Урок по рассказу А.Грина Пропавшее солнце


Тема: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
(по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»).

Цели: - познакомить учащихся с содержанием рассказа;
- обсудить проблему тех, кто оказался жертвой обстоятельств или
произвола других людей;
- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение
работать с текстом художественного произведения.

Эпиграф урока:
А если день погас?
К.Д.Бальмонт

Урок – исследование.

Технологическая карта урока.

1.Стадия вызова
Деятельность
учащихся
2.Стадия осмысления
Деятельность
учащихся
3.Стадия
рефлексии
Деятельность
учащихся

Стратегия «Свободное плавание»
Высказывание
мыслей по поводу предложенной учителем проблемы;
составление ассоциативного ряда.
Стратегия
«Идеал»
1. Определение проблемы.
2. Решение проблемы через обращение к тексту, чтение с остановками, анализ,
«толстые» и тонкие» вопросы.
3. Составление
кластера.

Издание
(устное представление
творческой
работы)
Устное сочинение – миниатюра или
сенквейн.


Стадия вызова.

1). Слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с удивительным писателем – А.Грином, которого поэт В.Саянов назвал «сказочником странным с извечной, как солнце, мечтой о добре».
Но начать наш разговор я хотела бы с предания о том, что, когда на небе загорается звезда, в мир приходит новый человек.
А как вы считаете, зачем Человек приходит в этот Мир?

/Версии детей: - чтобы жить; чтобы любить; совершать полезные поступки и т. д./
А вот как об этом говорит известный русский поэт К.Д.Бальмонт.

2). Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце».

3). Составление ассоциативного ряда:

СОЛНЦЕ – ЖИЗНЬ; ЧЕЛОВЕК - ВЛАСТЕЛИН

Учитель: Слово «солнце» есть и в названии рассказа А.Грина, но оно имеет определение «пропавшее». Почему? К ответу на этот вопрос мы ещё вернёмся. А сейчас представим, что однажды на небе вспыхнула яркая звёздочка, и в мир пришёл мальчик по имени Роберт Эльгрев.

- Скажите, в какой мир он пришёл?
- Мир нужды, безысходной нищеты, страданий.

- Что суждено было испытать Роберту?
- «Крошечному сердцу» были «суждены страдания и победа».
- Он был лишён Солнца, а значит и Жизни.
- Стал игрушкой в руках «человека без сердца»

Стадия осмысления. (Стратегия «идеал»).

- В чём же главный вопрос, на который автор ищет ответ?
/ Версии детей/
Учитель: Ответ на этот вопрос даёт ответ текст. Обратимся к нему.

1). Чтение с остановками.
- Проследите по тексту, как автор «лепит» образ Авеля Хоггея. Какие слова подбирает А.Грин, характеризуя «властелина»?
- Обратите внимание на имя Авель. Вспомните, какая библейская легенда связана с этим именем?
/Хоггей скорее Каин, убивающий беззащитного человека/
- Как вы думаете, можно ли Хоггея назвать не только палачом, но и жертвой? /Да. Жертвой своего палачества/
- Что рассказывает Грин о приятелях Хоггея?
- Как вы думаете, что позволяет этим «людям» играть жизнью и судьбами обездоленных, более слабых?
- Почему «ужасная игра» Хоггея сорвалась?
/Мальчик понял, что его пытались обмануть, пытались отнять всё, т.е. жизнь. Осознание этого придаёт ему силы. Он осознал, что жизнь не умирает с заходом солнца, что Солнце вернётся, его надо только дождаться, а тёмный ночной сад полон жизни и тайны.
2). Анализ фрагмента.
- Прочитайте фрагмент из главы 5, в котором дано описание сада.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Что помогает нам понять пейзаж?
- Что, по- вашему, значат последние слова Хоггея: «Ликвидируйте этот материал и уберите остатки прочь»?
- Автор ещё до «эксперимента» предсказал герою «страдание и победу».
Какой эпилог можно было бы придумать к этому рассказу?

3). Составление кластера.

- Проследите, как Грин постоянно подчёркивает, что Хоггей живёт в ложном, искусственном мире, мире кривых зеркал, поэтому жизнь и заставляет его потерпеть фиаско.

- Составьте кластер:

«Мир» Хоггея Мир - Жизнь
Терраса Сад
трогательный, прелестный свет
Железное солнце – золото трепет струй, дыхание трав
«Сад заперт, стены высоки» голоса бутонов
Разговоры о смерти, игра в смерть ощущение жизни, возвращение к ней
Бессердечие сердце

Выводы.

Жизнь убить нельзя. Человек, пытающийся убить жизнь, сам превращается в мертвеца, холодного, злобного. Для того же, кто верит в жизнь, Солнце однажды всходит и на западе.

Стадия рефлексии.

Для кого же Солнце оказалось пропавшим?

Домашнее задание: Создайте сочинение – миниатюру по впечатлениям о
прочитанном.

















МАОУ СОШ № 56

Калининград, 2016 г.




«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Пропавшее солнце»
6 класс



Давыденко Н.Н.,
учитель высшей категории