Технологическая карта урока урока русского языка Сочетание разных типов речи в тексте (УМК Е.А. Быстровой, 5 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Сочетание разных типов речи в тексте
УМК под ред. Е.А. Быстровой
Класс: 5 класс
Цели:
деятельностные: создать условия для формирования способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия и добывания информации;
содержательная: способствовать развитию учебно-информационных умений (воспроизвести новую информацию о сочетании разных типов речи в тексте).
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (3 мин)
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебой деятельности Приветствие. Разделение класса на три группы.
Предлагается задание на карточках каждой группе на разграничение слов языково́й и языко́вый (приложение 2)
Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:
языковые отличия, языковые мышцы, языковая колбаса, языковой барьер. Приветствуют учителя. Делятся на группы, выбирают капитана команды. Выполняют задание.
Языковы́е отличия, языко́вые мышцы, языко́вая колбаса, языково́й барьер.
Вывод: если речь идет о языке как об органе тела, то ударение падает на суффикс, если же речь идет о языке как о средстве общения, то ударение падает на окончание. П10 – сравнение; К1 – понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; Р8 – внесение необходимых корректив в действие после его завершения; Л2 – идентификация личности.
Актуализация знаний и пробное учебное действие (25 мин)
Цель: готовность
мышления и
осознание
потребности к
построению нового
способа действия В разных местах класса (на доске, на парте, на стене) имеются листы с названием трех типов речи (автобусные остановки ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ). Команды распределяются по остановкам.
Необходимо написать на листках, в любом месте, всю известную информацию об определенном типе речи. По сигналу учителя учащиеся переходят к следующей остановке, читают то, что написали предыдущие команды, дописывают информацию. которую посчитают нужной, при этом ничего не исправляют. Первый раз учащиеся находятся на остановках 4 мин., второй раз – 3 мин., третий раз – 3 мин, четвертый раз – 4 мин. Когда команда возвращается к начальной остановке, она знакомится с записями, презентует свой ответ.
После повторения типов речи, учащиеся могут сесть на места и приступить к выполнению упражнению 75 на странице 65-66 и ответить на вопрос: ПОВЕСТОВАНИЕ. В основе повествования – действия и события, которые происходили или происходят последовательно. Это мир в движении, один кадр заменяет другой. Повествование рассказывает. Разновидности: изобразительное, информативное. Построение текста-повествования: завязка-развитие действия-кульминация-развязка. Языковые особенности: глаголы, особенно прошедшего времени совершенного вида.
ОПИСАНИЕ. В его основе – изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его признаков и действий. Это мир в покое, один кадр. Описание показывает. Разновидности: описание предмета, места, состояния окружающей среды, человека. Построение текста-описания: описание общего вида предмета; описание деталей, частей предмета; описание наиболее интересных деталей, частей предмета. Языковые особенности: больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (сущ., прил., наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы, а также выразительные средства языка: эпитеты (образное определение), сравнения (сопоставление одного предмета или явления с другим) метафоры (скрытые сравнения, перенос значения слова с одного предмета, действия, признака или явления на другой на основе их сходства), олицетворения (наделение неодушевленных предметов, явлений человеческими качествами).
РАССУЖДЕНИЕ. В основе рассуждения – доказательство или объяснение какого-либо положения, мысли. Это мысли о мире, а не сам мир. Рассуждение доказывает. Разновидности: доказательство, объяснение, размышление. Построение текста-рассуждения: тезис, доказательства (аргументы, примеры), вывод. Языковые особенности: много осложненных и сложных предложений, особая роль принадлежит вводным словам, подчинительным союзам со значением причины, следствия и уступки. П3 – построение речевого высказывания в устной форме; П9 – осуществление синтеза как составления целого из частей; К3 – учет разных мнений; К4 – стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; К6 – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Р1 – принятие и сохранение учебной задачи; Р9 – выполнение учебных действий в громкоречевой форме и умственной форме, Л10 – формирование мотивов достижения и социального признания.
Выявление места и причины затруднения (1 мин)
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. К какому типу речи относится данный текст? Учащиеся пытаются определить тип речи. П4 – поиск разнообразных способов решения задач; Л11 – формирование границ собственного знания и незнания.
Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Предлагает работу с теоретическим материалом §14. Читают параграф. П1 – осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Реализация построенного проекта (3 мин)
Цель: формирование мотивации познания Выслушивает ответы.
Помогает определить тему урока. Озвучивают свои предположения.
Определяют тему урока и записывают ее в тетрадь. П10 – сравнение; К12 – построение монологического высказывания; Р7 – оценка правильности выполнения действий.
Закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин)
Цель: применение нового знания в типовых заданиях Даёт задание по группам. Из текста упражнения 75 выпишите:
1 группа – языковые средства, которые доказывают, что в данном тексте есть такой тип речи, как повествование;
2 группа – языковые средства, которые доказывают, что в данном тексте есть такой тип речи, как описание;
3 группа – выписывает выразительные средства из текста.
Учитель раздает рефлексионные карточки (приложение 1) Работают письменно с текстом упражнения 75, называют выписанные языковые и выразительные средства:
1 группа: глагола совершенного вида прошедшего времени (звали, вытаращил, вытянул, свистнул, помним, увидели, выросла).
2 группа: глаголы несовершенного вида прошедшего времени (дремал, лакал, ловил, катался), определения (пушистый, бело-розовый, черно-рыже-белый, стройная, гордая, темно-каштановая, пышная, белая).
3 группа: метафорический эпитет (огненные пятна), олицетворение (веселыми глазами), сравнение (хвост как ламповый ёрш). П5 – структурирование знаний; К11 – адекватное использование речевых средств для решения различных задач; Р5 – адекватное восприятие оценки учителя.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Предлагает заполнить рефлексионную карточку (прием «Незаконченные предложения»).
Дает на выбор домашнее задание (упр. 75, вопрос 2 (на выбор подпункт 1, 2 или 3)
Оценки за урок выставляются после анализа рефлексионных карточек. Заполняют карточки, оценивают свою работу на уроке и психологическое состояние.
Записывают домашнее задание. Р6 – различение способа и результата действия; Л15 – оценка своих поступков
Приложение 1
Имя и фамилия__________________________________________ класс ___
Сегодня я узнал, что ______________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________
_______________________________________________________________.
Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________
_______________________________________________________________.
Я оцениваю свою работу на уроке на ______. Имя и фамилия__________________________________________ класс ___
Сегодня я узнал, что ______________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________
_______________________________________________________________.
Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________
_______________________________________________________________.
Я оцениваю свою работу на уроке на ______.
Имя и фамилия__________________________________________ класс ___
Сегодня я узнал, что ______________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________
_______________________________________________________________.
Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________
_______________________________________________________________.
Я оцениваю свою работу на уроке на ______. Имя и фамилия__________________________________________ класс ___
Сегодня я узнал, что ______________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________
_______________________________________________________________.
Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________
_______________________________________________________________.
Я оцениваю свою работу на уроке на ______.
приложение 2
Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:
языковые отличия
языковые мышцы
языковая колбаса
языковой барьер Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:
языковые отличия
языковые мышцы
языковая колбаса
языковой барьер Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:
языковые отличия
языковые мышцы
языковая колбаса
языковой барьер