Литературная викторина на тему “Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю” (7-8 класс).


“Песнь свою я посвятил народу.Жизнь свою народу отдаю”. Муса ДжалильЦель: способствовать пробуждению у подростков интереса и любви к поэзии, понимания особенностей художественного, образного отражения жизни в лирике
Задачи:
расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;
формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы;
воспитывать школьников на примере мужественной жизни и поэзии Мусы Джалиля;
воспитывать чувства патриотизма, мужества, гражданственности;
воспитывать тактичность и чувства коллективизма
Оборудование: портрет М.Джалиля, проектор, ноутбук, презентация.
Ход мероприятия:
(На стене плакаты со словами)
“Песнь свою я посвятил народу.Жизнь свою народу отдаю”.Муса Джалиль“Велик народ, который дал такого поэта,
как Муса Джалиль”
С.ВургунДөньяда шундый итеп яшәргә кирәк,
Үлгәннән соң да үлмәслек булсын.
М. Җәлил
Ведущий: Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя, любимые ученики! Сегодня отмечаем большой праздник, юбилей, посвященный 110-летию Мусы Джалиля – любимого сына татарского народа, Героя Советского Союза, Лауреата Ленинской премии.
Учащийся в одежде солдата:
Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так... Есть жизнь после смерти... в сознании, памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь - «жизнь после смерти»... Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать».

М. Җәлил.
Ведущий: В этих словах поэта-героя и определение, и объяснение человеческого и творческого подвига, свершённого поэтом, чьё имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности. “Моя жизнь была одной грустной песней”, - говорит поэт. А для нас имя его стало песней, прозвучавшей на весь мир. Народ был потрясен, прочитав его стихотворения, созданные в плену, перед казнью. Мы с Вами многое уже знаем об этом поэте – герое. И сегодня собрались мы здесь, чтобы проверить свои знания. Сегодняшний праздник пройдет необычно, потому что нам придется соревноваться между классами.
Представляю Вашему вниманию членов жюри сегодняшней литературной викторины:.........
А сейчас, команды, представьтесь, пожалуйста. (команды представляются)
Ведущий: Начинаем нашу викторину (презентация)
1.Как называется первое стихотворение Мусы Джалиля? Где и когда оно было издано? (Стихотворение «Бәхет» написано в 13лет, издано в 1919 году в газете «Кызыл йолдыз» под псевдонимом «Кечкенә Җәлил»)
2. Где учился Муса Джалиль? (В медресе «Мөхәммәдия» и «Хөсәния», В Казани на рабфаке, В Московском государственном университете на литературном отделении)
3. Редактором каких детских журналов был поэт? («Кечкенә иптәшләр»
(1927-1928), “Октябрь баласы”(1929-1932)
4. Когда и с какой целью Джалиль приехал в Казань? (В 1922 году, поступает учиться в татарский рабфак, работает в редакции газеты «Татарстан»)
5. Как назывался и когда был издан первый сборник поэта? («Мы идем» 1925 год)6. Когда Муса уходит на войну, на каком фронте воюет? (В июле 1941 года. Волховский фронт.)7. Какие композиторы писали музыку к произведениям Джалиля? (Җ.Фәйзи, З.Хабибуллин, Н.Җиганов, Л.Хамиди, С.Сәйдәш, М.Музафаров, Р.Яхин)
8. Домашнее задание “Образ Джалиля в музыке”(защита проекта)
Ведущий: Спасибо команде ….А сейчас послушаем в исполнении 2-го класса песню на стихи М.Джалиля “Сәгать”
Продолжаем нашу литературную викторину.
9. К каким операм Джалиль написал либретто? (“АТЫНЧӘЧ”, “ИЛЬДАР”)
10. Как звали родителей поэта, его жену и дочь? (Мостафа абый, Рәхимә апа, Әминә, Чулпан)
11. Сколько было Джалиловцев, когда, где и как их казнили? (11человек, 25 августа 1944 год тюрьма Плетцензее)
Почтим память героев минутой молчания. Спасибо.
12. Кто передал «Моабитские тетради» на Родину? (бельгиец Андре Тимерманс и военнопленный Нигмат Терегулов)
13. Сколько стихотворений в «Моабитских тетрадях»? (92 стихотворения и 2 отрывка)
14. Назовите ученых, журналистов, исследовавших жизнь и творчество Джалиля (Р.Мустафин, В.Воздвиженский, К.Барская, Р.Бикмухаметов, А.Ахтамзян, Ю.Корольков, К.Симонов и т.д.)
15. Когда в Казани был открыт памятник Джалилю? Кто его автор? (1966г., автор и скульптор В.Е.Цигаль)
16. Домашнее задание “Муса Джалиль в изобразительном искусстве” (команда защищает свой проект)
Ведущий: А сейчас 5А класс покажет музыкальную композицию “Красная ромашка”
17. Какие литературные произведения о Джалиле вы знаете? (Р.Мустафин «Красная ромашка», А.Давидов «Муса абый», Ш.Маннур «Муса», С.Агишев «Земляки», Т.Миңнуллин «Моңлы бер җыр », Р.Валеев «День Х», Р.Ишмурат «Бессмертная песня»)
18. Назовите лауреатов премии Джалиля. (Ильдар Юзеев (1968), Василь Маликов (1968),Туфан Миннуллин (1974). Разил Валиев (1982), Роберт Миннуллин (1982), Римма Ибрагимова(1984), Шамиль Бариев (1988), Мирсаид Яруллин , Ренат Харис , Рашид Абдуллин ,Зульфат , Валерий Скобеев , Эльмир Низамов , Рустем Галиуллин ,Луиза Янсуар)
19. Назовите близкого друга Мусы Джалиля. (Критик и литературовед Гази Кашшаф)20. В каком году Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза и Ленинская премия? (2 февраля 1956 год, 1957год)
21. Какие поэты переводили стихотворения Мусы Джалиля? (Сергей Маршак, Анна Ахматова, Эдуард Багрицкий, Александр Миних, Бруно Зернит, Илья Френкель)
22. Почему театр оперы и балета носит имя Мусы Джалиля? («В декабре 1938 года открылся в Казани первый Татарский оперный театр, созданный на основе студии.В июне 1939 года он начал свою работу, открыв первый сезон. Вместе со студией я вернулся в Казань, начал работать руководителем литературной части Татарского оперного театра.» М.Джалиль )23. Как увековечено имя Джалиля? (памятники, Театр оперы и балета, Музей – квартира Мусы Джалиля, Музей в деревне Мустафино, Школа № 1186 в Москве, Улица Мусы Джалиля в Москве и т.д.)
Ведущий: Давайте еще раз посмотрим как увековечено имя Джалиля(презентация)
24. Домашнее задание “По следам Мусы Джалиля”(команда защищает проект)
Ведущий: Ребята, а вы знаете наизусть стихи Мусы Джалиля?(учащиеся рассказывают стихи Джалиля на татарском, русском и английском языках)
Ведущий: А сейчас настало время для подведения итогов. Пока уважаемое жюри подведет итоги нашего конкурса мы посмотрим в исполнении учеников 1-го и 7-го класса татарский танец.
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри. Награждение победителей.
Ведущий: Наш сегодняшний праздник я хочу закончить строками стихотворения:
Муса Джалиль!
Сквозь годы и тысячелетия
Твой подвиг не забудется в веках!
Дела твои и жизнь бессмертны.
И песня твоя льётся в облака.
Как Данко, подарил ты сердце людям,
Ведя к свободе и победе над врагом.
И пусть на небосклоне вечно будет
Твоя звезда гореть огнём.
И в благодарной памяти потомков
Останутся и жизнь твоя, и смерть.
И все мы песне твоей звонкой
Вовеки не позволим умереть!
Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей… За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. «Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» — сказал Юлиус Фучик. Мне хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим поэтам, стихи которых помогли вам узнать что-то новое, помогли открыть для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.