«Эффективность внедрения педагогических технологий на уроках русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе 7, 8 видов».


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ОВЗ»
г.о.Электрогорск Московской области











«Эффективность внедрения педагогических технологий на уроках русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе
7, 8 видов».











Автор:
Панина Е.А.
учитель русского языка и литературы















I. Введение.
Проблема использования педагогических технологий в преподавании русского языка в школе волнует ученых и педагогов-практиков давно. Например, идеи программированного и проблемного обучения широко обсуждались и внедрялись в преподавание русского языка советскими учителями еще в 60-е – 70-е гг. XX века (теория программированного обучения: В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина и др.; проблемное обучение: М.А.Данилов, В.П.Есипов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др.). Эта дидактическая традиция развивается и находит все большее применение в современной школе. Ориентиры преподавания при этом направлены в сторону развития педагогической теории и практики за счет поиска и внедрения новых идей и технологий.
Не исключением является преподавание русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе 7,8 видов. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются полноправными членами нашего общества и нуждаются в высоко - профессиональной помощи со стороны педагогов. Для этого все педагоги нашей школы стараются применять новые образовательные технологии (технологические линии или элементы технологий) в процессе обучения и воспитания учащихся с ОВЗ.
Учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А. для использования в своей работе используются следующие образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Компьютерные (информационные) технологии(Апатова Н.В.,Беспалько В.П.)
Групповые технологии (В.К. Дьяченко)
Игровые технологии
Технология уровневой дифференциации обучения (Г.К.Селевко)

Цель: оценить эффективность применения новых образовательных технологий на уроках русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе 7,8 видов.
Задачи:
определение принципиальных конструктивных идей новых педагогических технологий, их категориальный аппарат;
осмысление целесообразности использования конкретной технологии при обучении русскому языку;
проведение ее анализа;
использование системы оценки знаний, рекомендуемой разработчиками определенной технологии обучения;
проведение контроля знаний учащихся;
правильная организация педагогической деятельности и общения с детьми с ОВЗ на уроке.

II. Эффективность внедрения педагогических технологий на уроках русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе 7, 8 видов.
Одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Другая практическая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки». Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было:
отыскать цели;
отыскать средства достижения этих целей;
отыскать правила пользования этими средствами.
Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат. Это базовое основание любой технологии образования. Этим основанием я пользуюсь в своей работе в процессе преподавания русского языка и чтения в МОУ СКОШ № 2 на новом образовательном технологическом уровне.
Здоровьесберегающие технологии.
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка с ОВЗ за период обучения в школе.
В сфере физического здоровья:
формирование потребности учащихся в здоровом образе жизни; совершенствование физкультурно-оздоровительных и медико - гигиенических методов работы; анализ мониторинга состояния здоровья учащегося.
В сфере психического здоровья:
создание комфортных условий для психического развития учащихся; совершенствование психолого-педагогических методов и приемов работы.
В сфере социального здоровья:
создание комфортных условий для социально-бытовой адаптации учащихся с ОВЗ; обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
В урочной и внеурочной деятельности создаю условия для здорового развития учащихся:
соблюдаю организационно-педагогические условия проведения урока: оптимальную плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток ( в классах школы 7 вида -1 физкультминутка на 17 минуте урока; в классах школы 8 вида – 2 физкультминутки на 5 и 17 минуте урока) и упражнений для зрения, опорно-двигательного аппарата, снятия психо - эмоционального напряжения учащихся;
формирую необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни учащихся;
обучаю применять полученные знания в повседневной жизни;
поддерживаю благоприятный психологический климат в классе;
соблюдаю правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. В рамках применения здоровьесберегающей технологии использую элементы методик В.Ф.Базарного, М.Монтессори.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Сформированы аспекты здорового образа жизни. Наблюдается снижение показателей заболеваемости детей, утомляемости детей на уроках, повышается уровень концентрации внимания у ребят.
У учащихся наблюдается повышение мотивации к двигательной деятельности (что ведет к устранению гиподинамии учеников с ОВЗ), здоровому образу жизни.
Возникла регулярная поддержка со стороны многих родителей по сохранению здоровья их детей.
Компьютерные (информационные) технологии (Апатова Н.В., Беспалько В.П.)
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Создание комфортных условий обучения.
Повышение эффективности и качества обучения.
Обеспечение мотивации учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Формирование у учащихся нового мышления, связанного с тем информационным пространством, в котором ученик познает окружающую жизнь, активно действует, что приводит к наиболее успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.
Углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Совершенствование интересного, увлекательного, эмоционального общения учителя с учениками.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Для своей подготовки к урокам русского языка и литературы, для формирования собственного банка методических разработок и научно-практических материалов использую возможности Интернета. Дети с ОВЗ осваивают новые формы коммуникации и общения в виде предметной переписки по электронной почте с одноклассниками и учителем.
Часто в своей работе я предлагаю учащимся опережающие задания с целью поиска интересной, необходимой информации по теме, которой нет в учебнике (групповые и индивидуальные). Делаю это с учетом дифференцированного подхода.
Активно использую в практике работы слайд-презентации как совместные, так и выполненные детьми самостоятельно.
Информационные способы обучения дали мне возможность визуализировать процесс усвоения учебного материала школьниками с ОВЗ при помощи технического потенциала интерактивной доски и мультимедиа- проектора.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Информационные технологии повышают эффективность, качество обучения, темп урока. Ребята больше занимаются самостоятельной познавательной деятельностью, лучше усваивают теорию, меньше допускают практических ошибок. Ребята приобретают опыт публичных выступлений, умений пользоваться интернет- ресурсами и другими возможностями компьютерной, офисной техники. Широкий спектр средств информационных технологий позволяет мне проводить уроки различных типов: уроки с использованием компьютерных дисков различных форматов, уроков – презентаций.


Групповые технологии (В.К. Дьяченко)
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Создание условий для взаимодействия учащихся в группе.
Организация совместных действий учеников и учителя, направленных на активизацию учебно- познавательных процессов.
Обеспечение активности учебного процесса.
Развитие мышления учащихся.
Достижение высокого уровня усвоения содержания.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Для реализации данной технологии организую работу мини-групп:
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственном руководством лидера группы или учителя;
задания подбираю такие, которые позволяют учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
В процессе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом к друг к другу.
Групповая форма работы на уроке позволяет мне решать дидактические задачи .
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.

Работа в группах приводит к более эффективному усвоению темы, умению работать в коллективе, что повышает коммуникативные способности и толерантность к чужому мнению.
Ребята взаимно обогащаются, работая над групповым заданием.
У каждого ребенка формируется устойчивое отношение к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.






Игровые технологии

Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Спектр целевых ориентаций.
Дидактические:
расширение кругозора, познавательной деятельности учащихся; применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков учащихся, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных, трудовых умений и навыков.
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, творческих способностей., рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности; коррекция структуры дефекта ребенка с ОВЗ..
Воспитывающие:
воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок: воспитание сотрудничества, коллективизма,общительности, коммуникабельности.
Социализирующие:
приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Игровые технологии применяются мною для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (русский язык, чтение, литература). Игровые приемы используются
как составляющий элемент урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий ведется мною по таким основным направлениям: дидактическая цель, ставится перед учащимися форме игровой задачи; учебная деятельность , подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства.
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках применяются дидактические (напр.для коррекции ошибок на уровне звука, буквы, слова, словосочетания, предложения, текста ), ролевые
( пьеса ситуации, игры сказкотерапии) и деловые игры (имитационные упражнения, деловой театр, межпредметные игры).
На некоторых занятиях по русскому языку(в 5,6классах)применяю элементы технологии развивающих игр Б.П.Никитина. Предметные развивающие игры лежат на основе строительно-трудовых и технических игр с кубами, деталями из конструктора, мячами.
Использую приемы сказкотеррапии. В своей работе я использую методику звукового различия глухих и звонких звуков с помощью кубиков – погремушек. Н.В.Зайцева.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.

Предметные игры возбуждают интерес к изучению русского языка и литературы.
Наблюдается постепенное возрастание уровня трудности заданий в играх, что позволяет учащемуся идти вперед и развивать свои творческие способности, умения выделять основные характерные признаки предметов; сравнивать,сопоставлять их.
Коллективные игры ведут к развитию коммуникативных навыков учащихся, практическому закреплению полученных знаний, расширению кругозора детей.
Игровые формы работы создают условия для положительной тенденции в коррекции структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения (Г.К.Селевко)

Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Обучение каждого ребенка с на уровне его функциональных физических, психо- эмоциональных возможностей и способностей .
Адаптация процесса обучения к особенностям различных групп.
Строгое соблюдение дифференцированного подхода к учащимся с ОВЗ.
Преодоление и компенсирование индивидуальных особенностей в умственном развитии аномального ребенка.
Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Своеобразие коррекционной школы позволяет мне использовать широкие возможности обучения русскому языку и литературе, учитывая особенности каждого ребенка с ОВЗ.
Для проведения уроков применяю тип внутриклассной( внутрипредметной) дифференциации .
В урочной деятельности создаю условия для дифференцированного подхода к учащихся:
соблюдаю организационно-педагогические условия проведения урока: индивидуализация объема учебных знаний с учетом утомляемости, состояния внимания, здоровья, темпов работы каждого ученика.

Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ приводит к снижению показателей заболеваемости детей, их утомляемости на уроках, повышается уровень концентрации внимания и темпа работы учащихся. У ребят воспитывается привычка работать в коллективе и индивидуально, что приводит к положительной динамике в изменении структуры дефекта ученика с ОВЗ.

















III.Заключение.
Главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
В структуре технологии обучения выделяются такие компоненты:
1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.
2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.
4. Контроль качества усвоения материала.
Соблюдение данной структуры в процессе реализации образовательных технологий на уроках русского языка и литературы приводит к положительным результатам в обучении, воспитании и изменении структуры дефекта учащихся с ОВЗ.









IV. Литература.
Волина В. В. «Учимся играя». – М.: Новая школа, 1994.
Сулицкая М.Н, Калашникова Н.Ю. «Русский язык. Творческая работа на уроках». – Волгоград: «Учитель»,2011.
Егоров В.И. «Оказание помощи детям с трудностями обучения (из опыта работы)». – М.: «Новая школа,2008.
4. Левитес Д.Г. « Практика обучения: образовательные технологии». М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. С.141–142.
5. Гац И.Ю. «Методический блокнот учителя русского языка». М.: Дрофа, 2003.
6. Колесникова И.А. «Педагогическая деятельность в зеркале межпарадигмальной рефлексии». СПб.: СПбГУПМ, 1999.


Введение....1 - 2стр

Эффективность внедрения педагогических технологий
на уроках русского языка и чтения в Специальной
(коррекционной) школе 7,8 видов..2-9 стр

3. Заключение10 стр

4. Литература.11 стр



15