Методическая разработка классного часа Человек читающий человек успешный?


Человек читающий – человек успешный?
Классный час
Классный час разработан и проведён
совместно с классным руководителем учащихся,
приглашённых к разговору о проблемах чтения.Целевая аудитория: учащиеся 10 класса
Цель проведения: способствовать формированию здоровой потребности в чтении.
Задачи проведения:
показать роль чтения в формировании личности человека;
развивать критическое, творческое мышление, речь, навыки ведения дискуссии;
воспитывать вкус, интерес к чтению, к литературе разных стилей и жанров.
Форма проведения: «дискуссионная вертушка»
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук;
фломастеры, ватманы;
таймер;
бейджики (маршрутные листы участников «дискуссионной вертушки»);
таблички для столов (А, Б, В, Г, Д)
Предварительная подготовка:
анкетирование участников по вопросам классного часа;
анализ анкет участников классного часа;
изготовление маршрутных листов для участников «дискуссионной вертушки»;
распределение ролей;
беседа по вопросам классного часа;
создание презентации классного часа.
Ход классного часа
Организационный момент (классный руководитель)
Размещение в классном помещении. Приветствие.
Приглашение к разговору. (классный руководитель)
- Кто скажет, годом чего, согласно указу Президента РФ, является 2015 год?
Год Литературы
- Годом чего в России был объявлен прошедший 2014 год?
Год Культуры
- Позади – Год Культуры, Год Молодёжи (2009), Год Семьи (2008), Год Учителя (2010). Какую закономерность вы заметили?
НА ЗАМЕТКУ (возможно обновление сведений): Общество обеспокоено проблемами, связанными с культурой, искусством, образованием. Заметно падает интерес людей к выставкам, музеям. Мы перестали так, как раньше, посещать театры. Всё больше снижается в нашей стране уровень образования. Так, например, по данным Международных исследований, проводимых в 2006 году, российские подростки занимали 37-40 место (из 57!) по умению воспринимать информацию посредством чтения. Впереди России оказалась Турция, Словения, Чили. Позади – Африка!
- На классном часе сегодня мы поговорим о том, чем грозит нелюбовь именно к чтению. Мы поговорим о том, как помогает человеку умение читать. Мы даже попробуем предположить, как можно «заставить» читать современную молодёжь.
СЛАЙД 1. ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ?
Оглашение результатов анкетирования в классе (классный руководитель).
- Прежде чем начать разговор, посмотрим, как обстоит дело с чтением в нашем классе.
СЛАЙД 2. ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ ЧИТАТЬ?
СЛАЙД 3. КАК ЧАСТО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ БИБЛИОТЕКИ?
СЛАЙД 4. ЗАПИСАНЫ ЛИ ВЫ В ФИЛИАЛЕ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ?
СЛАЙД 5. СКОЛЬКО ПРИМЕРНО КНИГ В ВАШЕЙ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКЕ?
НА ЗАМЕТКУ: В ответах учащихся наблюдалась тенденция, характеризующаяся «отрицательным» отношением учащихся к чтению, к посещению библиотеки и т.д.
- Как видим, ответы, данные вами, далеко не утешительные… Далеко не все в нашем классе читают, с удовольствием посещают библиотеки. Показательно и то, что картина успеваемости в классе напрямую связана со способностью воспринимать информацию из книги.
Передаю слово вашему учителю русского языка и литературы, которая непосредственно сталкивается с проблемой нередкого отсутствия у вас тяги к чтению.
«Дискуссионная вертушка» (учитель русского языка и литературы, работающий в классе)
НА ЗАМЕТКУ: «Дискуссионная вертушка» - форма работы, позволяющая организовать дискуссию в группах сменного состава, посредством которой учащиеся учатся работать в группе, «не подстраиваясь» друг под друга. Таблички на столах (А, Б, В, Г, Д) – это буквы, повторяющиеся на бейджах учащихся. На бейджах же - в определённой последовательности знаки: В, А5, Д3, Г2 и т. д.,- которые определяют систему перемещения учащегося. Данная комбинация предполагает, что обладатель данного бейджа изначально располагается за столом В, а затем занимает место за столом А на 5 месте и т.д.
- Наверное, есть среди вас те, кто помнит строки детского стихотворения, написанного Валентиной Берестовой «Как хорошо уметь читать!» сколько восторга испытывает ребёнок, начинающий постигать азы чтения. Вспомните: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать…». Вполне закономерен вопрос: почему с возрастом интерес к книгам у большинства детей угасает? Обратимся к вашим ответам на вопросы анкеты.
СЛАЙД 6. КАКИЕ КНИГИ ТЫ ПРЕДПОЧИТАЕШЬ?
- Ответы, как видите, разные. Они позволяют увидеть, что современные подростки, что вы, имеете понятие о разнообразии литературы, можете назвать её виды, в некотором смысле ориентируетесь в жанрах, видах. Но… Обратимся к статистике.
СЛАЙД 7.
700000000 книг
5 книг на чел. в год
52% - не купили ни одной книги
20% - пользуются библиотекой регулярно
НА ЗАМЕТКУ: среди вас есть такие, кто не был в школьной библиотеке в этом учебном году ни разу!
- Обратил на себя внимание и тот факт, что при ответе на вопрос о ваших литературных пристрастиях вы не называли авторов. Вы говорили о книге в обобщённом виде, не думая о конкретной , прочитанной вами. Насколько тогда вы были откровенны, отвечая на вопросы анкеты? Закономерное наблюдение, согласитесь!
- На что современный подросток предпочитает тратить своё время?
Просмотр ТV, компьютер, общение с друзьями, вечеринки…
- И опять – внимание на экран.
СЛАЙД 8. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАЛИ МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ?
- Ответы разумные. Мы с вами осознаём, что нас с вами отвлекает от чтения. Посмотрим на проблему с другой точки зрения.
СЛАЙД 9.
ПРОБЛЕМА 1.
Почему угасает интерес к чтению?
А. Подростки
Б. Учителя
В. Издатели
Г. Психологи
Д. Родители
НА ЗАМЕТКУ: Учащиеся обсуждают проблему с предложенной для конкретного стола точки зрения, оформляя свои мысли на ватмане, не забывая о времени, отведённом для обсуждения. На заранее подготовленное место вывешиваются итоги работы для всеобщего обозрения.
ВЫВОДЫ (учитель русского языка и литературы):
шквал информации (готовой!)
стремительный темп жизни;
обилие насущных проблем и т. д.
- Предлагаю вам занять места согласно маршрутным листам. Приготовьтесь поразмышлять над следующей проблемой.
СЛАЙД 10.
ПРОБЛЕМА 2
Как привлечь к чтению?
А.Библиотекарь
Б. Учитель русского языка и литературы
В. Друзья
Г. Классный руководитель
Д.Родители.
.
ВЫВОДЫ (учитель русского языка и литературы):
рецепты есть!;
велика роль окружения человека (родители, семья, друзья, школа и т. д.; общие темы, диалог поколений, индивидуальное развитие и т.д.- А как обстоит дело с домашним, семейным чтением у каждого из вас?
СЛАЙД 11. ЧИТАЮТ ЛИ КНИГИ ВАШИ РОДИТЕЛИ?
СЛАЙД 12. ПРИНЯТО ЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ СОВМЕСТНОЕ, СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ?
-Представим на мгновение, что произойдёт с обществом, с нами, если люди воспользуются предложенными вами рецептами и полюбят читать, научат читать своих детей… Тогда – проблема № 3.
СЛАЙД 13
ПРОБЛЕМА 3
Почему человек читающий – успешный человек?
А. Руководитель крупной компании
Б. Психолог
В. Учитель
Г. Классный руководитель
Д. Родители
Подведение итогов работы. Рефлексия (классный руководитель).
- Сейчас самое время вновь обратиться к словам поэта, со стихотворения которого мы начали разговор.
- Как теперь вы можете прокомментировать риторическое восклицание «Как хорошо уметь читать!»?
- Проанализируйте подготовленные вами материалы. Изменилось ли ваше понимание проблемы чтения в современном мире?
- Закончить разговор мне хочется словами Д. Дидро.
СЛАЙД 14
Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать. Д. Дидро.
Человек читающий – человек успешный!
Литература:
Даниэль Пеннак. Как роман: Самокат; Москва; 2005
И. И. Тихомирова. Родительское собрание \\ И. И. Тихомирова. Подсказки для взрослых. №1, 2007
Г. Г. Граник,С. М. Бондаренко. Л.А. Концевая. Как учить ребёнка работать с книгой: Мой учебник; 2007
Бутенко И.А. Чтение на рубеже веков: Кто, что и сколько читает // Человек Читающий: Homo legens–2. – М., 2000. – С.9–24.