Доклад на тему Комплексная работа с текстом как фактор повышения качества развития речи школьников

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им Хаглышевой ЕК»










Тема доклада:
«Комплексная работа с текстом
как фактор повышения качества
развития речи школьников»













Багаева НБ
учитель калмыцкого языка
и литературы















«Комплексная работа с текстом
как фактор повышения качества развития речи школьников.»

Вся система филологического образования вне зависимости от программы основывается на анализе текста. Именно текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Обучение языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к речи, вызывать интерес к занятиям по родному языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.
Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Комплексный анализ текста, проводимый на уроках калмыцкого языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Эта работа может осуществляться не только на специальных уроках развития речи, но и на обычных занятиях при изучении морфологии, лексики, синтаксиса, когда для работы предлагается текст, а к нему система заданий, ориентированных как на тему данного урока, так и на глубокое понимание содержания текста, его структуры, языковых особенностей. Она начинается с начальных классов и проводится на основе небольшого объёма текста.
Те учителя, которые используют на уроках комплексную работу с текстом, успешно справляются с задачей подготовки к экзаменам, олимпиадам, мониторингам. Главное, чтобы текст, который становится объектом для комплексной работы, содержал ту проблему, те вопросы, на которые ученику интересно откликнуться.

Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших методических задач, стоящих перед учителями-словесниками. Интерес к комплексному анализу текста на уроках калмыцкого языка продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классах и выполнения заданий мониторинга учебных достижений обучающихся по предмету Ведь основная часть экзаменационной работы по калмыцкому языку проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли учащиеся школ монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Именно поэтому на уроках калмыцкого языка (и не только) необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему; учить вести любой диалог . Для развития подобных умений решающее значение имеет подбор текстов, предъявляемых для анализа:
Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения языку, так как в процессе работы с текстами формируются не только лексические, грамматические и фонетические навыки и речевые умения, но и языковая, речевая, коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.
В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту,содержать интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию. Отвечая данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме.
Наиболее важными целями работы учащихся с текстом-образцом учителя считают умение анализировать и интерпретировать содержание текста, развитие устной и письменной связной речи учащихся, а также умение извлекать необходимую информацию из текста.
Среди приемов работы с текстом-образцом учителя калмыцкого языка наиболее важными считают прогнозирование содержания текста по заголовку, ответы на вопросы учителя по тексту, постановку учащимися вопросов к тексту, составление плана текста, составление диалогов с опорой на текст, устный или письменный пересказ текста, моделирование высказывания с опорой на текст, а также деление текста на смысловые части. Каждому тексту предшествуют предтекстовые задания, подготавливающие учащихся к дальнейшей работе по тексту( «ответьте на вопросы», «по заголовку догадайтесь о чем пойдет речь в тексте» и т.д). Послетекстовые упражнения включают в себя задания на анализ текста( « выделите основную мысль в тексте", «укажите в них ключевые слова» и т.д).
Вопросы и задания к тексту мы стараемся формулировать так, чтобы учащиеся при анализе конкретного материала могли применить свои знания и развить свои способности по лексике, морфологии, синтаксису, показать, как они владеют основными видами речевой деятельности. В процессе работы над анализом текста в разных классах вырабатывается своя система уроков и заданий. Всё это даёт возможность использовать в качестве задания для итогового контроля комплексный анализ текста. С каждым следующим учебным годом работа должна усложняется таким образом, чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей.
На уроках используется как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3 – 4 человек, то может предлагаться больший объём материала
Существует некая общность составляющих текстовой и коммуникативной компетенций, которая обусловлена прагматической и коммуникативной сущностью текста, наблюдается прямая зависимость выбора формы, вида, содержания текстовой деятельности от ситуации, сферы, участников коммуникативного взаимодействия. Коммуникативная компетенция основывается на знаниях, умениях, навыках в области языка. Правильность, точность речи определяют успешность общения. Языковая компетенция создает предпосылки для осуществления всех видов текстовой деятельности. Сочетания всех трех сегментов образуют область формирования культуры речи как умения эффективно использовать языковые возможности в соответствии с ситуацией, сферой и задачами общения. Целенаправленная работа по формированию текстовой компетенции предоставляет большие возможности для углубления знаний и совершенствования языковой компетенции.
В связи с этим текстовая компетенция может рассматриваться как интегративный показатель слияния языковой и коммуникативной компетенций.
В то же время следует помнить, что текст рассматривается сегодня как единица языка и речи. Как единица языка текст строится средствами языковой системы, обеспечивающими его целостность и связность. Основные типы текста (повествование, описание, рассуждение) строятся по языковым моделям. Как единица речи текст представляет собой продукт речевой деятельности. Компетентностные модели обучения предусматривают, с одной стороны, обучение знаниевому уровню языковой компетенции на текстовой основе, так как все единицы языка полноценно проявляют себя, функционируя в тексте. С другой стороны, текст является основой для продуктивной, творческой деятельности учащихся. Учащиеся строят тексты по языковым моделям типов речи, используя разнообразные средства языка.
Этот двусторонний процесс, в центре которого лежит текст, отражен в структуре экзаменационных билетов по большинству предметов школьного цикла.
Таким образом, изучение теории языка является основой развития устной и письменной речи учащихся, а работа с текстом мотивирует их на дальнейшее изучение языковой системы.
Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.
Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка).
Формулируя задания к тексту необходимо придерживаться определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого.
Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становиться более осмысленным.
За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике
Наконец – вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений.
Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными.
Завершающим при работе с текстом обычно является задание «Подготовьтесь к выразительному чтению». Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.).
Иногда задание подготовиться к выразительному чтению дается первым. В таком случае в начале работы с текстом ученики в течение нескольких минут готовятся к чтению текста вслух. Затем выполняются разнообразные задания речевого и языкового характера. После их выполнения снова предлагается одному из учеников прочитать текст. Классу предстоит сравнить, чем отличаются первое и второе чтение. Так школьники сами приходят к выводу, что разнообразные задания помогают глубже осмыслить содержание текста и передать это при чтении вслух. Таким образом, выразительное чтение может рассматриваться как своеобразный текст на понимание текста.
Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или комплексным анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.
Учить лингвистическому анализу необходимо потому, что это способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием.





















15