Конспект урока русского языка в 5 классе на тему Художественный стиль речи


Конспект открытого урока русского языка
в 5 классе
на тему: «Художественный стиль речи»

На уроке были использованы:

1. Карточки с текстами и заданиями к ним для учащихся (см. Приложение).
2. Зрительный ряд: рисунок кораблинской художницы Божук Натальи Цезаревны «Белая береза».
3. Сборник стихотворений поэтов XIX – XX вв. «Русская береза – символ Родины моей», составленный учащимися школы (см. Приложение).

Цели урока:

дать представление о художественном стиле речи, его особенностях;
продолжить работу над умениями и навыками, связанными с написанием сочинения-описания;
совершенствовать умение анализировать творческие работы и создавать на их примере свои;
учить наблюдать за окружающей средой, описывать ее, используя определенные средства языка;
развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение;
воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.

В начале урока ученики рассаживаются группами по 3 человека. Состав групп разнороден, подобран с учетом способности учащихся к освоению нового материала. В группы входят не только сильные ученики, но и слабые.

1. Начало урока. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.

- Слова: родина, родимый край, родная страна, отечество, отчизна – синонимы, т.е. слова, близкие по значению. Вдумайтесь в их смысл. Что вы представляете, когда произносят эти слова? Что бы вы изобразили в рисунке «Моя Родина»?

- Да, у разных людей с мыслью о родине связываются совершенно разные представления, но их объединяет Любовь к родному дому, к людям, много веков живущим на этой земле, и Очарование красотой обыкновенной человеческой жизни в единстве с природой. Для поэта Н.Рубцова, и не только для него, символами родины являются храм, дом родной и береза:

О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.

Березку, милую, родную, издавна считают символом России. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре как милое, очаровательное дерево многими русскими поэтами, писателями и художниками. Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений, поэтому и мы обратимся за помощью к этому образу, изучая новый стиль речи - художественный. Сегодня мы должны с вами выявить отличительные черты данного стиля речи, повторить изученные ранее тропы и создать текст-описание березки.

2. Анализ текстов.
Текст А

Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.
(Из энциклопедии.)

Текст Б

На склон небольш пригорка, у самой дорог, одиноко стяла молоднькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радосно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя сонце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн осенн поля.
(М.Бубеннов.)


- Подготовьтесь к выразительному чтению первого текста.

- Прочитайте первый текст.

- К какому стилю он относится?
В первом тексте сообщаются точные сведения о березах, которые относятся ко всем березам данного вида, в тексте есть термины, например: лиственное дерево, карликовая берез, - поэтому он относится к научному стилю речи.

- Сравним первый текст со вторым. (Учитель читает второй текст.)
- Что легче представить: то, что описывает М.Бубеннов, или то, о чем говорится в энциклопедической статье?
Автор второго текста нарисовал картину, которую мы, читатели, ярко представляем, мысленно «видим».

- Действительно, очень близкая, очень понятная нам картина нарисована М.Бубенновым! Подумаем, для чего автор описал ее?
Автор описал нам березку для того, чтобы выразить свою любовь к символу России, чтобы и мы, читатели, прониклись таким же чувством.

- Почему во втором тексте мы чувствуем настроение автора, а в первом нет? Что важно донести авторам каждого текста до читателя?
- Почему первый текст не нуждается в образности?
- Если бы автор второго текста не использовал образные выражения, он смог бы так точно описать березу?
- Какой троп помог М.Бубеннову передать свои чувства?
Олицетворение.

- Подумаем, почему автор использует прием одушевления при описании березы? Как этот прием помогает нам понять основную мысль текста?
Основную идею стихотворения можно было бы выразить словами из стихотворения П.Балацкого:
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.

- Найдите в тексте другие выразительные средства, помогающие автору создать образ.
«Одиноко стояла молоденькая береза; взмахивала ветвями»; «играя, ветер весело пересчитывал» – олицетворения; «нежная и светлая атласная кожица», «звонкое червонное золото листвы» – метафоры; «по-детски радостно взмахивала, точно восторженно приветствуя солнце»; «как от сказочного светильника» – сравнения и т.д.

- Где, в какой аудитории или ситуации уместнее всего использовать эти тексты?

3. Чтение текста учебника о художественном стиле речи. (Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.)

Стихи, рассказы, повести, романы, поэмы и т.д. – это произведения художественной литературы. В них используется художественный стиль. Цель художественного стиля – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы.

4. Творческая мастерская «Осенняя береза».

- Давайте и мы с вами выступим в роли писателей и создадим свое художественное произведение о березке. Обратитесь в воспоминаниях к прекрасному облику этого дерева осенью. Вспомнили день, когда любовались им? Место, где вы находились? Красоту, которая заворожила вас? Чувство, которое вы испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? (Урок проходил зимой, детям необходимо было вспомнить впечатления прошлой осени). Поделитесь воспоминанием, запишите столбиком 5-6 слов, которые связаны в вашем сознании с этим словом. Каждый свои слова.

- Работаем в группах. Познакомьте друг друга с записанными словами. Составьте словосочетания, т.е. распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

- Возьмите другие карточки, на каждой из них карандашом в уголке напишите по одному из понравившихся вам словосочетаний. А теперь каждый из вас на одной из карточек должен написать по два-три предложения на данные темы.

- Снова работаем в группах. Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку «Красавица-березка». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.


5. Чтение учащимися текстов.

6. Подведение итогов урока.

7. Объяснение домашнего задания.

1. Письменно докажите, используя вводные слова, что стиль текстов о березе различен (см. карточки для учащихся).
2. Во втором тексте расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
3. Напишите мини-сочинение о березке, в котором не просто назовите дерево, но расскажите, как выглядит именно та береза, про которую вы будете писать: высокая ли она, прямая и стройная или тонкая и кривая, густы ли ее ветви, как ее освещает солнце, какого цвета ветви и т.д. Постарайтесь найти наиболее точные слова для изображения дерева и его признаков, и показать, какое чувство вызывает у вас эта картина. Вспомните стихи известных мастеров слова и поучитесь у них. Обратитесь, например, к сборнику стихов «Береза – символ Родины моей», который составили учащиеся нашей школы.
а) Для учащихся I и II групп тема мини-сочинения - «Березка-снегурочка». Вам необходимо понаблюдать за березкой сейчас, зимой, и собрать новый материал к сочинению, чтобы ответить на выше перечисленные вопросы. Рассмотрите также рисунок кораблинской художницы Божук Натальи Цезаревны, на котором изображена белоснежная березка, может эту березку вы и опишите в своей работе. Учащимся II группы разрешается взять домой карточки со словосочетаниями, составленными на уроке, в качестве образца.
б) Учащиеся III группы получают на дом другое задание: отредактируйте текст о березке, составленный в группах на уроке.


Приложение № 1


______________________________

Художественный стиль
Комплексный анализ текста

Текст А


Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири . На севере растет карликовая береза.
(Из энциклопедии.)

Текст Б

На склон небольш пригорка, у самой дорог, одиноко стяла молоднькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радосно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя сонце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн осенн поля.
(М.Бубеннов.)

1. Докажите, что стиль текстов различен.____________________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
2. Расставьте недостающие знаки препинания во втором тексте. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
3. Напишите мини-сочинение «Березка-снегурочка (для учащихся I группы).






















13PAGE 15


13PAGE 14315