План-конспект урока русского языка (чтения) в 6-Б классе. Тема: А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Макеевская специальная общеобразовательная школа-интернат №35
План-конспект урока русского языка (чтения) в 6-Б классе.
Тема: А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Подготовила
учитель-дефектолог 9 разряда: Остапчук И.Н.
2016-2017
Тема. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Задачи. Познакомить обучающихся с содержанием стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Учить читать выразительно, передавая настроение стихотворения. Формировать навыки и умения в нахождении главной мысли и деления текста на части. Корректировать умственные и речевые недостатки, развивать устную речь в ходе обсуждаемого произведения, обогащать словарный запас обучающихся новыми словами и выражениями. Воспитывать навыки культурного поведения, чуткого отношения к красоте родной природы.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте. Сядьте на места. Все готовы к уроку? Какое сегодня число? А какой по счёту месяц зимы? Какие приметы зимы вы знаете?
Поздравляю вас с первым днём зимы!
Наш урок будет посвящён прекрасному времени года – зиме.
На уроке нам предстоит много говорить, выразительно читать, внимательно слушать, отвечать на вопросы и давать полные ответы.
Логопедическая зарядка.
Ребята, давайте подготовимся к чтению с помощью скороговорки.
Чтение скороговорки. Прочитайте: про себя, шёпотом, вслух, быстро.
Зимним утром от морозана заре звенят берёзы.
Мы подготовились к чтению.
Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, над чем работали на прошлом уроке.
- Как называлось произведение?
- Кто написал это произведение?
- Назовите главных героев сказки.
- Как хотели позабавиться два Мороза?
- Кого у них получилось заморозить? Почему?
Хорошо, мы вспомнили, что изучали на прошлом уроке.
Введение в тему.
- Дети, а вы знаете кто такой А.С.Пушкин?
- Какие его произведения вы знаете? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»).
Сегодня мы познакомимся с стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Научимся выразительно читать, анализировать содержание стихотворения, выделять главное.
Рассматривание иллюстраций «Зима»
-Ребята, посмотрите на иллюстрацию.
- Что видите? (наступила зима)
-Как изобразил художник зиму?
-Как вы относитесь к зиме?
Такой увидел зиму художник , а сейчас вы услышите, как описывает зиму поэт.
В этом стихотворении, вам встретятся много новых слов и выражений: нагоняя, рассыпалась, клоками, волнистыми коврами, брега, с недвижною, пухлой пеленою, блеснул мороз, проказы.Клок – пучок, кусок Брега – берега (старая форма слова) Недвижная река – неподвижная река
Пухлой пеленою – это сравнение снега с пухом, много снега покрыло землю. Он не блестит, а начинает блестеть, когда долго лежит и становится твёрдым.
Блеснул мороз- холодно, морозно, снег блестит на морозе.
Проказы- забавы, проделки.
Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
Прежде чем мы начнём работу с текстом, проведём гимнастику для наших глазок.
Зрительная гимнастика.
Основная часть.
Сейчас прочитаю стихотворение, а вы мне ответите с какой интонацией и темпом я читала? На доске есть слова выберите подходящие.
1,2 строчка - медленно;
3,4, - оживлённо;
5,6,7,8,9 - торжественно, восхищённо;
10,11 - радостно, празднично.
(На доске - карточки: торжественно, празднично, печально, строго, весело, радостно, грустно, ласково ). Найти нужные слова.
- Почему зима названа волшебницей? (Потому что за короткое время зима изменила всё вокруг до неузнаваемости. Ещё недавно в природе были яркие краски, а сейчас - всё белое, блестящее, искристое).Физминутка.
- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…
(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…
Представьте себе какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.
- Возвращаемся из нашего путешествия. Ребята садимся ровно, открываем глаза.
- Что вы представляли себе, пока слушали меня?
Закрепление.
Работа с текстом.
-На сколько частей мы можем поделить стихотворение?
Читает ученик. ( Настроить на выразительное чтение).
Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
-Прочтите первую часть стихотворения.
-О чем, говорится в этой части? (О том, как похолодало, небо затянуло тучами).
-Где надо сделать паузу?
Правильно, ребята, после слова «завыл», так как дальше говорится не о севере, а о зиме.
-А что, сделал север? (Дохнул, завыл).
-Прочтите вторую часть.
- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех). 
- Так с кем поэт, сравнивает зиму? (С волшебницей).
- А что сделала зима, когда пришла? (Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами ).
-А что сделал мороз? (Блеснул).
-Прочтите третью часть и подумайте, что хочет показать автор в этой части стихотворения?
(И рады мы проказам матушки - зимы - показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю).  - Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы — читается несколько ускоренно, как выражается радость от прихода зимы.
Самостоятельное чтение. Задание:
Мы изучаем на уроках русского языка имя существительное, я хотела , чтобы вы нашли их в этом тексте и назвали. (север, тучи, волшебница, зима, брега ,мороз ). Работа в тетради. Запись слов.
Работа в группах.
Дети, сегодня на уроке вы рассмотрели картину и прослушали стихотворение. Давайте попробуем сравнить. Для этого вы поработаете в группах. Первая группа подберёт слова подходящие к картине, а вторая группа подберёт слова подходящие к стихотворению.
1 группа, набор слов – зима, снег, ручей, спокойствие, тишина, красота, иней, лето, жара, луна, цветы, земляника.2 группа – мороз, волшебство, снег, сказка, холод, тучи, север, море, тепло, зелень, бабочки, трава.Ответы детей.
Подведение итога.
-Над каким произведением работали на уроке?
- Что нового узнали?
- Вам запомнились новые слова и выражения, с которыми вы познакомились сегодня?
- Какие?
Оценивание.
Рефлексия. «Пантомима»
Обучающиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Д/з. выучить стихотворение наизусть.