Сценарий педсовета в форме брейн-ринга Теория и практика организации контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке


«Теория и практика организации
контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке»
Заместитель директора
по учебной работе
Дата проведения: 10.01.2015 года
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности.
Задачи:
1. изучить дидактические требования к организации контрольно-оценочной деятельности учителя;
2. раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;
3. рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя;
4. определить проблемы контрольно-оценочной деятельности учителя и пути их решения;
5. выработать рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке.

Форма проведения: педагогический ринг.
I. Теоретические и методологические основы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся,
Заместитель директора
по учебной работе
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами. Наблюдение и результаты анкетирования показали, что
Качественный анализ «+»
мы готовы помочь ученикам, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;
мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений ученика в сравнении с ним самим «вчерашним»;
мы готовы похвалить учеников во время работы, поддержать их во время ответа;
мы не всегда сразу поставим «неуд.» за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение ученика, дать ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.
Качественный анализ «-»всё равно иногда позволяем себе сравнить учеников по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;
не используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;
не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учеников, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;
не находим времени поговорить с учениками об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;
почему-то не все соглашаются с тем, что комментарий отметок обязателен.
Сегодня в форме игры мы вместе с Вами попробуем еще раз осмыслить проблему оценивания учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.
Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания в практики оценивания. Для этого вы разделились на две команды: «Опыт» и «Молодость». Обратите внимание у вас на столах молоточки, удар молоточка будет означать, что команда готова к ответу. Оценивать выступления команд будет жюри. При затруднении помогать с ответом будут «Эксперты», а за психологической стороной нашей игры будут наблюдать «Психологи». Есть еще группа «Темная лошадка», о функции которой вы узнаете позже.
Итак, начинаем наш педагогический ринг.
Существуют основные нормативные документы, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя, прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.
Неслучайно сегодня эпиграфом семинара выбраны слова Е.Ильина: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти».
Несколько слов из истории оценки.
Из истории оценивания
Учитель истории и обществоведения
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала
Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, племяннице Петра I. Оценки тогда были словесными, семантически многообразными в пределах полярных понятий "хорошо - плохо". –
Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения: «1» – слабые успехи; «2» – посредственные; «З» – достаточные; «4» – хорошие; «5» – отличные.
Вот как характеризовались оценки успеваемости в Российской Академии Генерального штаба в1880 году.
Лицеист Александр Пушкин плакал, когда его заставляли решать арифметические задачи. Имея оценку "превосходно" по словесности, юноша-Пушкин часто получал самые низкие баллы по математике, чаще всего ему писали "худ" или "очень слаб". Хорошо еще, что юный поэтический гений духом не падал, оставался жизнелюбивым и знал о своем предназначении - блистать в гармонии слов, а не чисел.
Но не все молодые люди относились к "неудам" так вот "по-пушкински" легко. Насмешки отличников над "тупицами", бывало, приводили даже к дуэлям. А в начале ХХ века по России прошла целая эпидемия самоубийств гимназистов, не сумевших пережить позора от "единиц" и "двоек".
В конце XIX века родилась идея безотметочного обучения, которая успешно экспериментировалась. В 1916 году Министерство просвещения уже было готово официально объявить об упразднении отметок в школах. В практику вводились простые уведомления родителей о случаях неуспеваемости детей.
Но тут прогремела Октябрьская революция 1917-го года, сокрушившая всю систему жизни страны. Несмотря на то, что все старое, "царское" категорически отвергалось, Народный комиссариат просвещения, который возглавила Надежда Константиновна Крупская (жена В.И. Ленина), посчитал, что мысль об отмене цифровой системы оценки знаний не так уж плоха и вполне соответствует лозунгу раскрепощения народа, провозглашенному Советской властью.
Вместо отметок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, причем в них учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная активность ученика в школе и вне ее. Между тем, директива об отмене "двоек" и "пятерок" выполнялась педагогами без энтузиазма, многие продолжали выставлять ученикам привычные отметки.
В 1939 вернулись словесные оценки ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"), а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).
5-балльная система оценки знаний была снова официально узаконена и практически всю советскую эпоху не модернизировалась (исключая отдельные эксперименты).
Пятибалльная система оценивания не является мировой общепринятой системой. В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок – от 6 (Польша) до 100-балльной (Япония). Наши соседи – Молдова, Белоруссия, Латвия – практикуют оценки по 10-балльной системе, на Украине принята 12-балльная, во Франции и ряде ее бывших колоний (например, в Тунисе) давно уже действует 20-балльная. В США принята близкая нам 5-балльная (правда, вместо цифр там используют буквы - A, B, C, D, F), но итоговые тесты, которые сдают по окончании каждого полугодия, оценивают по 100 баллам.
С недавнего времени в школах Украины введена 12-балльная система оценивания. Отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12». Учащийся, оканчивающий школу с такими оценками, награждается золотой медалью.
Во Франции учатся по 20-балльной шкале. При этом высшая оценка, как правило – 18 баллов. Французы твердо уверены, что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 – господин учитель. Высший пилотаж – заработать 14-16 баллов. Большинство французских «хорошистов» получают от 10 до 12-14 баллов.
В Германии принята 5-балльная система оценок. Правда, оценки ставятся в обратном порядке. Наивысшая оценка – 1, самая плохая – 5. Напоминает спортивные разряды.
В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок.
Очень интересна система оценки знаний в японской школе. Индивидуально уровень знаний учащегося не оценивается. В конце четверти выставляется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса. Однако в последнее время все чаще можно слышать мнение, что это не совсем объективно, и, возможно, скоро в Японии откажутся от этой системы.
Школьное образование в Китае использует буквенную и процентную шкалы оценок:
A 90-100% - отлично
B 80-89% - хорошо
C 70-79% - средне
D 60-69% - удовлетворительно
F 0-59% - неудовлетворительно.
Сегодня в России в большинстве школ существует пятибалльная система оценок. Насколько пятибалльная система отражает реальное положение дел в школе? Существующая пятибалльная система оценки знаний фактически является трехбалльной: поскольку ни "единица", ни "двойка" не становятся итоговой оценкой, детям ставят только "три", "четыре" и "пять.Каждый учитель пытается каким-то образом усовершенствовать эту систему, выставляя в журнал точки вместо «двоек», плюсы и минусы в дневники и т.д. А «единица» – это вообще лишь эмоциональный всплеск.
В 60-90-е годы ХХ в. сложились три основных подхода к модернизации и гуманизации балльной отметки, используемой, в большей или меньшей степени, в рамках традиционной классно-урочной системы.
В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговая.
Смысл ее заключался в том, что каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности, креативности оценивалось по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале. При этом ученик мог выбрать задание в соответствии с самооценкой, уровнем притязаний и амбиций. Как показал опыт применения такой системы оценивания, она, особенно на первых порах, вызывает интерес у школьников, стимулирует их активность. Положительной стороной является и включение механизма самооценки учащихся, их самоопределения. В некоторых образовательных учреждениях для повышения мотивации вводились «школьные деньги», которые ученики получали в зависимости от количества набранных баллов. На заработанные «деньги» ученики могли приобрести в школьном магазине вполне реальные и престижные для подростков вещи: плееры, кроссовки и даже видеомагнитофоны.
Однако все же модульно-рейтинговая система и ее многочисленные аналоговые модификации представляли собой систему, конвертируемую в стандартный вариант отметок. В результате набранные учениками сотни и тысячи баллов переводились в пятибалльную шкалу.
Использовались и различные методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета». Преимущество данного подхода в его аналогичности вузовской системе обучения, на которую предстоит перейти большинству старшеклассников. Однако на практике наблюдались и характерные для такой системы оценивания недостатки – ученики по-студенчески «откладывали все на потом» и тщетно пытались в течение зачетной недели овладеть непосильным для них объемом материала.
В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США. Это «субъект-субъектная» система школьной оценки, включающая непрерывную оценку и самооценку посредством интеграции качественной и количественной ее составляющих, перевода внешней субъективной оценки во внутреннюю объективную самооценку и формирование способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования. Такая система получила название учебное «портфолио». Суть ее заключается в том, что организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей, общественности и др.). На основе этого проводится всесторонняя количественная и качественная оценка уровня обученности данного ученика и дальнейшая коррекция процесса обучения. При этом делается акцент на то, что ученик знает, умеет, а не на то, чего он не знает и чего не умеет (по данному материалу). «Педагогическое ударение» переносится с оценки на самооценку.
В школьном образовании Финляндии используются следующие шкалы оценок. В период обучения в школе: от 4 до 10, причем оценка 10 является максимальной, оценка 5 – минимально проходной. При сдаче национальных экзаменов на право поступления в высшие учебные заведения: 0 – неудовлетворительно (оценка в1 балл не используется), 6 – максимальная оценка.
Система среднего образования Франции использует двадцатибалльную шкалу оценок: 16-20 – очень хорошо, 14-15 – хорошо, 12-13 – достаточно хорошо, 10-11 – удовлетворительно, ниже 10 – неудовлетворительно.
В какой же стране образование лучшее. Изучением этого вопроса занялась британская компания «Economist Intelligence Unit». Она опубликовала рейтинг стран, имеющих самую лучшую систему образования. Исследование проводилось в течение пяти лет и результаты поразили всех. Критериями для отбора послужили следующие параметры:
1) социальное положение педагога, его авторитет среди родителей и учащихся, соотношение заработной платы учителей и прожиточного минимума в стране;
2) процент выпускников, которые поступают в УВО;
3) результаты тестов на грамотность.
Лидером среди стран с лучшим образованием оказалась Финляндия. Конечно же, в финских школах не изучается бачата и стратегия игры в шахматы, однако финское государство берет на себя полностью все расходы по обеспечению учебного процесса. Среднее и высшее образование в стране предоставляется абсолютно бесплатно. В школах имеются все необходимые материалы для обучения, в том числе учебники. Также здесь предоставляется питание. А детей после школы развозят по домам на бесплатном автобусе. Общение педагогов с родителями и детьми происходит здесь в демократическом формате, однако авторитет такого педагога очень высок. Что касается заработной платы учителей, то здесь она очень высокая. Поэтому здесь так велик процент учителей мужчин. Мужчина-учитель способен содержать свою семью из трех человек на одну лишь зарплату, чем не могут похвастаться другие страны. Уровень знания учеников на очень высоком уровне.
Список двадцати развитых стран с самыми лучшими системами образования: Финляндия, Южная Корея, Гонконг, Япония, Сингапур, Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария, Канада, Ирландия, Дания, Австралия, Польша, Германия, Бельгия, США, Венгрия Словакия, Россия.
В Москве эксперимент по переходу на 10-бальную систему в настоящее время проводится в трех школах. Как заявляют специалисты, использовать в полной мере преимущества этой системы мешает, в первую очередь, отсутствие точных критериев применения таких оценок.
Заместитель директора
по учебной работе
Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
-Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.
-Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
-Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
Фактом является то, что нет единого мерила установления знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к «замеру», в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т.д. возрастает степень « оценочной прикидки». Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует а не тормозит развитие школьников.
Выставление отметок по предметам способствует развитию ученика:
-если он понял, что от него требуют;
-если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
-если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.
Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
1 конкурс «Копилка мудрых мыслей».
Педагогам дается задание, составить высказывание из обрывков фраз и высказать свое мнение о высказывании. (1 мин.)
«Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса» (В.М. Полонский) – психологи
«Отсутствие оценки является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее. (Б. Г. Ананьев) – опыт
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В. А. Сухомлинский) – молодость
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки». – эксперты (В. А. Сухомлинский)
«Желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций… Поэтому знакомьте своих учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать, и отступайте от этого правила только в отдельных случаях, когда вас останавливают какие-нибудь особые практические соображения». – зрители (У. Джеймс)
«Ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе- ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье- ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое- ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете». – родители Л.Н.Толстой
2 мнение о необходимости оценивания «Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой – насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это – та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» (Ш. А. Амонашвили)
Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия: «Оценка» и «Отметка» т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего — либо;
Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения. Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
- многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
- краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
- отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
- общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата или для профессиональных заведений и т. п.
- сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях
Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся – это контроль. Эксперты, назовите, пожалуйста, виды контроля.
2 конкурс «Сделай выбор».
У вас на листах таблица с видами контроля. Найдите соответствие, отметить знаком «+» (возможен не один вариант).
Поурочный контроль Тематический контроль Итоговый
контроль + сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала.
+ носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
+ заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.
+ производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
+ оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам, а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
+ осуществляется посредством проведения самостоятельных и контрольных работ, других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся.
+ осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах
Жюри проверяет.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ?
-что должно проверяться; -кто должен опрашиваться; -какой ожидается эффект от проведения проверки; -какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки.
Эксперты, назовите, пожалуйста, функции контроля (образовательная, стимулирующая, диагностическая, контролирующая, социальная).
Эксперты, назовите, пожалуйста, формы контроля (устная, письменная, практическая).
3 конкурс «Кто больше?».
Написать за 2 мин. методы контроля, которые вы знаете. Далее по очереди команды называют по одному методу, повторять нельзя. Кто больше, тот и победил.
(методы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.)4 конкурс «Ты-мне, я-тебе».
Команды задают друг другу заранее по 2 вопроса (педагогические ситуации) на выбор. Оценивается полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждаются дополнительные очки. Далее задать по 1 вопросу психологу.
В школу пришла мама одного из Ваших учеников и высказала возмущение по поводу успеваемости своего сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьей, а оценок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Репетитор говорит, что мой сын способный мальчик, а Вы к нему предвзято относитесь». Ваши действия.
Ученики выполнили проверочную работу. Одному Вы поставили «5», а другому при том же количестве ошибок «6». Ученик, получивший «5», решил выяснить у Вас, почему выставлены разные оценки. Ваши действия.
Ученик систематически забывает на Ваших уроках тетрадь, проверочные работы выполняет на листках, часто их не сдает, а устно в классе не отвечает. Как объективно оценить такого ученика?
На уроке Вы спросили ученика, претендующего на получение медали, однако он ответил, что не готов, так же, как и предыдущий ученик, который претендентом на медаль не является. Ваши действия.
В начале урока педагог раздает тетради с проверенным домашним заданием и предлагает сделать работу над ошибками. Один из обучающихся обнаруживает, что при проверке педагог не заметил его ошибку и громко заявляет об этом на весь класс. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
К Вам пришли родители обучающегося из 10 класса, которые недовольны выставленной Вами оценкой за полугодие. Они считают эту оценку несправедливой, обвиняют Вас в необъективности. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В Вашем классе есть обучающийся, который хорошо знает предмет, но не может отвечать перед всем классом, замыкается, молчит. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?  
Обучающийся регулярно приходит в школу с невыполненным домашним заданием. Учитель: «Ты опять не сделал домашнее задание». Ученик, не глядя на учителя, будничным тоном: «Я забыл». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
На уроке литературы педагог спрашивает: «Почему вы не прочитали заданное на дом («Войну и мир», «Мифы Древней Греции», «Мертвые души»). Ученики хором отвечают: «А мы смотрели кино». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др. в данной ситуации и почему?)
Учитель ставит нерадивому ученику очередную единицу: «Ты опять написал контрольную на «два». Ученик: «Я нормально написал. Это Вы ко мне придираетесь». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
Учитель: «У тебя полно 0-1 и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите.» Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
Учитель: «Когда ты, наконец, выучишь таблицу умножения? Ученик: «А зачем она мне. Для этого есть калькулятор». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Педагог-психолог
Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".
Недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Отметка и оценка учителя должна быть:
объективной – непредвзятой, беспристрастной; в педагогической оценке не должны содержаться субъективные мнения учителя о конкретном ребенке; адекватной – соответствовать реальным показателям конечного результата – количественным и качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;
мотивированной – содержащей четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом; для этого учитель должен прибегнуть к доводам, доказательствам, обоснованию и убеждению, показателям того, что оценка убедительно выступает фактом совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;
критической – содержащей указания на определенные недостатки в работе, ориентирующей ученика на эталоны, образец; воспитывающей чувство неудовлетворенности;
стимулирующей – побуждающей к продвижению вперед, к намеченной перспективе, содержащей оптимистическое начало; дифференцированной – состоящей из отдельных частных оценок, содержащих в себе четкие указания; заинтересованной – выражающей интерес к личности ребенка, радость по поводу его успехов, веру в его возможности; выразительной – показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и в получении результатов;
понятной – четкой и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей;
уважительной – вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его права на собственные ошибки.Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками как:
самооценка,
мотивация достижения,
тревожность,
эмоциональной комфорт,
взаимоотношения с окружающими,
творчество.
Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.
Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.
Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.
Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: "Тебе что, больше всех надо", - говорят ему одноклассники; "Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую" - говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей (см. тест "Направленность на отметку", "Направленность на приобретение знаний").
И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.
Отметки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простые правила:
при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?) Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слова педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. Обращайтесь к самолюбию.
Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
Заместитель директора
по учебной работе
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся:
- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;
- перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):
- оценка по настроению;
- отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
- центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок., например, не ставить единиц, двоек и десяток);
- неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
- близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
- перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
- завышение и занижение отметок и др.
5 конкурс «Родительские университеты».
«Темная лошадка». Родители сами выбирают, какие задать вопросы (4-6в.).
Когда я сама училась в школе, моя учитель математики смотрела только на решение и на результаты, а грязь и исправления она вообще не замечала (у меня тоже всегда грязь в тетрадях была). Неужели она нам тогда оценки завышала?
Ситуация: учитель занижает оценки ребенку из за того что он не выговаривает буквы! разговаривала с ней не понимает!
У меня такая ситуация: дело в том, что моему ребёнку, ученице 8 класса, каждый раз задают на уроке русского языка выучить правила, но учитель их упорно не спрашивает, а спрашивает старые правила, естественно ребёнок их сразу и не вспомнит. И она ставит ей за эти правила двойки. И так каждый урок. Подскажите, как мне быть.
Уважаемые товарищи учителя, должны ли учителя давать переписывать контрольные?
Имеет ли право учитель наказывать ученика в школе как-то иначе, кроме как поставить оценку? В частности - допустимо ли учителю ставить ученика в угол? Если нет, то, на какие нормативные акты можно ссылаться, и какая ответственность учителя в подобных случаях предусмотрена?
Находясь в Детском Образовательном Центре по многим школьным предметам в табеле были выставлены учителями оценки для предоставления в школу по месту жительства. Имеет ли право учитель в школе не выставить эти отметки в школьный журнал?
Как повлиять на учителя, незаконно ставящего ученику оценки за пропуски в школе?
У ребенка факультатив в добровольно- принудительном порядке, вправе учитель задавать д/задание и ставить отметки за него?
Мой сын очень способный ребенок. Это не только мое мнение как матери. Но учитель занижает ему оценки, чтобы он ходил на дополнительные платные занятия. Что нам делать, посещать эти занятия или же бороться с несправедливостью?
Блиц опрос для экспертов.
Может ли учитель ставить «0-1-2» за работы, которые были заданы во время болезни?
Могут ли поставить «0-1-2» за поведение?
Могут ли поставить «0-1-2» за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?
Могут ли выгнать с урока за плохое поведение?
Имеет ли право учитель не пускать на урок, если ученик опоздал?
Помните, что лучше не выставлять отрицательную отметку:
1. По всем предметам всю первую четверть в 5-х классах.
2. В начале первой четверти во всех классах в начале изучения нового предмета.
3. В начале первой четверти учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
4174490168910 8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
Подведение итогов педагогического ринга.
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Проект решения педагогического совета:
1. Педагогическим работникам:
1.1. предъявлять к ответам учащихся требования в соответствии с нормативно-правовыми документами;
1.2. использовать оценки и отметки в целях развития личности учащихся;
1.3. дифференцировать подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
1.4. осуществлять оценивание так, чтобы самоконтроль и самооценка учащегося предшествовали контролю и оценке сверстников и учителя;
1.5. при разработке календарно-тематического планирования продумывать контрольно-оценочную деятельность;
1.6. использовать методические рекомендации, памятки для совершенствования системы оценивания знаний учащихся.
2. Заместителям директора по учебной работе провести практический семинар по теме: «Портфолио. Достижения учащихся».
Срок исполнения – до 30.05.2016
3. Учителям физической культуры и здоровья 1 раз в месяц проводить Дни здоровья с целью приобщения учащихся к здоровому образу жизни.
4. Заместителю директора по воспитательной работе:
4.1. проводить систематический анализ вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу во внеурочное время;
4.2. регулярно включать вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся в тематику общешкольных и классных родительских собраний.
5. Педагогу социальному, классным руководителям проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек.
6. Руководителям школьных методических объединений:
6.1. организовать работу по обобщению опыта педагогов в системе оценки качества образовательного результата;
6.2. учесть в планах работу по развитию мотивации к учебной деятельности на основе результатов диагностики учащихся, родителей;
7.3. обсудить основные положения системы контроля и оценки знаний учащихся.
Срок исполнения – до 30.12.2015
Памятка по организации и совершенствованию
контрольно-оценочной деятельности учителя
1.Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2.Алгоритм организации проверки — Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3.Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4.При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
5.Отметки выставляются за:
- устные ответы при индивидуальной проверке,
»за выполнение практической работы,
»при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
»за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
»за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
6.Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
7.Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
8.Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
9.При анализе ответа учитель определяет:
» все ли изложил ученик,
» сколько ошибок было, какие это были ошибки,
» какие были сделаны неточности,
» правильно ли понят учебный материал,
» знает ли ученик определение понятий,
» умеет ли объяснять связи и зависимости,
» дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
» умеет ли выделять главное,
» оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
» логично, последовательно излагать материал.
» насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
» нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
» умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
11.Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
12.Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму
13.Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14.Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15.Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16.Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
17.Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18.Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым «Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи» объёмом работы.
19.Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
20.Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21.Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
22.Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год.
23.При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
24.Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25.Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26.Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
27.Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28.Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
29.Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.