Урок по русскому языку для подготовки к ГИА «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».

Материалы для подготовки к ГИА «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему».


Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
У каждого учителя, работавшего в 9-х классах, есть уже своя система подготовки к ГИА, свои наработки. Хочу поделиться опытом работы.
Мои дети наибольшие затруднения испытывают при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Сложнее всего им понять и объяснить предложенное высказывание и определить роль языковых явлений в тексте. На мой взгляд, основные причины две:
Незнание определений языковых явлений и лингвистических терминов.
Непонимание, какую роль они могут выполнять в тексте
Поэтому при подготовке к сочинению мы делаем следующее:
Выбираем из предложенных тем сочинений понятия, значения которых нужно выучить. При этом это не только строго лингвистические термины, но и понятия, которые учителю кажутся простыми (например, богатство языка), а для детей оказываются непонятными. Их много, но количество их все же ограниченно и они повторяются ежегодно.
Повторяем и разбираем определения. Зачастую этого оказывается достаточно, чтобы ребенок мог объяснить смысл фразы, содержащей эти понятия. Например, для объяснения высказывания А.А.Реформатского («Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено») достаточно знать определение местоимений.
Опираясь на потенциальную роль языковых явлений в языке или тексте, тренируем определение их роли на конкретных текстах.
Работу над значениями и ролью языковых явлений ведем постоянно. Знакомясь с новым понятием, вносим его в таблицу вместе с определением, наблюдаем за его ролью в тексте и фиксируем в таблице. В результате к 9-му классу у нас есть опорный материал для повторения и тренировки.
Теперь можно приступать непосредственно к написанию сочинения.
Разбираем структуру сочинения
План сочинения-рассуждения
Вступление (тезис) – 1-ый абзац
Формулирую позицию автора высказывания и свое отношение к ней
Основная часть (аргументы) – 2-3-ий абзац
Привожу 2 примера из указанного текста: называю языковые явления, объясняю значение и роль в тексте
Заключение (вывод) – 4-ый абзац
Делаю вывод (повторяю содержание вступления другими словами)
Выделяем в предложенной фразе ключевые понятия и вспоминаем их значение (по таблице). Например:
Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы. (Г. Я. Солганик.)
Образ (в художественном тексте) – созданная художником (писателем) картина мира и человека, творчески переработанное явление реальной действительности, субъективная копия объективной реальности
Язык художественной литературы – отличается образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств
Раскрываем высказывание, опираясь на эти значения
Художник мыслит образами (созданными им картинами мира и человека), он рисует, показывает, изображает ( создает картины, используя богатство языка, его изобразительно-выразительные средства). В этом и заключается специфика языка художественной литературы (образного, богатого изобразительно – выразительными средствами
Особенность языка художественной литературы в том, что художник не просто отражает действительность, а творчески ее перерабатывает, создает яркие образы, картины мира и человека, используя богатство языка, его изобразительно-выразительные средства
Опираясь на таблицу, определяем роль языковых явлений в тексте.
Оформляем сочинение, используя речевые клише.
Такая предварительная подготовка облегчает работу в 9 классе, сводя ее к повторению и тренировке.





















Основные функции языковых явлений в языке (тексте)
Языковое понятие
Определение
Основные функции
в языке, тексте

Язык
Система знаков, соотносящая звучание и написание; участвует в формировании мышления, хранении и передаче информации.


Богатство языка
Лексическое (синонимическое), грамматическое (морфологическое и синтаксическое) многообразие


Язык художествен
ной литературы
Литературный язык, включающий элементы всех стилей; отличается образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств
нарисовать словами картину
выразить отношение к изображаемому
воздействовать на чувства и воображение читателя


Образ
(в художествен
ном тексте)

Созданная художником (писателем) картина мира и человека, творчески переработанное явление реальной действительности, субъективная копия объективной реальности

Речь

Язык в действии; отражает позицию говорящего, его опыт, субъективные особенности.


Устная речь
Любая звучащая речь, характеризуется ситуативностью, спонтанностью вариативностью, использованием невербальных средств, в письменном тексте - имитация звучащей речи
передача непринужденного общения
характеристика героя, авторского отношения
внутренний монолог - раскрытие характера, мыслей героя

Письменная речь
Графически закрепленная речь; не соотнесена с собеседником, имеет более сложную, упорядоченную структуру

Слово
Языковая единица, звуковое выражение отдельного предмета мысли
называет реалии действительности, обобщают знания о них
служит средством выражения авторской мысли, создания образов


Фонетика
Звуки речи и звуковое строение языка


воплощение слов и предложений
в материальную звуковую форму, связь между означаемым и означающим
ассонанс, аллитерация

Графика
Совокупность знаков, используемых в данной системе письма и правил, устанавливающих соответствие между знаками и звуками
основа письма
соотношение между устной и письменной речью
в тексте графическое выделение (разрядка, курсив и т.д.) способствует передаче авторского замысла

Орфоэпия
Раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением

смыслоразличительная функция
речевая характеристика героя
стилистические признаки текста

Лексика

Словарный запас языка
называет, формирует и передает знания


Лексическое значение слова
Соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности

формирует смысл высказывания
корректируется контекстом
служит основой тропов

Оценочная лексика
Лексика оценочного характера, имеющая как позитивный, так и негативный оттенок.
Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов
отражает идею произведения
выражает авторскую оценку описываемого
служит средством характеристики героя
формирует нравственные ориентиры читателя


Однозначные слова
Слова с одним лексическим значением

ясность, конкретность изложения
стилистический показатель

Многозначные слова
Слова с несколькими лексическими значениями
создают единство текста, лексическую сетку
служат ключом к пониманию текста, идеи автора
передают оттенки смысла


Синонимы
Близкие или совпадающие по значению слова
свидетельствуют о богатстве языка
помогают избежать однообразия изложения
способствуют точности, ясности высказывания
позволяют всесторонне охарактеризовать образ
передают тонкие смысловые оттенки


Антонимы
Слова, обладающие соотносительными противоположными значениями
подчеркивают контрасты
помогают точнее передать мысль,
дать более полную характеристику
выражают авторскую оценку
антитеза, оксюморон


Омонимы
Слова, совпадающие по форме, разные по смыслу
увеличивают выразительность и экспрессию речи
могут придавать комический характер (каламбур)


Паронимы
Слова, ходные по форме, разные по содержанию
придают
точность, выразительность высказыванию
образность, наглядность
средство авторской оценки



Фразеологизмы

Устойчивое, лексически неделимое словосочетание, предложение
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность
выражают авторскую оценку говорящего
афористично, кратко и емко выражают мысль

Неологизмы
Новые слова, новизна которых ощущается говорящим
информатизм
речевая характеристика («языковая мода»)
точность, выразительность (авторские)


Устаревшие слова
архаизмы - устаревшие названия,
историзмы - устаревшие понятия
воссоздание исторической обстановки, достоверность, колорит эпохи
высокий стиль, торжественность, гражданско-патриотический пафос
речевая характеристика персонажа
создание комического эффекта, иронии


Стили речи
Системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения
позволяют создать соответствующую замыслу форму выражения
предоставляют языковые ресурсы для создания целесообразного речевого высказывания

Стилистически нейтральная лексика
Межстилевая лексика, основа словарного запаса
используется писателями как языковая основа произведения
служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

Стилистически окрашенная лексика
Лексика, способная вызывать особое лексическое впечатление
вне контекста
придает возвышенное или сниженное звучание
служит средством речевой характеристики героя
служит средством передачи авторских эмоций и оценок
помогает воздействовать на чувства читателя
дает емкую и сжатую характеристику (термин)


Книжная лексика
Лексика книжного стиля (публицистического, научного, официально-делового)
отражает общественно значимые проблемы, события, нравственные ценности
служит речевой характеристикой героя

Разговорная и просторечная лексика
Лексика неформального общения
речевая характеристика героя
авторская оценка
придание тексту непринужденности, эмоциональности


Профессионализмы
Лексика профессиональной группы
достоверность, точность информации
описание производственной обстановки, среды
речевая характеристика героя, сферы деятельности


Диалектизмы
Особенности диалектов, говоров, не соответствующие нормам литературного языка

реалистическое изображение быта
речевая характеристика персонажа

Исконно русская лексика
Основа лексики, слова, возникшие по моделям языка или перешедшие в него из праязыка

составляет основу (90%) языка
информирует о стилевой принадлежности

Заимствованные слова
Слова, перешедшие из других языков
обозначают какое-то новое понятие (номинативная функция)
средство создания местного колорита
эмоционально-оценочная и образная характеристика предмета при употреблении в переносном значении


Грамматика
Словообразование + морфология + синтаксис
устанавливает закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков, языковых форм и конструкций
обеспечивает «существование» слова в языке, речи


Морфемика
Морфемный строй языка: система морфем и морфемная структура слов и их форм
выявляет морфологические модели языка
раскрывает структуру и значение слова в лексическом, грамматическом, словообразовательном значении его частей


Словообразова
ние
Раздел грамматики, который изучает строение слов и способы их образования
в языке: важнейшее средство номинации, структурирования мира в сознании носителей языка
определяет словарное богатство языка богатыми словообразовательными возможностями языковой системы
в тексте: источник речевой экспрессии (оценочные аффиксы)
выражения авторской позиции (субъективные аффиксы)


Морфема
Минимальная значимая часть слова, неделима с точки зрения содержания
образует новые слова (словообразовательные морфемы), формы слов (формообразующие морфемы)


Основа слова
Обязательный элемент морфемной структуры слова
содержит лексическое значение слова

Корень слова
Основная значимая часть слова
обязательная часть любого слова
определяет лексическое значение слова
составляет смысловую основу языка
содержит значение, общее для всех однокоренных слов


Приставка
Словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой
образуют новые слова, придают исходному значению смысловые оттенки, добавляя значение расположения, направления, протекания во времени, отсутствие или отрицание чего-либо


Суффикс
Словообразовательная морфема, стоящая после корня, формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования формы слова
образуют в языке новые слова
(смысловая функция)
соотносят слова с соответствующими классами понятий (классифицирующая функция)
помогают уточнить мысль, выражают отношение говорящего к сообщаемому, придают эмоциональную окраску


Окончание
Формообразующая морфема
выражает грамматические значения
служит для связи слов в словосочетании и предложении


Морфология
Раздел грамматики, изучает части речи и их признаки
классифицирует слова по частям речи, выявляет их грамматические категории
регламентирует образование форм слов для связи их между собой и построения правильных высказываний
морфологические характеристики слова определяют структурные особенности предложения


Самостоятельные части речи
Группы слов с общим грамматическим значением
составляют лексическую и структурную основу языка

Имя существительное
Самостоятельная часть речи, общее значение предметности
динамика, быстрая смена событий, впечатлений
создание статичной картины при фиксации объектов, впечатлений


Имя прилагательное
Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета
делают высказывание более информативным, точным, выразительным
помогают полнее раскрыть отличительные свойства, качества, признаки предмета, выделить его из ряда подобных
передают оценку, отношение автора, впечатление
заражают настроением
создают образ


Имя числительное
Самостоятельная часть речи, обозначает число, количество, порядок при счете
называют количество, порядок (информативная функция)
подчеркивают реалистичность, достоверность описываемого, создают иллюзию «настоящей» жизни
служат материалом для тропов (гипербола, литота, эпитет)
передают традиционное символическое значение


Местоимение
Самостоятельная часть речи, указывает на предметы, количества, признаки, но не называет их
приобретают в тексте значение того слова, вместо которого употребляются
передают искренность, взволнованность (личные местоимения)
отражают обобщенность образа лирического героя


Глагол
Самостоятельная часть речи, обозначает действие или состояние
являются основным элементом речи, дают «движение» фразе
передают динамичность, быструю смену событий, состояний
ярко и зримо воссоздают картину происходящего во времени
являются стилистическим показателем, часто выразительным средством (метафора, олицетворение, градация и т.д.)


Причастие
Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета по действию
образно описывает предмет, явление
представляет признак в процессе становления, развития, изменения
придает смысловую точность, сжатость
вносит элемент книжности

Деепричастие

Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие при основном
передает различные качественные оттенки глагола-сказуемого, временную последовательность нескольких действий
способствует лаконичности высказывания


Наречие
Самостоятельная часть речи, обозначает признак действия или признака
увеличивает информационную емкость сообщения без расширения объема
создает ресурсы эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики
выражает авторскую субъективно-эмоциональную оценку
выступает как средства создания образа героя
нередко передает психологическое состояние героев, атмосферу повествования, авторскую оценку
придает экспрессивность и эмоциональность повествованию
уточняет, более подробно характеризуют действия, предметы, признаки
выражает тончайшие оттенки настроения, состояния человека, мыслей, эмоций, оценок


Категория состояния
Часть речи, обозначает состояние и употребляется в качестве главного члена безличного предложения
описывает психическое и физическое состояние живых существ
передает значение необходимости, возможности, долженствования
содержит оценку состояния, положения


Служебные части речи
Группа слов, не имеющих собственного значения, не отвечающих на вопрос
являются средством формирования связной речи
вносят дополнительные смысловые оттенки
выражают различные отношения между самостоятельными частями речи
служат для связи слов и предложений



Предлог
Служебная часть речи, выражает синтаксическую зависимость имен от других слов
вместе с окончанием зависимого слова являются грамматическими средствами связи слов в словосочетании
участвуют в установлении и выражении отношений между действием и предметом (дополнительные отношения), обстоятельствами (обстоятельственные отношения), между предметом и признаком (определительные отношения)


Союз
Служебная часть речи, связывает однородные члены предложения и части сложного предложения
участвуют в организации речевого строя: связывают части сложного предложения и однородные члены предложения
выражают смысловые связи между словами и частями предложений:
сочинительные (соединяют, выражают одновременность, противопоставляют противоречащие единицы, обозначают противоречие ожидаемому, присоединяют следствие к условию)
подчинительные (выражают различные отношения между главной и придаточной частью см. СПП)

Частица
Служебная часть речи, которая вносит различные смысловые и эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова
передает отношение автора к герою и ситуации
отражает намерения и эмоции говорящего
вносит смысловые и эмоциональные оттенки (акцентирующие, выделительные, экспрессивные)


Междометие
Неизменяемые слова и словосочетания, не являющиеся частями речи, выступающие в речи как односоставные предложения
эмоционально-волевой знак: выражают эмоции, душевные состояния, желания, требования, побуждения, реакции, не называя их
позволяют кратко передать эмоции говорящего (заместительная функция)




Звукоподража
тельные слова
Слова, которые служат для имитации звуков окружающей действительности средствами языка
описание элементов живой и неживой реальности
выражают эмоциональное состояние и ощущения героя
создают яркий образ
привлекают внимание читателя к индивидуальным особенностям героя


Синтаксис
Раздел грамматики, строение словосочетания и предложения
устанавливает правила, по которым сочетаются слова и формы слов, определяет структуру, типы, свойства словосочетаний и предложений (конструктивная функция)
включает предложения в речевой акт, изучает строй связной речи (коммуникативная функция)
универсальный инструмент, организующий речь согласно внутренним законам языка


Словосочетание
Сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически
называет определяемый предмет, более точно и содержательно классифицирует предметы и явления (номинативна функция)
наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его лексико-грамматические свойства
строительный материал предложения, входит в его состав


Простое предложение
Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически и имеющее грамматическую основу

минимальная коммуникативная единица
содержит сообщение о событии действительности (предикативность)

Повествовательное предложение
Сообщение о факте, явлении, событии.
служит для передачи информации
не требует реакции адресата


Вопросительное
предложение

Предложения, выражающие стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо
используется для получения информации
формулирует проблему, над которой размышляет автор
привлекает читателя к совместному размышлению
передает эмоциональное состояние автора (героя) и предполагают эмоциональную реакцию читателя
настраивает читателя на восприятие сообщения
создает разговорный эффект


Побудительное предложение
Выражают волеизъявление говорящего
побуждает к действию (передает просьбу, приказ, призыв, совет, разрешение)
служит для привлечения внимания читателя, воздействия на его мысли и чувства
усиливает экспрессивность речи
придает эмоциональность, рисует образные, живые картины


Восклицательное
предложение
Выражает эмоции говорящего, что передается специальной восклицательной интонацией
передает чувства автора (героя)
служит речевой характеристикой героя
акцентирует внимание читателя на определенной информации
выражает отношение автора к сообщаемому


Главные члены предложения
Подлежащее
Главный член ДСП, грамматически независимый, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым
организующий смысловой и структурный центр двусоставного предложения
обозначает предмет мысли, соответствует объекту суждения, теме сообщения, данному
обозначает производителя действия или носителя признака, выраженного сказуемым
организует текст, включено в смысловой каркас предложения


Сказуемое
Главный член ДСП, определяющий подлежащее
обозначает действие или признак предмета, выраженного подлежащим, определяет реальность и время происходящего
определяет логико-коммуникативную организацию предложения



Односоставное предложение
Предложение, имеющее один грамматический состав

·


Назывное (номинативное)
предложение
Простое односоставное предложение с главным членом подлежащим в форме именительного падежа существительного или словосочетания, включающего именительный падеж
констатируют бытие, наличие предмета или явления
позволяет лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя
помогают выделить отдельные понятия, предметы, сосредоточить на них внимание, подчеркнуть их важность, дать оценку


Определенно – личное предложение
Односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-2 лица
придают речи лаконизм, динамичность
помогают избежать излишних повторений
личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие, вовлекает читателя в решение поставленной проблемы
переносят центр тяжести смысла на сказуемое-глагол
придают речи экспрессивно-эмоциональный оттенок


Обобщенно-личные предложения
Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-2 (реже 3-го) лица, обозначающие действие, относимое к любому лицу
придают речи разговорный, просторечный оттенок
переносят чувства автора (героя) на всех, в том числе и на читателя
выражают общие суждения, обобщают, подчеркивают типичность сообщаемого
придают сообщению экспрессивность, выразительность


Неопределенно-личное предложение
Односоставное, глагол в форме 3 лица, обозначают действие, совершаемое неопределенными, т.е. необозначенными лицами
позволяет сосредоточить внимание на действии, событии, факте
позволяет избежать повторений
подчеркивает неизвестность (неважность) субъекта
придает интонации живой разговорной речи


Безличное предложение
Простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без грамматического субъекта действия
позволяют выделить само действие без отнесенности к деятелю - «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли»
выражают действия и состояния, которые происходят стихийно, сами по себе
позволяют дать выразительную характеристику состояния человека и природы
выражают модальные отношения говорящего к сообщаемому (возможность, необходимость и т.д.)
указывают на недостаток или отсутствие чего-либо
вносят оттенок «пассивности, инертности»


Неполное предложение
Предложение, в котором отсутствуют какие-либо структурные члены (главные или второстепенные), ясные из контекста и (или) ситуации

способствуют усилению эмоциональности речи, передают взволнованность говорящего
позволяют сжато выразить мысль, избежать повторов
придают разговорный характер

Нераспространенное предложение
Предложения, в которых есть только грамматическая основа, а второстепенные члены отсутствуют
придают экономичность, динамизм повествованию без ущерба для смысла
придают эмоциональность, взволнованность высказыванию


Определение
Второстепенный член предложения, поясняющий словоформу с предметным значением
конкретизируют предмет по качественному признаку, действию, месту, времени, принадлежности
передает авторскую оценку сообщаемого


Дополнение
Второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием
восполняют информативную недостаточность управляющего слова
распространяют основу, увеличивая ее информативность
называют объект, адресат, инструмент, результат действия, чувства, мысли


Обстоятельство
Второстепенный член предложения, указывающий на способ совершения действия, качество, время, причину, цель, условие
обладают широкими смысловыми возможностями и могут уточнять и дополнять разные действия и признаки
усиливают информативность высказывания, точность и полноту изображения
обозначают: качественную характеристику действия или способ его осуществления, степень проявления признака, место действия или направление движения, время и продолжительность, причину, цель, условие сообщаемого


Обращение
Слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью
называет собеседника (звательная функция)
выражает к нему определённое отношение говорящего, т.е. выполняет оценочную функцию
раскрывает авторское представление о герое (средство речевой характеристики героя)
в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста


Однородные члены
Относятся к одному слову, отвечают на один вопрос, связаны сочинительной связью
выражают одновременность или последовательность действий
конкретизируют признаки, создают единую картину
выражают различные отношения между предметами (соединения, разделения, противопоставления)


Обособленные согласованные определения
Определения, согласованные с определяемым словом в роде, числе и падеже, выделенные по смыслу и интонационно
помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета
помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
помогают автору "сжать" информацию, избежать нагромождения сложных грамматических конструкций


Обособленные несогласованные определения
Определения, связанные с определяемым слово управлением или примыканием, выделенные по смыслу и интонационно
помогают автору ярко, многогранно представить предмет
помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи

Приложения
Определения, выраженные существительным, согласующиеся с определяемым словом в падеже
дают образную характеристику предмету
содержат пояснение, уточнение
выделяют характерные свойства и качества

Обособленные дополнения
Дополнения, выделенные по смыслу и интонационно
несут значение исключения (включения), то есть выполняют ограничительную функцию
помогают автору уточнить сказанное
передают информацию кратко, сжато

Обособленные обстоятельства
Обстоятельства, выделенные по смыслу и интонационно
придают смысловую точность, краткость, выразительность, экспрессивность
вносят разнообразие синтаксических конструкций
создают детальность описания

Вводные слова





Слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем говорит


 передают оценку говорящим степени достоверности, чувства говорящего, служат оформлению мысли, привлечению внимания собеседника, внушению определенного отношения к излагаемым фактам
помогают дать речевую характеристику персонажа
показывают стилистическую принадлежность текста

Уточняющие члены предложения
Члены предложения, ограничивающие объем понятия, выражаемого предшествующим одноименным уточняемым членом предложения
сужают, ограничивают понятие
уточняют, конкретизируют информацию
помогают передать мысль выпукло, с уточняющими смысл деталями, оттенками смысла
сообщают необходимые дополнительные сведения

Вставные конструкции
Слова, сочетания слов, предложения, которые содержат дополнительные сообщения
придают смысловую емкость, выражая:
дополнительное пояснение, уточнение,
поправку, оговорку,
попутные замечания,
добавочные сведения,
оформление ссылок на источник
придают интонации живой разговорной речи


Сложное предложение
Предложения, состоящие из двух или более простых
выражают отношения между какими-либо фактами, событиями, явлениями
делают повествование более неторопливым, плавным
служат признаком книжного стиля


ССП
Сложное предложение с сочинительной связью между частями (равноправными)
показывают последовательность, чередование, противопоставленность событий
используются при констатации фактов


СПП
Сложное предложение, части которого связаны подчинительной связью, подчинительными союзами или союзными словами
дают возможность отразить более сложные мысли, понятия, явления
служат для выражения сложных смысловых и грамматических отношений
помогают не просто констатировать, но и аргументировать
с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части
с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части
с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части
с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части
с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части
с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным.
с придаточным уступки указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условия)
с придаточным сравнительным поясняют содержание главного предложения, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим

БСП
Сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонационно
придают динамичность изображаемому
служат созданию цельной картины из отдельных деталей
придают непринужденный характер речи героев
помогают воплощению авторского замысла, отражая различные смысловые отношения между частями: одновременность, последовательность, причину, пояснение, сопоставление, время, условие

Косвенная речь
Передача чужой речи в форме придаточного предложения, передает содержание чужого высказывания, не воспроизводя его дословно
излагает общее содержание чужой речи, не отвлекая внимание читателя на конкретную форму ее выражения
передает авторскую оценку персонажа

Прямая речь
Высказывание, дословно введенное в авторскую речь
служит средством характеристики персонажей (сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи говорящего)
вносит элементы разговорного стиля

Цитата
Точная передача чужой речи
подтверждает, поясняет мысль, придает весомость, достоверность
помогает ярче, точнее выразить мысль

Диалог
Разговор двух или более лиц
разнообразит речь, сменяя авторский монолог
воспроизводит чужую речь, характеризующую персонажей
смягчает форму выражения авторской мысли
ремарками направляет читательское восприятие

Абзац
Часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки
отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью логико-смыслового или экспрессивно-эмоционального выделения
отделение реплик диалога


Текст
Группа предложений, объединенных темой и основной мыслью
передача информации, воплощение мысли автора (коммуникативная функция языка)
хранение информации (кумулятивная функция языка)
Реализация эстетических возможностей языка (эстетическая функция языка)
повествует о событиях, описывает явления, содержит рассуждение, размышление

Знаки препинания
Элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность
разделительная функция: членения сообщения на смысловые отрезки - передача и адекватное восприятие информации
выделительная: структурное и смысловое выделение отрезков текста, подчеркивание их (не)значительности
интонационная: отражение на письме темпа, ритма, мелодики речи, эмоций автора (героя)

Многоточие
Знак препинания в виде трех поставленных рядом точек
выражает сомнение, напряженность
незаконченность высказывания, вызванная волнением говорящего
недосказанность, активизирует творческую активность читателя
логический разрыв в тексте – показывает переход от одной мысли к другой
передает многозначность сказанного, подтекст


Запятая
Знак препинания, выделяющий синтаксические группы и обозначающий интонационное членение
помогает понять структуру предложения, смысл написанного
разделяет предложение на значимые части: части сложного предложения и однородные члены предложения
выделяет (не)значимые части: вводные слова, обращения, уточнения, сравнительные обороты, второстепенные члены предложения


Точка с запятой
Отделительный непарный знак препинания
отделяет крупные, распространенные части предложения с относительной смысловой завершенностью
фиксирует смысловые разрывы в тексте, разъединяет тематически различные части предложений
помогает перераспределить смысловые и грамматические связи слов


Восклицательный знак
Знак препинания, выражающий отделительную и интонационно-экспрессивную функции
обозначает границу предложения, помогая верно понять написанное (отделительная функция)
передает душевное состояние героев, их чувства (интонационно-экспрессивная функция)


Вопросительный знак
Знак препинания, ставится обычно в конце предложении для выражения вопроса или сомнения
обозначает границу предложения, помогая верно понять написанное (отделительная функция)
передает вопросительную цель высказывания и вопросительную интонацию
выражает сомнение или недоумение


Тире
Знак препинания, используемый для выделения или отделения синтаксических конструкций
универсальный знак, передает разную интонацию в соответствии с авторским замыслом
фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков
способствуют передаче условно-временных, следственных отношений
способствует созданию экспрессивно-эмоциональных качеств речи


Двоеточие
Знак препинания, указывающий на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными, дополняющими смысловыми отношениями с частью текста перед ним
разделительная функция (частей сложного предложения, слов автора и прямой речи, обобщающего слова и однородных членов)
смыслоразличительная функция (причина, пояснение, дополнение во второй части)
интонационная функция (пауза и предупредительная интонация до и убыстрение темпа после)


Скобки
Парный знак для обособления части текста
помогает понять структуру, смысл предложения
оформляют пояснение, дополнение высказываемой мысли, добавочные замечания, дополнительную информацию


Точка
Знак препинания, указывающий на завершение предложения
указывает на конец мысли (смыслоразличительная функция)
понижение тона (интонационная функция)
помогает автору структурно оформить текст в соответствии с замыслом, а читателю правильно понять высказывание


Средства выразительности
Средства языка, обеспечивающие живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли
логико-понятийные (информационные) средства обеспечивают точность, доказательность, ясность
чувственно-воздействующие (интонационные, фонетические, графические, лексические, словообразовательные, морфологические, стилистические) средства выражения личностного начала служат адекватной передаче мыслей и чувств, созданию художественного образа, получению эстетического удовольствия


Тропы
Обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном значении
усиливают действенность высказывания, добавляя к логическому содержанию экспрессивно-эмоциональные оттенки
способствуют созданию художественного образа, увеличивают выразительность и эстетическую ценность текста



Эпитеты
Образное определение
создают выразительность, образность, яркость, живое представление
оценивают, воплощают мироощущение писателя
вызывают определенную эмоциональную оценку
выделяют характерную черту, качество, характерный признак
уточняют отличительные признаки предмета


Сравнения
Сопоставление одного предмета или явления с другим
усиливают изобразительность
подчеркивают существенные признаки изображаемых предметов и явлений
выражают авторскую оценку
выявляют новые, неординарные свойства


Олицетворения
Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия
усиливают передаваемые мысли и чувства
повышает эмоциональную выразительность текста

Метафоры
Срытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков
усиливают зримость и наглядность изображаемого
подчеркивают неповторимость, индивидуальность предметов
являются средством выражения авторских оценок
служат созданию художественного образа
помогают описать сжато, компактно

Метонимия
Замена одного слова или выражения другим на основе пространственной близости (перенос по смежности)

позволяет сделать мысль более яркой
помогает выразить мысль сжато, лаконично

Синекдоха
Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот
вносит дополнительные смысловые оттенки
усиливает экспрессивность речи
придает сообщаемому глубокий обобщающий смысл


Гипербола
преувеличение
придают сообщаемому необычную форму и яркую эмоциональную окраску
передают авторскую оценку предмета изображения, помогают ярко обрисовать характер
создают патетический или комический эффект
помогают пристальнее всмотреться в явления жизни, ее противоречия


Литота
преуменьшение


Перифраз (а)
Замена одного слова описательным выражением
усиливают изобразительность речи
выявляют новые свойства, наиболее существенные признаки в предмете описания
позволяют избежать неоправданной тавтологии


Ирония
Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному
подчеркивает авторскую мысль, передает дополнительные смысловые оттенки
помогает создать комический эффект
выражает авторское отношение, оценку
отражает стилистическую принадлежность текста


Аллегория
Иносказание, выражение отвлеченного при помощи конкретного
выражают идеи глубокого философского содержания
вносят дополнительные смысловые оттенки
активизирует творческую активность читателя


Анафора
Единоначалие
выделяет ключевое понятие
структурно организует текст
эмоционально воздействует на читателя


Эпифора
Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков


Градация
Расположение по возрастанию или убыванию признака
точно и выразительно передает мысль автора
усиливает образность, эмоциональную выразительность, воздействующую силу текста




Антитеза
Противопоставление-контраст
придает сообщаемому яркость, убедительность
отражает контрасты действительности
позволяет наглядно раскрыть мировоззрение и характеры героев


Оксюморон
Соединение противоположных по смыслу единиц разных частей речи
подчеркивает противоречивость чувств героя
передает неоднозначность восприятия жизни, остро обнаруживает проблему персонажа
формирует через единство противоположностей новое понятие
привлекает необычностью внимание читателя

Гротеск
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
позволяет ярко, выпукло передать замысел
содержит глубокое художественное обобщение важных явлений жизни
является средством создания комического и сатирического


Парцелляция
Выделение члена предложения в виде самостоятельного предложения
помогает сделать высказывание сжатым, экономичным и вместе с тем емким, информационно и эмоционально насыщенным
передает стремительность, динамичность
воспроизводит интонации живой речи
выделяет главное слово в высказывании и привлекает к нему внимание


Синтаксический параллелизм
Одинаковые по строению предложения
предполагает сравнение, сопоставление содержания соотносимых предложений, облегчение установления связи между явлениями
привлекает внимания читателя к важной в смысловом отношении информации
способствует структурной организации текста, структурирует информацию
придает повествованию плавность, замедляет действие

Умолчание



Намеренный обрыв высказывания

передает взволнованность говорящего
активизирует творческую активность читателя, вовлекает его в действие произведения


Бессоюзие
Намеренный пропуск союзов
придает тексту динамизм, стремительность
создает впечатление быстрой смены картин


Многосоюзие
Намеренное использование повторяющихся союзов
логическое и интонационное подчеркивание соединяемых союзами членов предложения


Инверсия
Непрямой порядок слов
выделяет в тексте наиболее важную информацию, помогает расставить смысловые акценты
придает высказыванию торжественность, мелодичность


Риторический вопрос, восклицание, обращение
Не предполагающий ответа
усиливает выразительность речи
оказывает эмоциональное воздействие на читателя
пробуждает творческую активность читателя
придает торжественность, необычность повествованию


Звукопись







Аллитерация
ассонанс
Применение разнообразных фонетических приемов для усиления звуковой речи, установление соответствия фонетического состава фразы изображенной картине
Повтор согласных звуков
Повтор гласных звуков
подчеркивает логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы (смысловая функция)
сообщает сходное звучание смысловым отрезкам, выделяет фонетически новый образ (композиционная функция)
создает звуковой образ изображаемого
способствует созданию гармонии, музыкального звучания речи (эстетическая функция)












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715