Поурочная разработка по обществознанию на тему Человек и его деятельность


Урок 7. Человек и его деятельность
Цели: подвести учащихся к пониманию значения деятельности в формировании личности человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (труд, деятельность, личность, инстинкт, человек разумный, игра, учение, общение, цель), схема, домашнее задание.Ход урокаОрганизационный момент, сообщение темы и целей урокаАктуализация опорных знаний по теме «Познай самого себя»Подготовка устного развернутого ответа по карточке.КАРТОЧКА № 8а)Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Почему важно развивать свои способности?
б)Для этого подумайте:
Что такое способности?
Почему нет бесталанных людей?
Когда могут проявиться способности человека?
Как можно развить свои способности?
Как узнать, где область ваших способностей?
Почему важно определить свое место в жизни?
Приведите примеры проявления таланта.
в)Сделайте вывод.
Работа с классом.(Проверка выполнения домашнего задания в тетради.) Заполните пропуски в предложениях.
Человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими... (воспользоваться) и... {развивать) их. Ученые убеждают, что пет людей бесталанных, бесталанные — те, кто не сумел развить свои... (способности).
Решите кроссворд.

Высшая степень проявления человеческих способностей. (Талант.)
Социально и духовно развитый человек. (Личность.)
Обряд посвящения подростка во взрослую жизнь. (Инициация.)
Биосоциальное существо. (Человек.)
Человек как единичное природное существо. (Индивид.)
Индивидуальная особенность личности, условие успешного выполнения определенной деятельности. (Способность.)
Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни, действительности. (Сознание.)
Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Потребность.)
Совокупность правил о добре и зле. (Мораль.)
Всегда ли талант может пробить себе дорогу?
Ответ запишите в тетради.
Устный развернутый ответ учащихся по карточке № 8, дополнения одноклассников.
Изучение новой темыПлан
«Птицу узнают по полету, а человека — по работе».
«Пчела мала, да и та работает».
Жизнь человека многогранна.
Задача учащихся. Выяснить, какое значение в жизни человека имеет деятельность; что такое деятельность; почему только человек занимается деятельностью.
Рассказ учителя.
(Учитель рассказывает по первому пункту плана урока, с. 48 учебника.)
Как деятельность влияет на формирование личности? (Вариант ответа. Чтобы добиться результатов своей деятельности, человек должен проявить свою волю, целеустремленность, уметь преодолевать трудности и организовывать свою жизнь. В деятельности человека личность не только проявляется, но и формируется.)Практическая работа.
Откройте учебник, с. 49, рубрика «Поэтическое слово». Прочитайте.
Какими словами поэт характеризует лентяя? (Лентяй — глупец, слаб как тряпка, жалкий трус, трутень, тоскливый пес.)
Самостоятельная работа с текстом.
Откройте учебник, с. 49—50. Прочитайте текст.
Что отличает деятельность человека от действий животных? (Вариант ответа. Действия человека всегда определяет цель. Определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата — отличительные черты деятельности человека. В отличие от деятельности человека действиями животных руководит инстинкт.)Запишите ответ в тетрадь.
Проверка записей в тетрадях.
Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся с текстом (по вариантам).
(Рассказ основывается на дополнительном материале.)
Откройте учебник, с. 51—52. Прочитайте.
Вариант I
Чем игра отличается от других видов деятельности? (Вариант ответа. Игра требует соблюдения определенных правил. Во время игры ребенок учится согласовывать свои желания не только с желаниями других участников, но и с требованиями игры.)Вариант II
Каковы особенности учебной деятельности? (Вариант ответа. Учение в отличие от игры становится обязательным занятием. Ученик должен полностью использовать время, предназначенное для обучения, так, чтобы обогащать свои знания. В ходе обучения человек не только приобретает знания и умения, но и происходит развитие его личности.)Закрепление изученного на урокеЧто руководит поведением животных? (Инстинкт.)
Какое значение в жизни человека имеет деятельность? (Создание материальных и духовных продуктов, формирование личности.)
Какие виды человеческой деятельности вы знаете? (Труд, игра, учеба, общение.)
Какие качества помогают школьнику хорошо учиться? (Трудолюбие, организованность, дисциплинированность.)
Подведение итогов урокаКакое значение в жизни человека имеет деятельность?
Что такое деятельность?
Почему только человеку свойственна деятельность?
Домашнее заданиеПрочитать § 5, с. 48—53 учебника.
Подготовить устный ответ на вопрос «Какую роль играет деятельность в формировании личности человека?».
Выполнить задания 2 и 7, с. 54 учебника.
Подготовить сообщение о французском ученом Ж.Ф. Шампольоне.
Дополнительный материалИгра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно
период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают прежде всего те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план — ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Войдя в игру, и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра — практика развития.
Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Бесчисленные примеры подтверждают это положение. Их очень много упоминается в литературе; на каждом шагу их доставляет и жизнь. <...> Игра подготавливает подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую в будущем предстоит выполнять. Мы, однако, не скажем, что игра — это и есть подготовка к дальнейшей жизни, как если бы, играя, ребенок не жил, а только готовился к жизни в дальнейшем. В действительности лишь в жизни можно готовиться для жизни. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится лишь к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что, играя, он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка. <...>
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству — словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.
Все же как будто всеми решенный вопрос о том, что игра в дошкольном возрасте является ведущей формой деятельности, должен быть оставлен открытым. Игра, несомненно, имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Вопреки общепринятой точке зрения, мы склонны, не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющие для формирования личности как общественного существа компоненты его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения п включение в жизнь коллектива. Как в предшкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры ил я формирования психики ребенка и обогащения его душевной жизни.
Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе е тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности; ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для него другие, настоящие, съедобные.
Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.
Взрослые направляют игры ребенка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой школой его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.
Но ребенок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуют ее так. Возможность так ее организовать обусловлена тем, что в игру, как мы уже видели, естественно, закономерно входит прежде всего новое, нарождающееся и еще не ставшее привычным, — развивающееся.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. <...>
Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого
ребует на более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игре особый характер. Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре-искусстве актером являются лишь немногие люди; среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуется каждый, — принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровня развития.
Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве. И способность человека отдаваться ему и переживать его во всей непосредственной действенной эмоциональности остается проявлением и доказательством его неувядающей молодости.
Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии