Урок на тему: Сложное предложение


Конспект урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС
Тема: «Сложное предложение»
Выполнила Кузнецова Е.Н.
МБУ «Школа №58»
Тольятти 2014 г.
 Цель:  формировать навык  распознавания простых и сложных  предложений; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
      Предметные:
Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.
 Самостоятельно конструировать сложные предложения.
 Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Ход урока.
Организационный этап.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.
Учитель: Здравствуйте! Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку! Пусть в нашем классе станет чуточку светлее!
 2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята! Тему урока вы определите самостоятельно. Она состоит из двух слов. Первое слово – антоним к слову – простое; второе – средняя единица синтаксиса.
Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь.
Устно сформулируйте цели урока.
3.  Актуализация знаний. Проблемная ситуация. 
1. Работа у доски. Предложения и схемы. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы.
1.[ - = ]2.[ - =,= ]3. [ -, -  = ]4. [ =  - ]1.Н..ступила ноч.. в лесу.
2.По ств..лам толстых д..ревьев п..стукивает мороз, хлопьями осыпает…ся ле..кий иней.    
3.Яркие звёзды ра..ыпались в темном высоком небе.
К какому предложению не подошла ни одна схема. Почему? Докажите. Начертите схему самостоятельно. Для чего мы делаем схемы к предложениям?
4.  Первичное усвоение новых знаний.
Коллективная проверка. Несколько ребят чертят на доске получившиеся схемы ко второму предложению (на разных сторонах доски).
Учитель: Какие знания вы применили, для того, чтобы построить схему? Какую характеристику можно дать предложению? Итак, какое предложение называется сложным? Объясните постановку знака между частями предложения.
Карточка1.  Посмотрите на 1и 2 предложение. Что в этих предложениях связывает грамматические основы? Союз.
1.Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза. 2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом. Посмотрите на 3 предложение. 3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.
В нем нет связующего слова – союза.
Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения (с союзом и бессоюзное).
5. Физминутка.
простые пр.
Ласточки и скворцы улетели.
Ночи стали морозными, холодными.
Лес стоит тихий и опустевший.
Холодно и неуютно в лесной чаще.
сложные пр.
Лес опустел, и птицы улетели.
Деревья облетели, реки стали замерзать.
Лес стоит тихий, потому что птицы улетели.
Температура упала ниже ноля, пошел снег.
6.  Первичная проверка понимания.
Карточка2. Из предложенных предложений выписать: 1ряд – простые предложения; 2 ряд – сложные бессоюзные предложения; 3 ряд – сложные союзные предложения. Подчеркнуть грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания.
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. 2. Северный ветер принёс облака и в воздухе появились белые снежинки. 3. Снег под ногами совсем не скрипел  на нём оставались следы от валенок. 4. Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу. 5. Ночью ударил мороз и цветы к утру замёрзли. 6. Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.
Взаимопроверка.
7. Первичное закрепление. Цифровой диктант. Записать номера сложных предложений.
1. Красив осиновый лес и зимою. 2. В дуплах старых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают на зиму свои запасы. 3. Мы не слышали, как выпал первый снег. 4. Когда же он выпал? 5. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. 6. Ветка закачалась, с нее посыпался снег.
8. Объяснение домашнего задания.
Подготовить рассказ о сложном предложении (с опорой на параграф учебника). Написать не менее 5 предложений о зиме, используя простые и сложные предложения (не менее 6 предложений).
9. Рефлексия.
Чем я занимался на уроке?
О чем я узнал на уроке?  Каждый ученик в рабочей тетради ставит «+», если материал усвоен, «-»  -  если нет, «?» - если остались вопросы.