Выступление на городской читательской конференции Роль Мастера в моей жизни


«Роль Мастера - в моей жизни»
ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»
Посеуков Данил 14 лет
Руководитель Попова Е.В.
Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. Так я познакомился с романом Булгакова «Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков работал над романом очень долго и тщательно.
Работа над романом началась в конце 1920-х годов.Сначала роман имел несколько названий. В 1937 году автор назвал его «Князь тьмы». Но и этот вариант не удовлетворял Булгакова. И одновременно с этим он понял, что важнее всего закончить фантастический роман о дьяволе. Обстановка в стране становилась все обострённой, почва под ногами все более неустойчивой. Служба в Большом театре давала сносный заработок, кое-как можно было сводить концы с концами. Надо работать над главной своей вещью. Название «Князь тьмы» было отвергнуто автором, возникло окончательное название - «Мастер и Маргарита».  Это произведение для многих была мистическим детективом, для кого-то исторической драмой, а для кого-то прекрасной историей любви. Но как бы ярко наше воображение не представляло картины произведения, будь то полет Маргариты на метле, или образ кота Бегемота, или яркие сцены шабаша, ничто не заменит впечатлений от увиденных сцен на экране или на подмостках театра.
В начале 1930 г. Б. свой неоконченный роман сжег, 28 марта того же года писал в известном своем письме правительству СССР. “И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе”. От сожженного романа остались предварительные черновики: две общие тетради с изорванными листами и небольшая пачка разорванных листков третьей тетради.
Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова (1928-1940) – книга в книге. В рассказ о визите сатаны в Москву начала ХХ века вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из булгаковских персонажей – мастер.
Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа. Роман «Мастер и- Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова. Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.
В 1931 г. Б. попытался вернуться к роману. Оставил осенью 1932 г. (по времени это совпало с женитьбой на Е. С. Шиловской, с этого момента - Булгаковой) решительно и уже окончательное возвращается к своему главному роману. В это время в роман входит Маргарита, затем Мастер. Общие очертания фабулы сложились
Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде. Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице.  HYPERLINK "http://schooltask.ru/opisanie-obraza-volanda-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/" Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места на земле.
Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.
Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение, и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.
Отталкиваясь от образа Мастера, я для себя сделал выводы, что если идешь к своей цели, то надо не отчаиваться, что Добро, которое мы дарим окружающим, обязательно вернется, Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Будьте добры, и тогда вы будете счастливы!  Доброе отношение может заменить подарок в праздник, помочь больному, поднять настроение. Доброта может проявляться буквально во всём. Это забота о растениях, животных и окружающей среде, готовность помочь. Неравнодушное отношение к происходящему – один из самых явных признаков истинной доброты.