Статья Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения.


Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения.
Журавицкая – Адамчук Юлия Валентиновна
КГУ «Коксунская СОШ»
с.Коксун, Абайский район, Карагандинская область
Изменения — это всегда страшно. Но никто не изменит за вас вашу жизнь. Вы понимаете, какой должны сделать выбор, но несмотря на страх, движетесь вперед. Это главное правило успеха.
Пауло Коэльо.
Испокон веков, учитель являлся творцом, который сеет «разумное, доброе, вечное». Каждый из нас помнит хотя бы одного учителя из своей школьной жизни, который оставил свою частичку в нашей душе. Если говорить о своих воспоминаниях школьной жизни, уроках, всплывают яркие моменты, когда на уроках учитель применял что-нибудь интересное, а не просто рассказывал материал. В мои школьные годы не было сотовых телефонов, интерактивных досок, интернета, где можно было найти все, что только пожелаешь. Только мел, доска и учебник, но самым главным источником знаний для нас был учитель.
Современный ученик не в силах представить свою жизнь без современных технологий: ноутбука, интернета, айфона, социальных сетей. Удивить и заинтересовать современного ученика на любом уроке очень трудно, потому что в мире постоянно происходят глобальные изменения, которые неизбежно накладывают свой отпечаток во всех сферах жизни. И поэтому в настоящее время перед школой стоит задача – обеспечить учеников знаниями, которые они смогут применить в повседневной жизни. А каким образом можно дать ученикам качественное образование? В первую очередь нужно меняться учителям. Огромная ответственность ложится на плечи учителей. В настоящее время мне необходимо научить детей, в первую очередь, учиться. Современные дети привыкли к тому, что они получают все в готовом виде: готовую еду можно купить в магазине и дома только разогреть, решение по математике можно найти в интернете, а домашнего питомца можно носить в кармане в мобильном телефоне. И убеждение, что знания должен давать учитель в готовом виде, тоже прочно сидит в головах наших детей и родителей.
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан четко дает понять, что учителя должны «формировать у учеников навыки того, как обучаться, что поможет стать им независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением». [1, с.4]
И я рада тому, что мне представилась такая возможность, апробировать идеи данной Программы в своей практике.
Я работаю социальным педагогом, и также веду уроки английского языка, мой педагогический стаж сравнительно небольшой. На протяжении своей деятельности я проводила свои уроки, видела, как проводят уроки мои коллеги. Изюминкой таких уроков было использование на одном из этапов урока стратегии, привезенной кем-то из коллег с курсов повышения квалификации. Традиционно, на уроке мы являемся главным источником знаний, главным спикером. Ученики не высказывают свое мнение в большинстве только потому, что у них страх перед тем, что ответ будет неправильным и за это последует плохая оценка.
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан заставила меня изменить свои убеждения в том, как следует преподавать свой предмет и обучать своих учеников. Пажарес утверждает: «Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, оказывает существенное влияние на действия учителя в классе».
Совершенно новым подходом в преподавании и обучении является «Обучение тому, как учиться». Идея этого подхода заключается в том, чтобы помочь учащимся понять и взять на себя ответственность за свое обучение, развить навыки саморегулирования и метапознания потому, что это является основным условием для становления учеников успешными. А толчком к самостоятельному обучению будут методики, которые мне необходимо применять в своей работе.
В новых подходах к обучению большое внимание уделяется критическому мышлению. Научить учеников мыслить критически важно, потому что это способствует развитию умения наблюдать, слушать, находить альтернативные решения. Это навыки и качества, которые необходимы подрастающему поколению для жизни в настоящее время. Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности.
Для развития навыков критического мышления я применяла только составление кластера. Сейчас я узнала, что диалоговое обучение также способствует развитию этих навыков. Как утверждал Александер «диалогическая беседа – это процесс, при котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». [1, с.38] Это форма общения, при которой ученики могут высказывать свое мнение, обмениваются своими знаниями. В диалоге ученики учатся обсуждать, аргументировать.
Задача учителя – вовлечь учеников в диалог. В данном процессе учителю необходимо направлять учеников, а не управлять, помочь понять ценность совместной работы. В ходе своей практики я испробовала интересные стратегии. Например стратегия «Джигсо». Эта стратегия помогает быстрее ознакомиться с содержанием текста самостоятельно, опираясь на знакомые слова, новые слова, которые являются подмостками, позволяющими преодолеть ЗБР. При этом у учащихся развивается саморегуляция, умение работать в группе, а самое главное – развивается навык критического мышления через диалог: дети, прочитав свою часть текста, передвигаются в другую группу и обмениваются мнениями и имеющимися знаниями, задают вопросы, уточняют непонятные для них моменты, то есть здесь осуществляться диалогическое обучение. Стратегии «Зигзаг», «Посланник» понравились моим ученикам и помогли вовлечь в процесс обучения даже тех учеников, кто раньше не проявлял особого желания к обучению.
Отходя от привычных шаблонов, нужно давать детям возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Это понимание изменило все мои стереотипы, определив другое направление в обучении и развитии детей.
Хочется сказать, что я свою работу направляю в новое русло, так как после внедрения новых подходов на практике и, увидев положительный результат, просто не хочется возвращаться назад. Думаю, что с каждым годом учителей, желающих изменить свою педагогическую деятельность, будет больше.