Статья Применение современных педагогических технологий в начальной школе


«Применение современных педагогических технологий в начальной школе»
В своей работе применяю самые современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Использование исследовательского метода в обучении
Проектные методы в обучении
Игровые методы
Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток. А также мною разработана программа динамических пауз заключающаяся в том, что на протяжении всего года каждый день недели проводится в соответствии с планом: пн подвижные игры, вт спортивно интеллектуальные, ср народные и настольные игры, чт общеразвивающие комплексы, пт музыкальные физминутки. Ежедневно проводятся процедуры витаминотерапии и фитоозоровления.
 
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
 
Информационно-коммуникативные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ: систему голосования, документ камеру. разрабатываю мультимедиа-презентации не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.
 
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». формирую у детей необходимых УУД:
 
1. Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся:
 
умение работать в группе;
высказывать свое личное мнение;
выслушивать мнение товарищей;
создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.
 
2. Личностные - мотивация учения, моральный выбор.
 
3. Познавательные. Формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование самостоятельный поиск решения проблем творческого и поискового характера.
 
2. Регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так называемые карточки «светофоры», а также смайлики.
 
Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности.
 
Внеурочная деятельность
 
Воспитательный процесс ведется на основе личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе обучения важную роль играет внеурочная деятельность. Я являюсь организатором внеклассной работы в начальной школе. Мною создана система внеурочной работы через реализацию годовой игры «Творческий калейдоскоп» во всей начальной школе.
 
Интересны и разнообразны формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет, развитие самоуправления (выбор актива), соревновательный момент между классами и т..
 
Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и представлена следующими направлениями:
 
Социальное
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное 
1. Социальное развитие. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, газета, ЛДП, калейдоскоп). 
 
Раскрытие потенциала каждого ребёнка, признание его как личности, умение добиваться чего-либо им в окружающей его действительности – эти приемы я использую в своей работе. Потенциал ребёнка в большей степени проявляется через игру. Поэтому большинство мероприятий и дел я провожу в виде игры, конкурсов, викторин.
 
Главным фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер, который представлен в плане воспитательной работы на каждый учебный год. Основу этой деятельности составляет игра «Творческий калейдоскоп».
 
При реализации социального проекта «Экология мира - экология души» учащиеся оказывают помощь малообеспеченным людям в виде книг, одежды, обуви, игрушек ребята приняли участие во Всероссийской акции «Милосердие».
 
2. Общеинтеллектуальное развитие.
 
Целью работы в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Учебная и воспитательная деятельность неразрывно связаны.
 
Работа над темой по самообразованию «Работа с литературным произведением как средством интеллектуального развития младших школьников на уроках литературного чтения» помогает мне достигать этой цели и на уроках, и во внеурочных мероприятиях (тренинги по развитию памяти, внимания; интеллектуальные марафоны).
 
В течение трех лет провожу занятия кружков «Юным Умникам и Умницам», «Занимательная математика», «Геометрика». На внеурочных занятиях предлагаю детям не только решение занимательных и олимпиадных заданий по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаю обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовлю открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель.
 
Всё это позволяет мне формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. В результате совместной творческой работы на уроках, учащимися создается продукт деятельности.
 
Дети сами создали проекты:
 
«Умники и умницы» (по предметам начальной школы)
«Ребусы» (русский язык, математика)
«Задания с ловушками» (по предметам начальной школы)
«Заколдованные примеры» (математика)
«Почемучка» (окружающий мир)
«Наши сочинения» (чтение)
«Наши открытия» (русский язык).
 
3. Спортивно-оздоровительная деятельность.
 
В целях формирования осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья у меня выработана система работы по пропаганде здорового образа жизни (касалась этого выше). Основной целью пропаганды является укрепление здоровья учащихся, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Активно использую здоровьесберегающие технологии: физминутки, разминки, гимнастика для глаз и гимнастика для ума, элементы релаксации, фито и витаминотерапии.
 
При реализации годовой игры в системе предусмотрены все направления. С целью изучения психического и физического здоровья учащихся тесно сотрудничаю с медицинским персоналом, специалистами психологической службы школы, родителями учащихся. 80% детей посещают спортивные секции, где занимают призовые места не только в городских соревнованиях, но и в краевых.
 
4. Духовно-нравственное воспитание.
 
Одной из главных воспитательных задач является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них – вечные нравственные нормы: доброта, любовь и уважение к людям, чувство собственного достоинства, совестливость, воля, дисциплинированность, любовь к труду, самостоятельность и настойчивость.
 
Без них нет, и не может быть ни нравственных убеждений, ни нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения. В этом направлении совместно с детьми проводятся классные часы, дискуссии, беседы, экскурсии, праздники. Детьми класса был подготовлен и проведён концерт к дню пожилых людей, дню инвалидов. Ежегодно проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы, приглашаются ветераны ВОВ. Включаю элементы гражданско-патриотического воспитания во все общешкольные и классные мероприятия.
 
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями.
 
Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив.
 
Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив. В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности.
 
Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.
 
Результатом работы являются победы учащихся в конкурсах. Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе сообща можно идти к единой цели развития школьника. Мы проучились по новым стандартам один год.
 
Но уже сейчас я могу с уверенностью сказать: мои первоклашки отличаются от прежних учеников. Они умеют спорить, размышлять, не ищут легких путей, умеют оценивать свою работу и работу своих товарищей, делают правильные выводы и предлагают пути решения проблемных ситуаций. Дети активно участвуют в делах класса и школы. За год мои ученики выполнили 14 проектов. Да, моим ученикам всего 6-7 лет. Большую помощь в работе по стандартам второго поколения оказывает родительский коллектив. Не все пока получается гладко. Но мы только начинаем и не боимся трудностей. Ведь вместе – мы сила!