Технологическая карта по русскому языку на тему Сочетание разных типов речи в тексте

Технологическая карта
Ф. И. О. Ахметзянова Алмазия Рашитовна
Класс 4 Дата: 06.03.2015
Предмет: русский язык

Тема «Сочетание разных типов речи в тексте»
Тип урока: открытие новых знаний, закрепление умений и навыков с использованием приемов технологии практического мышления.
Место и роль урока: 4 урок, закрепление пройденного материала и изучение новой темы.
Цели урока:
Образовательные: изучение языковых особенностей сочетания разных типов речи в тексте.
Развивающие:
-развитие учебно-информационных умений (воспроизвести новую информацию о сочетании разных типов речи в тексте).
-развитие учебно-интеллектуальных умений (наблюдать, объяснять, сравнивать, делать выводы).
-развитие критического мышления;
-развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействие в парах, группах).
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности, целеустремленности в достижении поставленной цели, проявление инициативы.
-воспитание толерантных качеств.
Задачи урока:
-изучить виды описаний и их языковые особенности;
-научиться объяснять особенности сочетания разных типов речи в тексте;
-использовать полученные знания на практике.
-способствовать выработке у учащихся умения обобщать пройденный материал;
-активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование к уроку:
-раздаточный материал;
Формы организации деятельности обучающихся на уроке:
-индивидуальная;
-парная;
-групповая;
-коллективная.
Межпредметные связи: литература.
Эпиграф к уроку.

О Великий, Могучий Русский язык! С твоей помощью можно выразить все оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства, передать все нюансы тончайших эмоций, описать всю красоту природы, передать любые знания. Ты податлив, ярок, многогранен!
И.С.Тургенев.


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие.
Предлагается задание учащимся определить по схемам тип речи.
Определяют тип речи(работают в группах).
1 группа:
Тезис /почему?/ (потому что, так как). – обоснование : аргумент, доводы, примеры - вывод.
2 группа:
Завязка – развитие действия-кульминация- развязка.
3 группа:
Описание общего вида предмета, описание деталей, частей предметов.
Личностные : положительное отношение к учебной деятельности, познавательные: находят информацию в схемах.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Минута правильного списывания.
Какие слова вызывают затруднения в написании и толковании?
Списывают высказывание И. С. Тургенева о русском языке.
Коммуникативные: аргументация своих мнений. Целеполагание.

3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Предлагает выписать непонятные слова.
Работают сл словарем Ожегова, где знакомятся с лексическим значением слов ЭМОЦИЯ, НЮАНСЫ.
Познавательные: преобразование и информация из одной формы в другую.

4.Мотивация.
Цель: формирование мотивации познания.
Аргументом высказывания И.С. Тургенева является сочетание разных типов речи в тексте. Работа в группах: «Согласны ли вы ?» по упр. 74. Аргументировать свой ответ.
1 группа: доказать, что первый абзац- это описание;
2 группа: доказать, что 2 абзац- это повествование. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что в тексте часто встречаются разные типы связи.
Личностные: оценивание освоенного содержания. Познавательные: открытие учащимися нового знания.

5. Первичное закрепление с комментированием.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Работа в группах. 1 группа: задание 3 к упр.74.


2 группа: задание 4 к упр.74.
Выписывают прилагательные, которые помогают представить петуха.
Из 2 абзаца выписывают глаголы, которые рассказывают о поведении петуха.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные
умение оформлять свои мысли в письменной форме.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Предлагает учащимся определить, какие языковые средства используются в данных фрагментах.
Выписывают языковые средства: устно дают определение: сравнение; эпитет; олицетворение.
Познавательные: умение находить нужную информацию; регулятивные: умение решать проблемы; личностные: способность самооценки своих действий.

7. Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Составление синквейна.








Рефлексия. «Допиши предложение». Вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне ---------понравился.
Я -----доволен своей работой на уроке.
Работа в парах. 1 пара: описание; 2 пара: повествование; 3 пара: рассуждение; 4 пара: сочетание разных типов в речи.
Учащиеся заканчивают предложения.









Домашнее задание по выбору: написать изложение по тексту упр.74 или сочинение о каком-либо животном с сочетанием разных типов речи в тексте.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; личностные: самооценка; коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.


15