Конспект урока на тему Подготовка к сочинению — рассуждению (15.1. Роль многоточия)


Тема: «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Тип урока: общеметодологическая направленность в логике системно-деятельностного подхода
Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся писать сочинение-рассуждение на основе изученных лингвистических терминов и алгоритма работы над сочинением.
Образовательная цель урока: систематизировать теоретические знания об основных этапах построения связного высказывания на лингвистическую тему.
-Личностные цели ( воспитательная)
- воспитание учебной активности и умение работать в коллективе;
-формирование таких личностных качеств, как ответственность, коммуникативность;
- воспитание культуры речи, любви к слову, родному языку;
Задачи:
Повторить схему (структуру) сочинения – рассуждения.
Формировать:
умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи (рассуждением);
умение аргументировать положения своей работы, используя текст.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
экран;
презентация «Подготовка к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему»;
пошаговая инструкция.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из фильма «Весна на Заречной улице»
Слайд 2 (Фрагмент)
1Мотивация учебной деятельности.
1 Тема урока
- Какой вопрос прозвучал в фильме? (В каких случаях ставится многоточие?)
- Ребята ,так о чем пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о том , когда ставится многоточие в текстах. Мы будем выяснять, в каких случаях ставится многоточие)Слайд 3
«Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости»,-утверждала современной лингвист Нина Сергеевна Валгина- Итак, прозвучал вопрос, дана цитата. Кто же сформулирует тему урока?
(Мы будем готовиться к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему по данной цитате.)
Слайд 4
-Давайте определим цель урока
2. Цели урока
(Научиться писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему по данной цитате.)
Правильно, мы будем учиться строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи на лингвистическую тему.
Слайд 5
2 Актуализация знаний и построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задачи урока
-А чтобы этому научиться, чтобы получить результат, что мы должны
сделать?
( Мы должны вспомнить структуру сочинения –рассуждения, пошаговую инструкцию работы над сочинением, вспомнить какие функции выполняет многоточие, найти примеры в предложенном тексте )
3 Закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Кто расскажет о структуре сочинения –рассуждения?
Слайд 6
- Кто познакомит с пошаговой инструкцией написания сочинения?
Слайд7-8
- О функциях многоточия нам расскажет …
Слайд 9
-Работу над сочинением мы начинаем с цитаты.
Слайд10
Что мы должны вначале сделать?
(Внимательно прочитать цитату, осмыслить о чем в ней говорится, выделить ключевые слова)
Слайд 11
-Определите ключевые слова
Многоточие - незаменимый знак в текстах эмоционального накала) -Что значит эмоционального накала? Что обозначает слово «эмоциональность»? Кто у нас ответственный за словарик сегодня?
(Эмоциональность - это выражение душевных переживаний, чувств, например, гнева, радости, печали и т.д)
-Скажите, текстам каких стилей характерна эмоциональность?
(Художественного и публицистического., в науке все должно быть точно. )То есть, как мы с вами поняли, многоточие – знак многофункциональный, но нам нужно доказать, что особенно часто он употребляется в художественных текстах для передачи различных эмоций, эмоционального состояния автора и герое произведений.
4.Включение изученного в систему знаний
- Работать мы будем в группах, как я вас посадила. В каждой группе есть руководитель, который будет координировать работу группы
Оля Пантелеева будет экспертом. Она будет корректировать ваши ответы
-Первая часть сочинения- вступления.
Слайд 12
-Из каких частей оно состоит. (Тезиса и комментария к тезису.) Что будет являться тезисом нашего сочинения? Слова Нины Сергеевны Валгиной « Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости»
-Ваша задача обсудить в группе комментарий к цитате и написать вступление.
- Работать мы будем в группах, как я вас посадила. В каждой группе есть руководитель, который будет координировать работу группы
Оля Пантелеева будет экспертом. Она будет корректировать ваши ответы. Записи будем вести в рабочих листах.
(Речевые клише и справочный материал о многоточии лежат у вас на столах.) – 5 мин.
Зачитать вступления.
-Что скажут по этому поводу эксперт?
- С какими трудностями встретились при написании этой части сочинения?
(Функции многоточия знаем, а сформулировать сложно)
Возможные варианты вступления. «Многоточие…»,- писала известный лингвист Н.С Валгина. Я с ней полностью согласна (нельзя не согласиться с этим утверждение. Время для физкультминутки для глаз. Расслабьтесь, руки положите на стол
Слайд13 Физкультминутка

Переходим к основной части сочинения. Что вы должны сделать?
Слайд 14
(Подобрать 2 аргумента из текста, соответствующих теоретическому рассуждению, иллюстрирующих языковое явление и указать их роль в тексте)
-Вы проведете небольшую исследовательскую работу: найдете по одному примеру, где многоточие выступает в качестве экспрессивного знака и объясните, какие эмоции оно помогают передать.
(Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность)
-Работать мы будем с фрагментом из повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая». Посмотрим буктрейлер по данной повести .
(Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств..)Слайд 15
-Итак, перед вами текст. Я разделила его на фрагменты. Каждая группа работает со своим фрагментом
Задание
Работа с текстом.
-Как можно оформлять примеры?
Оформлять примеры можно тремя способами:
1. цитировать (знаки препинания ставятся ,как при прямой речи);
2. заключать предложения в скобки;
3. указывать номера предложений.
-Зачитать свои аргументы
О чем писать в заключении?
Слайд 16

Заключение так же, как и вступление не должно превышать по объему основную часть сочинения. Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное.Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
-О чем же вы будете писать? О том, что это, действительно , незаменимый знак. В текстах большого эмоционального накала. Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Эту работу вы выполните дома.
Демонстрация своих работ. Эксперты оценивают результаты.
Слойд 17
1. Рефлексия.
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось ее решить?
Что нужно еще сделать?
Написать, правильно оформив сочинение, чтоб все части были логически связаны между собой, не было ошибок в построении текста- рассуждения. (Или написать синквейн)
12. Подведение итогов.
- «Чаще поворачивай стиль », - говорили древние греки. Они, действительно, часто поворачивали свои стили (острые палочки для письма), чтобы стереть написанное на дощечках, покрытых воском, и написать лучше. Так и нам, чтобы хорошо научиться писать сочинения, нужно много работать и не лениться. Я искренне, хочу помочь вам достойно сдать выпускные экзамены.
Оценки за урок.
Слайд 18
13. Домашнее задание.
Написать еще один аргумент, заключение, отредактировать свои сочинения, оценить их в соответствии с критериями.