»
2
22.02


48
Заказник «Голубые озёра»
2
25.02


49
Городской лесопарк «Лебяжье»
2
1.03


50
Памятник природы «Дубки»
2
4.03


51
Заказник «Свияжский», «Чатыр-Тау»
2
11.03


52
Парк на улице Товарищеской
2
15.03


53
Памятник природы «Петровские сосны»
2
18.03


54
Памятник природы Кайбийские дубравы
2
22.03


55
Рукотворный лес
2
25.03


56
Балтасинские леса. Заказник «Ашит»
2
29.03


57
Семиозёрский лес
2
1.04


58
Заказник «Ленино-Кокушкино»
2
5.04


59
Памятник природы Нарат-Астинский бор
2
8.04


60
Казанский Кедровый парк
2
12.04


Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник

61
Раифская часть заповедника, или Раифский лес
2
15.04


62
Доклады по теме «Растительный покров Раифского заповедника»
2
19.04


63
Сараловский участок заповедника
2
22.04


64
Доклады по теме «Раифский дендралогический сад»
2
26.04


Охрана окружающей среды

65
Загрязнения окружающей среды
2
3.05


66
Доклады по загрязнениям окружающей среды
2
6.05


67
Загрязнения почв тяжелыми металлами, отходами производства и потребления, токсичными веществами, нефтью и нефтепродуктами
2
10.05


68
Санитарное состояние растительного мира
2
13.05


69
Выступления с докладами по темам
2
17.05


70
Редкие виды флоры Республики Татарстан
2
20.05


71
Экологические закономерности распространения редких видов в ландшафте
2
24.05


72
Заключительный урок. Выводы по курсу.
2
27.05





Литература

Карташев А.Г. Введение в экологию: Учебное пособие. - Томск, 1998.
Ситникова Н.В. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан: Учебное пособие для сотрудников высших педагогических учебных заведений. - Казань: ТГГПУ, 2010.-133с.
Ситникова Н.В. Растительный мир Республики Татарстан: Учебное пособие для сотрудников высших педагогических учебных заведений. - Казань: ТГГПУ, 2010.-257с.: ил.
15